Урок русского языка на тему «Подлежащее и способы его выражения» (8 класс)


Тема:
«Подлежащее и способы его выражения»
Цели урока:
Углубление знаний о способах выражения подлежащего;
развитие навыков парной и групповой работы; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип урока:
Урок новых знаний
Методы и приемы работы:
Индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, создание мини проекта, рефлексия, оценивание, ИКТ.
Оборудование:
компьютер, проектор, тестовые задания, сопоставительный тест, семантическая карта, оценочный бланк, раздаточный материал, ватман для мини проекта, парашюты, фломастеры, карточка выхода, стикеры.
Ход урока
Орг.момент.
Здравствуйте, ребята, рада вас видеть!
Просмотр позитивного ролика «Танцующий бегемотик».
Психологический тренинг (встаем в круг, беремся за руки, желаем друг другу добрые слова и дарим улыбку)
Повторение проденного.
Мы начинаем свой урок. Чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны повторить, что изучали на прошлых уроках путем небольшого тестирования. (тестовые задания на интерактивной доске, учащиеся выполняют в своих тетрадях)
Проверим результаты теста – обменяйтесь тетрадями и проверьте ответы по ключу. Количество правильных ответов пометьте на полях.
Оцените свою работу по критериям, указанным на доске. Учащиеся выставляют себе оценки на оценочном бланке
Надеюсь, у всех хорошие результаты!
Подача нового материала. Проблемное изложение нового материала.
-285759207500Обратите внимание на доску. О чем рассказывает данная схема?
Ответы учащихся.
Сегодня мы подробнее остановимся на изучении способов выражения подлежащего.
3286125-10287000Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Ребята, лично у меня возникает вопрос: чем может быть выражено подлежащее в предложении? Надеюсь, вы мне поможете, разгадав «тайну» зверей.
Записываем предложения в тетрадь (на доске) находим подлежащее, определяем, чем оно выражено, оценка – в бланк.
В саду горит костёр рябины красной.(сущ.)
Шестьдесят – это уже не двадцать. (числ.)
Старый гораздо дороже ценит каждый миг жизни. (прил.)
Собрать урожай в срок – дело непростое. (инф.)
Присутствующие аплодировали артистам. (прич.)
Мать с сыном слушали музыку. (словосоч.)
Звучали две домбры. (словосоч.)
Поздно вечером мы добрались до хутора. (мест.)
Молодцы!
Возникли ли у вас трудности?
Закрепление. Самостоятельная работа.
-527051905000Тогда следующее задание. Предлагаю вам самостоятельно заполнить семантическую карту.
Перед выполнением внимательно прочтите задание.
Взаимопроверка, озвучивание правильных ответов, результат – в оценочный бланк.
Работа с текстом (по карточкам).
Спишите предложения. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
1) С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчало (К.Симонов). 2) Розанов с Райнером встретились горячо, по-приятельски (Н.Лесков). 3) Вошла Фенечка с Митей на руках (И. Тургенев). 4)Большинство тракторов находится в заботливых руках (из газеты). 5) За столом сидело восемь человек (А. Толстой). 6) Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море (А. Куприн). 7) Вдруг под ногами вспыхнуло множество огней и ослепило Лизу (К. Федин). Большинство пассажиров дремали (К.Паустовский). 9) Человечество идёт вперёд и всё производит, творит (И.Гончаров).
Выполнение сопоставительного теста.
Взаимопроверка, озвучивание правильных ответов, результат – в оценочный бланк.-3200403683000
Домашнее задание: упр. 85
Создание мини-проекта «Способы выражения подлежащего» с использованием коллажа. Работа в группах.
Защита проектов. Оценивание.
Рефлексия. Заполнение таблиц по уроку.