Программа индивидуального развития ребенка с ОНР, 1 год обучения

Адаптированная образовательная программа воспитанника старшей группы детей с ОНР СП «Детский сад Лучики» ГБОУ СОШ №7 г.Похвистнево
на 2016 – 2017 учебный год (1 год обучения)

Ф.И ребёнка:
Дата рождения:
Заключение ПМПК от
I период

II период

III период


Формирование произносительных умений и навыков

Артикуляционный точечный массаж.
Подготовительные упражнения к постановке звуков [ш], [ж] («Трубочка», «Лопаточка», «Чашечка», Вкусное варенье», «Загоним мяч в ворота» и т.д.).
Постановка звуков [ш], [ж]
Автоматизация звуков [ш], [ж]
Дифференциация звуков [ш-ж], [ш-с], [ж-з].
Совершенствование умения:
- различать длинные и короткие слова;
- запоминать и воспроизводить цепочки слогов различными согласными и одинаковыми гласными;
- цепочки слогов со стечением согласных.
Произношение и использование в речи:
- 2-х сложных слов с одним и двумя закрытыми слогами;
- 3-х сложных слов, состоящих из открытых слогов.
Выполнять слоговой анализ 2-3-х сложных слов.
Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха;
Закрепление мягкого голосоведения;
Развитие ритмичности речи, интонационной выразительности, модуляции голоса.

Подготовительные упражнения
к постановке звуков [л], [л’]
(«Хоботок», «Накажем непослушный
язык», «Ступеньки», «Не разбей
чашечку», «Фокус», «Кошка сердится», («Улыбка», «Ветерок», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Барабанщик», «Балалайка», «Индюк», «Пароход гудит»
и т.д.)
Постановка звуков [л], [л’]
Автоматизация звуков [л], [л’]
Дифференциация звуков [л - л’], [ш-ж], [ш-с], [ж-з].
Совершенствование умения:
- запоминать и воспроизводить цепочки слогов различными согласными и гласными;
- цепочки слогов со стечением согласных.
Произношение и использование в речи:
- 2-х сложных слов с одним и двумя закрытыми слогами;
- 3-х сложных слов с одним закрытым слогом.
Выполнять слоговой анализ 2-3-х сложных слов.
Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха;
Закрепление мягкого голосоведения;

Изотонические упражнения.
Подготовительные упражнения к постановке звуков [р], [р’] («Улыбка», «Ветерок», «Лошадка», «Грибок», «Дятел», «Барабанщик», «Балалайка», «Индюк», «Пароход гудит» и т.д.).
Постановка звуков [р], [р’].
Автоматизация звуков [р – р’], [л], [л’]
Дифференциация звуков [р – р’], [л - л’]
[р - л].
Развитие навыков определения количества слогов в словах;
Развитие умения воспроизведения слова с опорой на гласные звуки и буквы.
Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха;
Закрепление мягкого голосоведения;


Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Дифференциация звуков [ш-ж], [ш-с], [ж-з].
Закрепление понятий звук, гласный и согласный звук;
Формирование понятий звонкий, глухой, твёрдый, мягкий согласный звук;
Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и]; согласные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости;
Выделение звука из конца и начала слов.
Воспроизведение ритмов.
Дифференциация звуков [л - л’], [ш-ж], [ш-с], [ж-з].
Определение места звука в слове: начало, середина, конец;
Выделение определённого звука в предложенных словах;
Подбор слов на определённый изученный звук.
Дифференциация звуков [р-р’], [р - л].
Совершенствование навыков звуко-слогового анализа и синтеза: подбор слов к схемам, составление слов из разбросанных слогов и т.д.
Дифференциация слов, близких по звуковому составу.
Дополнение и преобразование слов.
Развитие умения различать гласные – согласные, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие согласные звуки.
Определение места звука в слове: начало, середина, конец;
Выделение определённого звука в предложенных словах;
Подбор слов на определённый изученный звук.


Совершенствование словаря

Накопление знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.
Расширение и активизация словаря существительных, прилагательных и глагольного словаря по темам: «Осень», «Овощи - фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда, обувь, головные уборы», «Хлеб», «Части тела», «Дом и его части»
Подбор признаков и действий
к предметам.
Подбор антонимов, синонимов.

Расширение и активизация словаря существительных и прилагательных, глагольного словаря по темам: «Посуда, продукты», «Зима, признаки», «Животные нашего леса», «Мебель. Электрические приборы», «Новый год», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние птицы»
Подбор признаков и действий к предметам.
Подбор антонимов, синонимов, родственных слов.
Расширение и активизация словаря существительных и прилагательных, глагольного словаря по темам: «Перелётные птицы», «Весна, признаки», «Мамин праздник», «Рыбы», «Насекомые», «Профессии», «Космос», «Комнатные растения», «Транспорт», «Профессии. Профессии на транспорте», «День Победы», «Лес. Поле. Луг», «Школа, школьные принадлежности», «Насекомые», «Лето, цветы», «Школьные принадлежности»
Подбор антонимов, синонимов, родственных слов.


Развитие грамматического строя речи

Образование и практическое использование:
Ед. и мн. числа существительных;
Глаголов настоящего и прошедшего времени;
Существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами;
Глаголов с различными приставками;
Относительных прилагательных;
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными.
Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.







Образование и практическое использование:
-глаголов настоящего и прошедшего времени;
- предлогов: без, у, к, под, на, в, от.
- относительных и притяжательных прилагательных;
Согласование прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Развитие навыков словообразования с помощью суффиксов и приставок.
Расширение и активизация словаря по лексическим темам согласно перспективного планирования.
Образование и практическое использование:
- предлогов: без, у, к, под, на, в, от, из-под.
-относительных и притяжательных прилагательных;
Развитие навыков словообразования с помощью суффиксов –чик-, -щик- и приставок.


Развитие связной речи

Составление предложений: по вопросам; демонстрации действий; картине и распространение их однородными членами.
Пересказ: хорошо знакомых сказок, коротких рассказов со зрительной опорой и помощью педагога.
Составление рассказа-описания о предметах и объектах: по образцу, алгоритму, предложенному плану.
Развитие навыков постановки репродуктивных вопросов по образцу и без образца.
Составление рассказов-описаний по элементарным опорным схемам из 5-6 предложений.
Пересказ простых повествовательных рассказов с опорами и без них.
Составление описательно-повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.
Совершенствование диалогической речи.
Развитие навыков составления предложений по многофигурным картинкам с помощью вопросов и без них.
Развитие навыков постановки репродуктивных вопросов по образцу и без образца.
Составление рассказов-описаний по элементарным опорным схемам из 6 - 8 предложений.
Пересказ простых повествовательных рассказов с опорами и без них.
Составление описательно-повествовательных рассказов по серии сюжетных картин.

Совершенствование моторного развития и графических навыков

Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика, координация речи с движениями, застёгивание и расстёгивание пуговиц, раскрашивание.
Развитие зрительно-моторной координации: работа по зрительно-двигательным траекториям (дорожки простой степени сложности); обводка простого контура.
Развитие мелкой моторики: работа с ножницами, пластилином, конструктором, мелкой мозаикой, завязывание узла.
Развитие зрительно-моторной координации: работа по зрительно-двигательным траекториям (дорожки сложной степени сложности); обводка сложного контура, букв, штриховка в разных направлениях.
Развитие мелкой моторики: массаж и самомассаж пальцев рук, шнуровка, завязывание бантика.
Развитие зрительно-моторной координации: работа по зрительно-двигательным траекториям; рисование узоров, графический диктант.

Развитие коммуникативных умений и навыков

Формирование умения работать в группе: умения слушать товарищей, самостоятельно устанавливать правила и следовать им.
Развитие умения высказывать свое мнение и обосновывать его.
Совершенствование умений планировать свою деятельность.


Программа составлена учителем – логопедом СП «Лучики»________________ Васина Т.Н.

Родители____________________________________________________________________________________________
15