Дополнительная общеразвивающая программа для учащегося надомного обучения с ТМНР Сказочный театр. 7 класс.


Государственное Бюджетное Профессиональное Учреждение Колледж градостроительства транспорта и технологий №41
подразделение ДавыдковоРекомендована УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Руководитель подразделения
Протокол ПС № 1 от Кочубей Г.Н.
«31» августа 2016г. «31» августа 2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Сказочный театр»
НАПРАВЛЕННОСТЬ
художественно-эстетическая
Уровень программы - ознакомительный
Программа разработана
Щербаковой Ирэн Леонидовной
Программа рассчитана на
1 год обучения
Возраст 10-15 лет
Москва
2016-2017

Пояснительная записка.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжёлое заболевание, которое возникает у ребёнка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования (внутриутробном, в период родов или в период новорожденности). За последние годы оно стало одним из наиболее распространённых заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорождённых страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны). ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Кроме этого у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В сложной структуре нарушений у детей с ДЦП значительное место занимают речевые расстройства, частота которых составляет до 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Отставание в развитии речи при ДЦП связано также с ограничением объёма знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов.
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством.
Театр – это волшебный край. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые события, помогает психологической адаптации ребёнка в социуме.
Образовательная «Программа воспитания и обучения с ТМНР» рассчитана на работу с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями умственного и психического развития, зрительными и другими сочетанными нарушениями. Программа строится с учётом психологических особенностей ребенка с такими нарушениями и специфических задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Программа включает в себя все необходимые разделы работы с ребенком с ТМНР.
Однако, как показала практика работы по «Программе воспитания и обучения детей с ТМНР», в разделе «Ознакомление с художественной литературой» знакомству со сказкой и дальнейшей театрализации уделено крайне мало внимания.
В связи с тем, что у детей с ДЦП наблюдаются комплексные нарушения двигательной, речевой сферы и психического развития, то целенаправленная театральная деятельность по сказкам – это одна из возможностей получить положительный опыт взаимодействия с людьми и обогащение социального опыта, обогащение эмоциональной сферы.
Программа рассчитана на работу с ребенком с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями умственного и психического развития, зрительными нарушениями, является подразделом «Программы воспитания и обучения детей с ТМНР».
Цель программы «Сказочный театр»:
Формирование первичной коммуникации, адаптации в социальной среде и обогащение эмоциональной сферы.
Задачи программы:
Формировать интерес к восприятию сюжета сказки.
Обучать ребенка слушанию, пониманию текста сказки.
Формировать навыки театрализации, обучать имитированию характерных особенностей сказочных персонажей (жесты, походка, мимика).
Расширять представления ребенка об окружающем мире (о природе, предметах, игрушках и т.д.).
Дать ребенку представление о различных видах театров.
6. Развивать сенсомоторную сферу:
а) развивать зрительное восприятие основных цветов и оттенков цветов спектра, величины, пространственных отношений, фактуры предметов (например, в предметах настольных театров: твёрдые – мягкие, гладкие – шероховатые);
б) развивать слуховое восприятие;
в) развивать двигательную сферу ребенка, манипулятивную функцию рук, движений пальцев рук.
7. Развивать психические процессы:
а) развивать внимание, память, мышление, творческое воображение ребенка;
б) Развивать эмоциональную сферу, сопереживание;
в) Развивать импрессивную и экспрессивную речь.
Способствовать развитию коммуникативной деятельности.
Формировать нравственное начало.
Воспитывать желание играть с театральными куклами.
Воспитывать гуманные чувства ребенка, развивать стремление быть отзывчивыми к людям и животным.
Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к игрушкам, куклам, вещам, костюмам, декорациям.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству, к литературе.
Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности. Возраст детей: программа предназначена для детей с ТМНР в возрасте от 10 до 15 лет. Срок реализации – программа рассчитана на 38 часов – по 1 часу в неделю (38 недель).
Содержание программы
Данная программа представляет собой последовательный ряд специально организованных мероприятий:
- знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, просмотр мультфильмов);
- эмоциональное восприятие знакомого материала (рассматривание иллюстраций, игрушек, чтение стихов, потешек, слушание детских песен, загадывание загадок. пальчиковые игры, игры на имитацию и т.д.);
- художественная деятельность (лепка, рисование пальчиками, трафаретами, закрашивание, конструирование);
- создание игровой среды (дидактические игры, малоподвижные игры, песенки-игры);
- игра-драматизация (повторное рассказывание, чтение с элементами драматизации, оформление игрового помещения, которое вызывает желание «играть в сказку»).
Эти мероприятия в комплексе решают задачу вовлечения ребенка в театральную деятельность.
Целенаправленная деятельность способствует воспитанию у ребенка повышенного интереса к сказкам, развитию словотворчества и диалогического общения, вовлечению в мир театрализованной деятельности, обогащение социального опыта.
Программа кружка «Сказочный театр» включает следующие направления.
Приучение ребенка слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные сказки и произведения поэтов и писателей России, разных стран. Сопровождать рассказывание, чтение показом театра картинок, игрушек, куклами настольного театра, пальчикового театра, игровыми действиями.
Приучение ребенка слушать сказки и без наглядного сопровождения. Предоставлять возможность эмоциональной реакции.
Формирование у ребёнка умения концентрировать внимание на игрушке, на картинке, на кукле настольного театра, наблюдая за действиями педагога. Знакомить ребенка с театром картинок, с настольным и пальчиковым театром. Развивать мышление, творчество, чувство юмора.
Список литературных произведений.
Русская народная сказка «Репка».
Русская народная сказка «Курочка Ряба».
Русская народная сказка «Теремок».
Русская народная сказка «Колобок».
Сказка Д. Биссета «Га-га-га».
Русская народная сказка «Волк и козлята».
К. Чуковский «Путаница».
Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Русская народная сказка «Как коза избушку построила».
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Прогнозируемые результаты реализации программы.
Ребенок должен научиться:
слушать сказки,
вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в книгах,
частично драматизировать сказку с помощью мимики, жестов, звукоподрожания.
Учебно-тематический план.
1. Рассказывание сказки «Репка», обучение слушанию, пониманию текста сказки. Развитие слухового, зрительного восприятия. 1 час
2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка», формирование умения концентрировать внимание на картинке, чувственно обогащать, развивать воображение. 1 час
3. Лепка «Репка на грядке», раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика.
1 час
4. Д/и «Собери овощи и фрукты», расширение представления об окружающем, обучение группировать овощи и фрукты, обследовать предметы.
1 час
5. Повторное рассказывание сказки «Репка» с элементами драматизации, имитацией движений. 1 час
6. Знакомство со сказкой «Курочка Ряба», обучение внимательно смотреть и слушать сказку. Развивать умение сопереживать персонажам сказки и желание прийти на помощь.
1 час
7. Формирование у ребёнка умения концентрировать внимание на игрушке, наблюдая за действиями педагога и слушая детскую песенку «Курочка моя».
1 час
8. Закрашивание золотых яичек по шаблону, развитие зрительного восприятия, умения работать кистью.
1 час
9. Повторение сказки «Курочка Ряба» с элементами драматизации, способствование формированию эмоционального отклика.
1 час
10. Рассказывание сказки «Теремок», формирование умения внимательно слушать сказку.
1 час
11. Д/и «Узнай и покажи», узнавание героев сказки, развитие мелкой моторики рук и пальцев. 1 час
12. Продолжение знакомства со сказкой, привлечение к посильному участию в драматизации сказки, узнавание героев. 1 час
13. Знакомство со сказкой «Колобок», помощь в понимании содержания сказки, развитие зрительного, слухового восприятия, внимания, памяти. 1 час

14. Лепка Колобка, упражнение в скатывании округлой формы, обозначение на ней глаз, рта, носа путём лёгкого надавливания стекой. Игра с Колобком.
1 час
15. Д/и «Куда покатился Колобок?», выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности. Развитие внимания. 1 час
16. Чтение сказки Д. Бассета «Га-га-га», знакомство со сказкой, различение животных по внешнему виду и голосам, формирования эмоционального отношения к герою. 1 час
17. Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?», расширение представления об окружающем, упражнения в звукоподражании. 1 час
18. Лепка «Гуси», упражнение в скатывании круглых форм, показ соединения деталей приёмом прищипывания, лепки клюва и хвоста. 1 час
19. Песня «Два весёлых гуся», инсценировка на фланелеграфе, имитация движений гусей, бабушки. 1 час
20. Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят», разъяснение эпизодов сказки. 1 час
21. Рассказывание сказки «Волк и козлята», знакомство с героями сказки, показ иллюстраций к сказке. 1 час
22. Инсценировка потешки «Коза-хлопота», рассматривание игрушек настольного театра, развитие зрительного, слухового восприятия. 1 час
23. Повторение сказки «Волк и козлята», стимуляция интереса и желания играть с куклами настольного театра, воспитание добрых чувств, эмоциональной отзывчивости. 1 час
24. Просмотр мультфильма «Путаница», развитие внимания, умения максимально концентрироваться на происходящем на экране. 1 час
25. Чтение сказки «Путаница» с элементами драматизации, развитие слухового восприятия и интонационной выразительности. 1 час
26. Д\и «Голоса зверей». Работа по развитию слухового восприятия и памяти. 1 час
27. Чтение авторской сказки Л. Воронковой «Маша-растеряша», приучение слушать сказки без наглядного сопровождения, развитие всех психических процессов. 1 час
28. Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку», упражнение в надевании предметов одежды, отработка навыка правильного и последовательного надевания одежды на куклу. 1 час
29. Повторное чтение с элементами драматизации, развитие умения включаться в действие, интереса играть с куклами настольного театра. 1 час
30. Знакомство со сказкой «Как коза избушку построила», знакомство со сказкой, побуждение понимать сюжет сказки, определять добро и зло, обучение подражать голосу козы. 1 час
31. Продолжение знакомства со сказкой. Расширение представления об окружающем мире, о деревьях и кустарниках. Развитие эмоциональной сферы, сопереживания, гуманных чувств. 1 час
32. Латышская народная потешка «Деревьям по подарку», развитие стремления понять содержание потешки. 1 час
33. Рисование пальчиками «Красивые листочки». Освоение техники пальчиковой живописи. 1 час
34. Повторное чтение сказки «Как коза избушку построила», побуждение наблюдать за действиями педагога с резиновой игрушкой – козой, поощрение намерения играть с игрушкой. 1 час
35. Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса», рассматривание иллюстраций к сказке.
1 час
36. Игра с персонажами сказки, развитие умения действовать с куклами. Развитие эмоциональной сферы, сопереживания. 1 час
37. Постройка домика кота, петушка и лисы из картона, отражение эмоционального отношения к сказке в конструировании. 1 час
38. Разыгрывание содержания прибаутки «Лиса по лесу ходила» и потешки «Петушок» с помощью мягких игрушек – лисы и петушка. Привлечение к игре с игрушками, развитие движения рук. 1 час
Литература.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: «Просвещение», 1986г.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М.: «Просвещение», 1984г.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. – М.: «Просвещение», 1989г.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М.: «Просвещение», 1987г.
Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников». - «Дошкольное воспитание», № 1, 2005г.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009г.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2007г.
Левченко Н.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: изд. центр «Академия», 2001г.
Левченко Н.Ю., Ткачёва В.В. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст. Методическое пособие. – М., 2008г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2009г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М.: «Карапуз-дидактика», ТЦ «Сфера», 2007г.
Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Специальная педагогика. – М.: «Классик-Стиль», 2003г.
Сахипова З.Г. Читаем детям. Книга для чтения в национальных детских садах РСФСР. – Л.: «Просвещение», Ленинградское отделение, 1987г.
Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – Спб.: «Детство-Пресс», 2003г.
Сорокина Н. «Программа «Театр – творчество – дети». – «Дошкольное воспитание», № 9, 1996г., № 11, 1996г.
Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. – М.: «Линка-Пресс», 2009г.
Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. – М.: «Просвещение», 1982г.