Адаптированная рабочая программа по чтению 5 класс специального (коррекционного) обучения 8 вида


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Утверждаю:
Директор МКОУ Харбатовская С.О.Ш.
Зеленовский В.А.
_____________________________
Рабочая программа
по чтению
5 класс специально-коррекционного обучения
8-го вида
Учитель:
Костюченко О.И.
первая квалификационная категория
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Чтение и развитие речи.
5 класс
(136ч., в том числе р.р.23ч., вн.чт.13ч.).
Тематика произведений.
Рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях и жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении о жизни животных.
Навыки чтения.
Правильное, осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением норм литературного произношения. Работа над беглостью и выразительностью чтения; темп и соответствующая содержанию и смыслу текста интонация (паузы, логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям).
Чтение «про себя» с выполнением заданий.
Выделение с помощью учителя главной мысли художественного произведения, выявление отношения к поступкам действующих лиц. Выбор слов и выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарём.
Ответы на вопросы к тексту.
Деление текста на части с помощью учителя. Озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме повествовательных и вопросительных предложений.
Пересказ по плану. Использование при пересказе слов и оборотов речи из текста. Передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя.
Самостоятельное чтение несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя; найти ответ на поставленный вопрос, подготовиться к пересказу, выразительному чтению.
Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков.
Изучаемые произведения. Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася»,
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести),
В. Медведев «Фосфорический мальчик»,
Л. Воронкова «Дорогой подарок»,
Я. Аким «Твой друг».
Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»,
О. Бондарчук «Слепой домик»,
В. Осеева «Бабка»,
А. Платонов «Сухой Хлеб»,
В. Распутин «Люся», В. Брюсов «Труд»,
Р. Рождественский «Огромное небо».
О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»),
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты),
К. Паустовский «Кот Ворюга»,
Б. Житков «Про обезьянку»,
Э. Асадов «Дачники»,
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны»,
С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом»,
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»,
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»),
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки),
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…»,
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки),
М. Твен «Приключения Тома Сойера»(отрывок),
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки),
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Произведения для внеклассного чтения.
П. Бажов «Серебряное копытце», Б. Житков «На льдине», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Заячьи лапы» (сборник рассказов), А. Куприн «Белый пудель (последняя глава), Б. Полевой «Сын полка», В. Осеева «Волшебное слово», А. Гайдар Чук и Гек».Произведения для заучивания наизусть.
И. Сурков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Березка», К. Бальмонт «Осень», И.Бунин «Первый снег», Ф. Тютчев «Зима», С. Есенин «Берёза», А. Пушкин «Зимняя дорога», Е. Серова «Подснежник». Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
6 – 8стихотворений наизусть.
Календарно – тематическое планирование
по чтнию для 5 класса специального (коррекционного)
общеобразовательного учреждения VIII вида
(136 ч.)
№ Тема Кол-во часов Дата по плану ФАКТ.
1.
2-3.
4-5.
6.
7.
8-9.
10.
11-12.
13-14.
15.
16-18.
19-20.
21-22.
23-25.
26-28.
29-30.
31.
32-33.
34-35.
36-37.
38-40.
41-42.
43.
44.
45-46.
47.
48-49.
50.
51-53.
54.
55-56.
57-58.
58-60.
61-62.
63.
64-66.
.
67.
68-70.
71.
72.
73-75.
.
76-78.
79-81.
82.
83.
84-86.
87-88.
89-90.
91.
92-93.
94.
95-96.
97-98.
99-101.
102.
103-104.
105-107.
108-109.
110-111.
112-114.
115-117.
118-119.
120-122.
123-124.
125.
126-128.
129-130.
131--133.
134.
Вводный урок. Знакомство с учебником.
Устное народное творчество. Считалки. Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.
Р.р. Отгадай мою загадку.
Пословицы и поговорки о Родине, матери, труде, учении.
Русская народная сказка «Никита Кожемяка». Чтение и обсуждение. Особенности жанра.
Р.р. Составление плана сказки, пересказ по плану.
Сказка «Как наказали медведя». Чтение и обсуждение сказки.
Сказка «Золотые руки. Чтение и обсуждение. Смысл названия.
Вн. чт. Сказки народов мира. Удмурдская сказка «Как купец хотел солнце остановить», осетинская сказка «Что дороже?»
Русская народная сказка «Морозко». Чтение и обсуждение.
Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери».
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Литературные сказки. Особенности жанра. По страницам пушкинских сказок.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение и обсуждение сказки.
Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Чтение и обсуждение сказки.
Р.р. Рассказ о Серой Шейке по плану (стр.51 №11).
Вн. чт. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Чтение и обсуждение сказки.
Р. р. Сочинение по плану «За что я люблю сказки?».
Г. Скребицкий «Лето». Чтение и обсуждение рассказа.
Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Лето», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»).
А. Платонов «Июльская гроза». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. Составить рассказ о девочке Наташе (план на стр.61№6).
Вн. чт. Б. Житков «На льдине».
Г. Скребицкий «Сентябрь». Чтение и обсуждение рассказа.
И. Соколов – Никитов «Золотая осень». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. К. Бальмонт «Осень». Выразительное чтение, Определение художественно – изобразительных средств: эпитеты, олицетворение.
Г. Скребицкий «Добро пожаловать». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
Вн. чт. Стихи русских поэтов о временах года.
В. Астафьев «Осенние грусти». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. И. Бунин «Первый снег». Анализ стихотворения.
Ю. Яковлев «Колючка». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Чтение и обсуждение рассказа.
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести). Чтение и обсуждение.
В. Медведев «Фосфорический мальчик». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
Р.р. Краткий пересказ.
Л. Воронцов «Дорогой подарок». Чтение и обсуждение. Поучительный смысл рассказа.
Я.Аким «Твой друг». Чтение и обсуждение стихотворения.
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». Чтение и обсуждение басен. Особенности жанра.
Вн. чт. Басни И.А. Крылова.
Р.р. Чтение басен по ролям.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». Чтение и обсуждение рассказа.
О. Бондарчук «Слепой домик». Чтение и обсуждение рассказа. Герои и события.
В. Осеева «Бабка». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
Вн. чт. В. Осеева «Волшебное слово».
Р.р. Краткий пересказ одной из частей рассказа.
А. Платонов «Сухой хлеб». Чтение и обсуждение рассказа.
В. Распутин «Люся». Чтение и обсуждение рассказа.
В. Брюсов «Труд». Чтение стихотворения, его анализ.
Р. Рождественский «Огромное небо». Тема подвига в стихотворении.
Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Зима», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога»).Г. Скребицкий «Декабрь». Чтение и обсуждение рассказа.
Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия.
Р.р. Сочинение «Зима» (по плану на стр. 140).
Г. Скребицкий. Чтение и обсуждение рассказов «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу».
Вн. чт. М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
А. Толстой «Весенние ручьи». Чтение и обсуждение отрывка из повести.
Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», А. Блок «Ворона», Е. Серов «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне».И. Соколов – Микитов «Весна». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. Составление устного рассказа о весне (по плану на стр.162).
Н. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы». Чтение и обсуждение отрывка из повести.
А. Толстой «Детство Никиты». Чтение и обсуждение отрывка из повести.
Вн. чт. А. Гайдар «Чук и Гек».
К. Паустовский «Кот Ворюга». Чтение и обсуждение рассказа.
Р.р. Сочинение «Домашние животные».
Вн. чт. К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы».
Б. Житков «Про обезьянку». Чтение и обсуждение рассказа.
Э. Асадов «Дачники». Чтение и обсуждение стихотворения.
Ф. Абрамов «Из рассказов Алёны Даниловны». Чтение и обсуждение рассказа.
Заключительный урок.
2.09.
4,5.09.
7,9.09
11.09.
12.09.
14,16.09.
18.09.
19,21.09.
23,25.09
26.09.
28,30.09-
2.10.
3,5.10
7,9.10
10,12,14.10
16,17,.10
19.10.
21,23.10.
24.10.
26,28.10.
30,31.10.
9,11.11.
13.10
14.11.
18,20.11.
21.11.
23.11.
25.11.
27,28,11.
29.11.
30.11.-2.12.
4.12.
5,7,9.12.
11,12.12
14.12.
15.16,18.12.
9.12
21,23,25.12.
26.12.
11.01.
13,15,16.01.
18.01.
20,22,23.12.
25.01.
27.01.
29,30.01.-
1.02
3,5.02.
06.02
8,10,12.02.
13.02.
15.02.
17,19,20.02.
22,24.02.
26,27.02
29.02.
2,4.03.
5.03.
7,9.03.
11,12.03.
14,16,18.03.
19.03.
21.23.03.
25,26,28.03.
4,6.04.
8,9.04.
11,13,15.04.
16,18,20.04.
22,23.04.
25,27,29.04.
30.04.-2,05.
4,05.
6,7,9.05.
11,13.05.
14,16,18.05.
20.05