Мастер-класс на тему «Мнемотехника и эйдетика – секреты нашей памяти»


Мастер-класс
учителя русского языка и литературы Аргуновой Тамары Валериевны
«Мнемотехника и эйдетика – секреты нашей памяти»
Установление контакта с участниками.
Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать на наш мастер-класс. Перед тем, как начать занятие, хочу провести небольшую разминку.
- Для начала, помашите мне рукой те, у кого сейчас хорошее настроение.
- Помашите рукой те, у кого здесь есть друзья?
- Помашите рукой те, кто помнит, как звали учителя русского языка?
А теперь, разрешите представиться, меня зовут Тамара Валериевна, работаю учителем русского языка и литературы в Телигинской СОШ.
Я представляю вам сегодня мастер-класс на тему “Мнемотехника и эйдетика – секреты нашей памяти”.
Презентация педагогического опыта учителем-мастером.
Человек за свою жизнь получает огромное количество информации. Однако большую половину того, что узнал, забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память либо есть, либо её нет. И тут уже ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так. Память — это функция мозга, который является органом нашего тела. И если мы тренируем ноги, руки, органы дыхания, зрение то мозг также можно и нужно тренировать. Часто мы слышим: "Мой ребёнок умный, но ему трудно учиться, потому что он не внимательный и плохо запоминает". И зачастую это так. Не умея быстро сконцентрировать своё внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребёнок просто "плавает" в безбрежном море информации. То, что память и внимание необходимо развивать не требует доказательства. Но как это делать?
Оказывается, есть такие понятия, как «эйдетика» и «мнемотехника». Эйдетика «эйдос» в переводе с греческого – это образ. Особенности нашей памяти и работы нашего мозга заключается в том, что любая информация запоминается нами в виде «эйдосов». В чем секрет эйдетики? Все довольно просто: запоминание идет именно через образ, через игру с ним. Самое главное, что хотелось бы отметить — нужно ставить перед собой задачу не запомнить, а видеть и представлять. Что мы чаще всего говорим, когда что-то не знаем? «Не представляю!» И как правило говорим правду. Ну а когда человек не представляет, то вряд ли у него получится что-то запомнить. Эйдетика, делает человека более гармоничным и способствует развитию обоих полушарий. Улучшается работоспособность, память, возрастает способность концентрировать внимание.
Мнемотехника (или мнемоника) — это совокупность методов и приемов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций. Мнемотехника была известна с давних времен и насчитывает не менее дух тысячи лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввел Пифагор Самосский в VI веке до н.э. Первый труд, который сохранился по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучали и обладали феноменальной памятью такие известные личности как Джордано Бруно, Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Приёмы мнемотехники, многие помнят с детства, например приём, который позволил запомнить последовательность цветов в радуге: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», кто слышал эту фразу хоть раз уже не забудет ее.
И станет понятно: мы не первооткрыватели,
Но всё-таки время зря не потратили.
Ведь у каждого учителя – практика
Есть своя изюминка, стратегия и тактика.
Представление нескольких упражнений на развитие памяти.
На мастер-классе будут представлены:
- приёмы эйдетики, способствующие запоминанию слов;
- приёмы эйдетики на заучивание стихотворения;
- метод использования мнемотаблиц для составления связного текста;
Все они в совокупности способствуют развитию внимания и памяти.
Проведение имитационной игры.
Итак, уважаемы коллеги, я прошу вас мне помочь разобраться в эффективности приёмов эйдетики и мнемотехники и приглашаю участвовать в играх, которые способствуют на развитие памяти и внимания.
Первая игра «Образы в картинках». Это упражнение на запоминание слов по картине. Сейчас я вам покажу, как можно запоминать слова. Здесь очень важно запоминать слова в виде образов. Немножко тренировки и у вас будет получаться очень легко. Сначала берём несколько картинок, потом можете брать больше для тренировок. (картинки 6 шт.)
Вторая игра «Запоминание слов по цепочке». У нас есть карточки со словами. И эти слова нужно запомнить, соединив их по цепочке. И вы можете играть эту игру сами, с друзьями, с учениками, использовать на уроках. Итак, что мы делаем. У нас есть набор слов. Слова не связаны между собой. Вам нужно соединить эти слова в цепочку так, как не бывает в жизни. У вас получится авангардная цепочка. (палисадник, инцидент, вакцина, процедура, симпатия, вестибюль, ремесленный, кавычки)
- где было слово …
- где было слово дерево?
- где было слово кустарный? А какое слово было, близкое к значению кустарное?
- где у нас слово …?
Всё получилось очень хорошо. Почему важно играть в эту игру? Важно, потому что в каждом тексте есть ключевые слова. Если вы выпишите себе ключевые слова и свяжете их в неделимую цепочку, то вы можете запомнить любой текст, любой длины, любой сложности.
3. Вторая игра «Пиктограммы». Я вам покажу, как можно при помощи пиктограмм запомнить стихотворение. Но к этому нужно привыкнуть. Когда это делаешь первый раз, это кажется сЛОЖно. Но если 2-3 раза рисуешь пиктограмму, понимаешь, что это пРОСТо. Сейчас я вам покажу с чего можно начать. Возьмём коротенькое стихотворение. Сначала я скажу, потом мы все вместе прочитаем.
4. Моделирование
При проведении практикума все участники делятся на две творческие группы. Каждой творческой группе даётся отдельное задание:
Составление пиктограммы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.
Придумать ассоциативный рисунок.
Выступление творческих групп.
Рефлексия участников проводится по трем вопросам:
Цели прихода на мастер-класс;
Что взял полезного;
Хочется ли что-то отметить.