Портфолио ученика начальных классов как способ мотивации к акмеологическому развитию ребенка

Портфолио ученика начальных классов как способ мотивации к акмеологическому развитию ребенка.

В настоящее время определяющая роль в образовании отведена реализации уникальных человеческих возможностей каждого ребенка, подготовке его к сложности жизни, т. е. акмеологическому развитию личности ребенка.
Важнейшей задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости (1).
Идея акмеологического подхода к обучению учащихся младшего школьного возраста была распространена еще в 19 в. в Германии. В Гамбурге ее сторонниками являлись Альфред Лихтварк, Конрад Ланге, Фриц Гансберг, Генрих Шарельман и др. Так, Г. Шарельман указывал, что только на основе сотрудничества с детьми в условиях свободного и радостного творчества учителей и учеников возможен настоящий успех обучения и воспитания (2).
В Англии Джон Роскин считал, что вся среда, которая окружает детей, должна быть эстетически выдержанной, и что на обучаемых необходимо оказывать эмоциональное воздействие с помощью художественных произведений (2). В 1883 г. в Англии создан «Союз сближения искусства со школой», членами которого стали знаменитые писатели, художники, педагоги. Сторонники акмеологического подхода к обучению убеждены, что искусство благотворно влияет на природу детей, стимулирует их творчество, развивает самостоятельность.
Некоторые сторонники акмеологического подхода считают, что реальный педагогический процесс необходимо превратить в искусство. Так, по мнению Е. Вебера, эстетический принцип должен быть основополагающим в педагогике. При этом педагог – художник является творцом, а урок – это «произведение искусств». Только обучение на основе творчества, свободное от предписаний и шаблонов, может привлечь детей к деятельности, стимулировать их интересы, развивать их воображение(2).
В Болгарии о преимуществах акмеологического подхода к обучению в первые десятилетия 20 в. писали Г. Палашев, Б. Денев, Ст. Чакъров, В. Примо, Г. Стоянов, Евст. Милошев и др. Так, по мнению В. Примо, обучение должно быть занимательным, насыщенным игровыми приемами, так как занимательное обучение захватывает, обогащает личность в нравственно – эмоциональном аспекте (2).
Большая роль в реализации акмеологического подхода к обучению школьников отводилась центрам по интересам. Создание центров связано с именем Жана – Овида Дэкроли, который осуществлял в обучении новые оригинальные идеи. Центры по интересам он интерпретировал как естественную среду для удовлетворения любознательности детей, стимулирования их познавательных интересов.
В настоящее время в школах Болгарии утверждается новая образовательная модель в начальных классах, которая освобождается от стереотипов и осуществляется на основе интегрирующего фактора обучения, призванная реализовать идею акмеологического подхода.
Приоритетность акмеологического подхода актуальна и в России, его значение в интегрированном обучении школьников определяется, во – первых, его основными положениями, базовыми принципами, во – вторых, содержанием акмеологической направленности развития личности как цели ее реализации, в – третьих, спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности. Личностно – ориентированная модель образования ставит в центр внимания ребенка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. Идея самоценности школьного детства и создания условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком побудила педагогов к поиску содержания, средств и педагогических технологий, позволяющих ему реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Таким образом, идеи акмеологического подхода к обучению младших школьников не только не утратили своей актуальности, но и открывают большие возможности личности младшего школьника, способствуют разработке эффективного содержания обучения на современном этапе развития педагогической науки.
Каждый возрастной период характеризуется особой системой ценностей, определенными учебными возможностями, потребностями, поведенческими моделями, доминирующими качествами мыслительной деятельности, личностными проявлениями в волевой и эмоциональной области. С целью решения задач развития младших школьников я решила осуществлять целенаправленные педагогические воздействия на мотивационно-ценностную и регулятивно-деятельностную сферы личности, с учетом специфики характера восприятия и логической обработки учебного материала, особенностей памяти, мышления, воображения.
Идеи обновления традиционных систем обучения, желание уйти от их недостатков занимали и занимают умы педагогов всех развитых стран на протяжении многих лет. Одной из таких идей, возникших в середине 80 – х годов в США, явилось использование в сфере образования технологии «Портфолио», которая постепенно стала популярной во всем мире, в том числе и в России.
Технология портфолио, относясь к ряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентирована не столько на процесс оценивания, сколько на самооценку. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявляя инициативу для достижения собственного прогресса. Использование технологии портфолио позволяет решить ряд важнейших педагогических задач: поддерживать высокую учебную мотивацию; поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширить возможности обучения и самообучения; развить навыки рефлексивной оценочной деятельности; сформировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность...
Основными преимуществами портфолио являются: во – первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения. Во – вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно – познавательной деятельности. В – третьих, поощряет не столько оценку, сколько самооценку и взаимооценку учащихся, а также самоанализ и самоконтроль каждого ученика. В – четвертых, портфолио направлено на сотрудничество учителя, родителей и учащихся, с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении и воспитании. В – пятых, портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
Современное образование становится более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей подрастающего поколения. Поэтому перед педагогами школы стоит задача по реализации идей, направленных на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
В настоящих условиях учителю необходимо подготовиться к выполнению большой педагогической работы. Работа связана с изменением способа обучения, поиском новых форм организации процесса обучения требованиями к результативности, а в целом – к качеству образования. Поэтому ведение портфолио становится необходимым условием для решения обозначенной проблемы. В контексте акмеологического подхода технология портфолио приобретает новый смысл: дает возможность личности овладеть набором компетенций, которые имеют большое значение для успеха в будущем, развивая личность, помогает осуществлять целенаправленные педагогические воздействия на мотивационно – ценностную и регулятивно – деятельностную сферы с учетом специфики характера восприятия и логической обработки учебного материала, особенностей памяти, мышления, воображения.
Эти возможности делают портфолио перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения. А так как каждый возрастной период характеризуется определенными учебными возможностями, потребностями, поведенческими моделями, доминирующими качествами мыслительной деятельности, личностными проявлениями в волевой и эмоциональной области, особой системой ценностей, то возникает необходимость введения портфолио не только в основной школе, но и на младшей ступени – в начальных классах. Необходимо уже с младшего школьного возраста учить управлять собственной познавательной деятельностью, ее планировать, оценивать себя самостоятельно, уметь контролировать свою работу, ставя достижимые цели, учиться быть успешным во всем и везде.
Портфолио ученика начальных классов – это прежде всего копилка
его личных достижений в разнообразных видах деятельности; его успехов в учебной и внеучебной, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; его работ, которыми он гордится, грамот, дипломов; полезной и интересующей его информации
- это своеобразный маршрут его развития как личности; это подарок ему и его родителям ( это возможность лучше понять ребенка ); это воспоминание о счастливых детских годах...
Видя перспективы и возможности данного инновационного направления, я окончательно утвердилась в мысли, что это станет моим новым делом. Это новое дело потребовало от меня самосовершенствования, огромной систематической работы, творческого подхода - просто необходимо было подобранный материал «пропустить через себя». Путь оказался тернистым Первая проблема, возникшая на пути – отсутствие разработанной методической базы по обеспечению соответствующей работы в младших классах, материал пришлось собирать по крупицам; информации о том, как организовать деятельность по ведению и оформлению портфолио в начальных классах, не было. Следующая трудность – неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио, как документа позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся, наглядности их личностного роста; восприятие ими этой совместной работы, как лишней обузы, нежелание оформлять, систематизировать, вообще что-то делать дополнительно. Действовал такой стереотип: нейтрально – спокойное отношение к деятельности педагога и ученика, а порой и категорическая оценка – «нам это не нужно». И третья проблема очень замедлявшая работу – неразвитость у учащихся мотивации достижений, огромные трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать свой собственный материал и опыт.
В соответствии с целями и задачами для учащихся моего класса были разработаны содержание (Приложнение 1), вид, структура, тематика папки портфолио, в виде открытой динамической системы, содержащей определенный набор информации, которую в течение 4 лет начального обучения планируется регулярно обновлять и пополнять. Предлагаю первые страницы портфолио:

Своей главной задачей считаю возможность дать ребенку импульс к творчеству, саморазвитию, раскрыть его дарования. Я понимаю, что качество образования, которое необходимо дать детям (исходя из того, что наша школа – начальная) - должно стать основой для их дальнейшего обучения. В работе (по новой технологии Портфолио с осуществлением идеи акмеологического подхода к обучению) качество оцениваю с трех позиций:

1 этап - уровень обученности учащихся;
2 этап - уровень владения творческой деятельностью;
3 этап - уровень воспитанности учащихся.

1 этап
Уровень обученности определяю путем проведения диагностик, тестов, контрольных работ и срезов.
Так в начале первого года обучения проведенная в виде фронтального психологического обследования входная работа с учащимися 1 класса по комплекту диагностических методик, показала не очень высокий уровень готовности моих детей к школьному обучению.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Результаты фронтального психологического обследования дали мне возможность с первых дней выделить в классе учащихся с высоким, хорошим, средним и низким уровнем готовности к обучению. Исходя из результатов было намечено содержание коррекционно – развивающей деятельности и определена тактика и стратегия работы с классом еще до начала систематического обучения.
Промежуточный контроль через тематические (в соответствии с тематическим планированием), тестовые, административные, итоговые контрольные с заполнением сводных таблиц со средним баллом, качеством и уровнем обученности, анализом ошибок, давали все же не полную информацию о том, как идет процесс обучения, каковы затруднения отдельных детей, достиг ли класс поставленных целей. Поэтому на каждого ребенка были заведены технологические карты и листы индивидуальных достижений.






13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


13EMBED Excel.Chart.81415

Аналогичная работа ведется по всем основным учебным предметам. Такая деятельность более трудоемкая, но лучше отвечает поставленным мной задачам. При ежемесячном, непрерывном заполнении, эти технологические карты и листы индивидуальных достижений стали наглядно и полно демонстрировать достижения и уровень индивидуального роста учащихся, не только мне, самим учащимся, но и их родителям. Это позволило лучше спланиро
·вать индивидуальную коррекционную работу с учениками, а самое главное - сделать родителей союзниками, соучастниками, сотрудниками учебного процесса.

13EMBED Excel.Chart.81415

С самого первого года обучения мной применяется система альтернативного оценивания, основанная на принципах безотметочного обучения (отслеживание результатов обучения и воспитания учащихся, динамики их успешности, которая отличается от традиционной пятибальной содержательностью, диагностичностью, рефлексивностью, включенностью самих учащихся в процесс контроля и оценивания). Сначала ученик сам себя оценивает или прогнозирует свой результат, а затем уже я соглашаюсь или оцениваю по – другому, создаю ситуации для совместного обсуждения программных требований, ценностных норм поведения и взаимодействия в классном коллективе, чтобы учащиеся могли сопоставить с этими нормами свои результаты, способы действий, поступки и взгляды. Самооценка должна быть адекватной, оценка объективной. Для воспитания адекватной самооценки применяю сравнение ученической оценки и своей, учительской , а также сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). И когда вижу, что ребенок смог увидеть за снижением оценки свое незнание или неумение, проблему, отделив от знания или умения, то это и считаю показателем рефлексивности самооценки. В своей работе использую различные оценочные шкалы, линеечки, ступеньки или знаки для оценки учащимися своей работы по различным критериям (аккуратность, правильность, содержательность и др.). Если согласна с мнением ученика, то обвожу его значок, если не согласна – ставлю на шкале свою отметку (выше или ниже), после чего обязательно вместе обсуждаем расхождение в оценивании. Кроме того, имеющаяся у каждого ученика моего класса, папка Портфолио с индивидуальными листками достижений, позволяет сравнить результаты только с его собственными ( каким он был, что знал и умел и каким он стал, что нового узнал, чему научился, что хорошо получается, над чем еще необходимо поработать). Также в работе очень помогает и

использование дневников школьника системы «Школа 2100», в которых имеются «таблицы требований» по каждому предмету, где мои ученики фиксируют свои достижения по четвертям (причем содержательно, за каждое умение в отдельности), указывают личные успехи, которых они достигли в школе и вне школы за учебный год.
Важно отметить и то, что альтернативная система оценивания является более щадящей для всех детей, и прежде всего для школьников, чьи учебные достижения ниже среднего в классе. Благодаря этому ребенок не чувствует себя ущербным, он понимает, если что – то не получается сейчас, он сможет, приложив усилия и потренировавшись, выполнить задание позже и продемонстрировать положительный результат. Если в каком-либо умении он неуспешен, то в другом может проявить себя более достойно. Психологи считают, что самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Работая в течение двух лет с папками портфолио, уже удалось достичь довольно высоких показателей качества обученности:


1. Итоговое административное тестирование по математике и русскому языку в конце 2- го класса, целью которого было выявление уровня овладения учащимися основными предметными знаниями и умениями, а также степень сформированности общеучебных умений и навыков, показало:

по математике: успеваемость - 100% , качество – 100%;
по русскому языку: успеваемость – 100%, качество – 96%.


2 . Рейтинг успеваемости.

2 класс окончили:
на «отлично» - 7 учащихся
на «хорошо» - 16 учащихся
с одной «3» - 2 уч-ся (по ин. яз.)
с двумя «3» - 1 ученик

13EMBED Excel.Chart.81415




3. Динамика четвертных оценок, средний балл, качество обученности.



13EMBED Excel.Chart.81415



4. Техника чтения класса за 2 года обучения поднялась от 41слова в минуту до 118 (средний показатель по классу). Родителями отмечен резко возросший интерес к чтению, желание обсуждать анализировать прочитанное, высказывать и отстаивать свою точку зрения.


Результативность динамика развития техники чтения учащихся в течение 4 лет обучения

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


5. С каждым годом показатель сформированности самооценки учащихся растет. Самооценка – это осознание собственной ценности и самоидентичности, оценка своих возможностей, качеств личности, своего места среди других. Она регулирует поведение личности в конкретных ситуациях (может быть адекватная, завышенная или заниженная), вдохновляет на успех, и чем раньше успех обретен, тем раньше выявляется самоуважение. Самооценка непрерывно связана и с самовосприятием – личностным определением образа «Я»:

- наличное «Я» (каким я себя воспринимаю);
- желаемое «Я» (каким бы хотел стать);
- представляемое «Я» (каким меня видят другие).

Самовосприятие осуществляется через восприятие своего внешнего вида, собственных норм и ценностей, результатов собственной деятельности, соотнесение себя с другими и восприятие себя окружающими. Адекватная самооценка помогает добиваться значительных успехов в общении с другими.




13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415





13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415





2 этап


Целенаправленная работа ведется и по развитию творческого потенциала школьников. С помощью системы внеурочных мероприятий по предметам (предметных олимпиад, конкурсов, викторин, выставок), которые позволяют развивать способности детей к наукам гуманитарного или научного цикла, дети уже стали не только пробовать свои силы в интеллектуальных играх – конкурсах районного, городского, российского и международного уровней, но и стали победителями (2 место в районном конкурсе чтецов (Востриков В.) 2009г., 1 место в районном конкурсе чтецов (Лукманов М.) 2010г., 4 место в районе в международном математическом конкурсе КЕНГУРУ 2010г.)
Это является хорошим показателем роста познавательной активности, ведь, участвуя в таких играх, ученики пробуют свои силы и применяют полученные знания в новых, нестандартных ситуациях, приобретают ценный опыт выполнения олимпиадных заданий и достигают высоких результатов.
Использование различных интерактивных программ, презентаций к проектам на разных ступенях учебно – воспитательного процесса только способствует работе по акмеологическому развитию личности учащихся и позволяет сделать этот процесс более увлекательным, помочь ребятам лучше усвоить материал.
Исследование и диагностика творческого потенциала и эмоционально - мотивационной сферы показало высокий уровень сформированности у учащихся положительного отношения к обучению и к школе.




13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415





Диагностика творческого потенциала и эмоционально-мотивационной сферы учащихся

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415











13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415









13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415






3 этап



Определяя уровень воспитанности учащихся, опираюсь на индивидуальный план, составленный с учетом введения новой технологии («Портфолио») и исходя из ее акмеологической направленности, а также с учетом специфики работы восточной гимназии (соответственно общешкольному плану воспитательной работы). Все это позволяет охватить воспитательными мероприятиями максимальное количество учеников. Работа построенная на демократических принципах, дает возможность проявить себя всем участникам учебно–воспитательного процесса. Цель работы на этом этапе – создание условий для развития индивидуальных способностей личности ребенка, воспитание настоящего гражданина своей страны; а задачи – обеспечение социализации каждого ребенка, организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.




13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415



Только в сотрудничестве - учитель, ученик и его родители, возникнувший эмоционально положительный контакт, позволяет с достаточной легкостью решить любые воспитательные проблемы (Приложение 2). Воспитательную работу с учащимися посчитала необходимым начать с изучения каждым себя (своего Я) и своей семьи, поскольку без семьи невозможно полноценно воспитать человека, и только в любящей семье человек может быть по-настоящему счастлив, так как обретает мир души, равновесие, тишину сердца. В ходе этой работы уже реализованы такие развивающие проекты (содержательной части индивидуальной папки порфолио): «Кто я?», «Какой я?», «Моя семья» и др. Итогом первого полугодия 1 класса стала самопрезентация «Мое яблоко» (Приложение 3) и проект «Моя ромашка». А итогом 1 года обучения - воплощение большого творческого проекта «Семейный альбом». Над проектом мы (учащиеся, родители, учителя, педагоги доп. образования) работали в течение года. Его целью было – пробуждение интереса к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным ценностям, традициям, реликвиям; расширение представлений о связи времен; углубление представлений об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитание чувства гордости за свою семью, уважения и любви к предкам, прошлому нашей Родины. Проект завершился совместным творческим делом - итоговым открытым мероприятием «Тепло родного очага» (Приложение 4). Отрывки из детских сочинений – рассуждений учащихся наглядно демонстрируют значимость этой работы (Приложение 5).


Еженедельно на классных часах подводим итоги учебной недели (Приложение 6), ставим цели на следующую, предлагаем и проговариваем пути их достижения. А так как каждая неделя посвящена (в соответствии с планом воспитательной работы класса и школы) определенному разделу содержания папки портфолио, то регулярно обращаемся к индивидуальным папкам портфолио - пополняем, корректируем, оформляем их, делимся своими успехами, радуемся достижениям.
Итогом второго года обучения стала Презентация своих папок Портфолио, которая показала - ценность портфолио в образовательном процессе и индивидуальный рост учащихся, значимость мотивации, степень овладения технологией работы с порфолио в соответствии с поставленной целью, умение отбирать материал, его систематизировать, давать самооценку, а также публично презентовать.
Отслеживать эффективность проводимых проектов, воспитательных мероприятий помогает анкетирование учащихся, родителей и учителей. Два раза в год провожу анкетирование учащихся с целью определения уровня воспитанности во внешнеповеденческом аспекте (Приложение 7).
Результаты анкетирования в начале 1 класса показали, что учащиеся отдали предпочтение вежливости, культуре поведения, ответственности, уважению к другим, в конце 1 класса – выделили такие параметры, как благодарность, дружелюбие и уважение к себе, аккуратность.В начале 2 класса у учащихся был выявлен приоритет таких свойств личности, как аккуратность, образованность, а в конце года они выделили вежливость, тактичность, культуру поведения, благодарность, дружелюбие, уважение к себе и к другим.
Так, направляя свою работу на повышение уровня воспитанности учеников, стараюсь больше внимания уделить воспитанию уважения к окружающим, вежливости, чувства благодарности, ответственности.
Тут нужно отметить и то, что дети не просто принимают участие, а побеждают во всех школьных мероприятиях. Они успешны не только в учебной, но и во внеклассной, внеучебной деятельности. Все дети, посещая группу продленного дня, задействованы в разнообразной кружковой деятельности. Воспитательный процесс увлек не только детей, но и их родителей – они организовали на добровольных началах театральный кружок и в конце каждой четверти и к каждому празднику, показывают театральные костюмированные постановки.

Работа по формированию папок портфолио учащимися ведется уже два года, начиная с первого класса. Это позволяет решать следующие цели и задачи:
- документирование достижений учащихся, их усилий и прогресса обучения;
- документирование процесса и результата (продукта деятельности);
- оценивание достижений, усилий и прогресса учащихся; поощрение их активности и самостоятельности;
- оказание учащимся помощи в оценивании собственных достижений, развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;
- демонстрация ученических достижений, личностного роста, усилий и прогресса в обучении учащемуся и родителям;
- совершенствование процесса обучения; поощрение культурного многообразия в обучении;
- поддержка высокой учебной мотивации уч-ся, расширение возможностей для самообучения.


Полученные результаты свидетельствуют о том, что основные задачи портфолио – показать все, на что способен ребенок, - произвести перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, - привлечь к этому процессу родителей достигнуты.
Портфолио научило каждого ребенка фиксировать, накапливать и оценивать свои индивидуальные достижения, что в свою очередь дает стимул для развития и реализации способностей.





Диаграмма 2Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-а14 20% - Акцент1
·M
·
20% - Акцент120% - Акцент2
·M
·
20% - Акцент220% - Акцент3
·M
·
20% - Акцент320% - Акцент4
·M
·
20% - Акцент420% - Акцент5
·M
·
20% - Акцент520% - Акцент6
·M
·
20% - Акцент640% - Акцент1
·M
·
40% - Акцент140% - Акцент2
·M
·
40% - Акцент240% - Акцент3
·M
·
40% - Акцент340% - Акцент4
·M
·
40% - Акцент440% - Акцент5
·M
·
40% - Акцент540% - Акцент6
·M
·
40% - Акцент660% - Акцент1
·M
·
60% - Акцент160% - Акцент2
·M
·
60% - Акцент260% - Акцент3
·M
·
60% - Акцент360% - Акцент4
·M
·
60% - Акцент460% - Акцент5
·M
·
60% - Акцент560% - Акцент6
·M
·
60% - Акцент6Ввод Заголовок 1
·K
· Заголовок 1Заголовок 2
·K
· Заголовок 2Заголовок 3
·K
· Заголовок 3Заголовок 4
·=
· Заголовок 4Контрольная ячейка
·Џ
·Контрольная ячейкаСвязанная ячейка
·U
·Связанная ячейкаТекст предупреждения
·O
·14Текст предупрежденияДля изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Высокий

·
·
·
·
·
·
·
·
·Средний
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·2
·