Технологическая карта к уроку по теме Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Технологическая карта урока
Ф.И.О. Трофимова Нина Ивановна
Класс: 5
Тема урока: Сочинение по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» (2 часа)
Вид урока: Урок по развитию речи
Задачи урока: обучение анализу образной системы данного живописного произведения; формирование умений составлять рассказ по плану; формирование навыков самостоятельной работы на сочинение по картине через разноуровневые задания; воспитание чувства красоты
Оборудование: музыка Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»; картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь», орфографические, толковые словари; памятки «Как составить рассказ по картине», «Краски, которые используют художники», «Отношение к рисунку» (для детей, которые имеют трудности при написании сочинения).


Этап урока
Время
Цели
Содержание учебного материала

Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организационный
1
Проверка готовности обучающихся, их настроя к уроку



Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Тренировка орфографической зоркости
2
Развитие фонематического слуха обучающихся
См.книгу Тоцкого «Орфография без правил»
Хоровое чтение
Ф
Показывает карточки со словами
Обучающиеся орфоэпически проговаривают слова вслух

Домашнее задание
2

К строчкам:
Царь издал такой указ:
Всем боярам в тот же час
дописать две строчки так, чтобы получилось веселое стихотворение
Словесный
И
Объяснение учителем
Записывают в дневник

Списывание
4
Развитие орфографической зоркости
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь-поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Списывание
И
Формулирует задание
Прочитывают по слогам, списывают

Зрительный диктант
4
Развитие орфографической зоркости, памяти, внимания
Князь Гвидон зовёт их в гости.
Пришёл невод с травой морскою.
Попадья балдой не нахвалится.
И царица у окна села ждать его одна.
И всё это творения пушкина.
Что за прелесть эти сказки!



По карточке учащиеся орфоэпически прочитывают про себя, потом по памяти пишут предложение

Постановка темы и цели урока
4
Расширение словарного запаса обучающихся, закрепить навык работы со справочной литературой
Назовите синоним к слову «картина»
Работа с толковым словарем С.И.Ожегова
И
Сообщение темы, цели и задачи урока (слайд 2).



Беседа о художнике.
10
Познакомить с творчеством художника.
Портрет художника, картина М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»,
фрагмент музыкального произведения Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе салтане»
Беседа, диалог.
Ф
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество художника, композитора, создает эмоциональный настрой на воспроизведение материала
Отвечают на вопросы учителя, сравнивают образ героини в музыкальном произведении с образом Царевны-Лебедя художника М.А.Врубеля

Анализ содержания картины.
Словарная работа.
20
Продолжить работу по анализу образной системы данного живописного произведения,
обогатить речь обучающегося образными словами и выражениями
1.Какой сказочный герой изображен на картине?
2.Рассмотрите внимательно лицо героини (глаза, ресницы, общее выражение лица)
3.Рассмотрите головной убор и платье царевны.
4.Почему художник показал вечер?
5.Где происходит событие, изображенное на картине?
6.Какие краски использовал художник для передачи сказочного образа царевны, а какие для изображения природы?
7.Какое настроение создает картина?
Устное словесное описание картины,
работа с толковым словарем С.И.Ожегова (кокошник),
наглядный метод,
беседа,
словарная работа
Ф И
Побуждает обучающихся к высказыванию своего мнения, отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке

Отвечают на вопросы, выбирают опорные слова, словосочетания, которые можно использовать в своей работе:
1-сказочная, очень красивая царевна
2-большие, печальные, синие-синие глаза
-Назовите антоним, синоним к слову печальные.
- С чем можно сравнить глаза по цвету?
-длинные черные густые ресницы
-большое грустное лицо
3-красивый серебряный кокошник с синими камнями, на лоб царевны спускается сетка из жемчуга
-белое платье, тонкая накидка
-цвет платья-нежно-белое, белое с розовыми и сиреневыми переливами

Составление плана
10
Формировать умение составлять план и рассказ по плану
ПЛАН.
1.Остров в море.
2.Прекрасная царевна.
3.Чары волшебника.
4.Спасение.
Словесный метод

И
Наводящими вопросами помогает составить план по картине
Организует беседу, связывая результат урока с его задачами
Читают составленный план описания
Слушают рассказ одноклассников по плану, высказывают свое мнение

Написание сочинения
30
Формировать навыки самостоятельной работы по написанию сочинения по картине, развитие орфографической зоркости обучающихся
Памятки: «Как составить рассказ по картине»,
«Краски, которые используют художники»,
«Отношение к рисунку»
Орфографические словари
Наглядный метод
Наблюдение
Контроль и проверка, индивидуальная, самостоятельная работа
И
Осуществляет индивидуальный контроль
Организует проверку выполнения задания

Пишут самостоятельно сочинение
Читают свой текст
Осуществляют самопроверку

Подведение итогов
3
Соотнесение поставленных целей урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей
Как вы чувствовали себя на уроке?
Что было хорошо?
А что огорчило?
Какую оценку ты себе бы поставил? Почему?
Рефлексия
Ф
Задает вопросы, хвалит за хорошую работу
Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке
Делятся своими впечатлениями


Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала
Характер самостоятельной работы обучающихся: продуктивный
Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленной цели и задач
15