Клавишные инструменты – (синтезатор)

Клавишные инструменты – (синтезатор)

Как выбрать синтезатор.
Синтезатор, без сомнения, можно считать одним из самых значительных изобретений нашего времени. Музыкальный синтезатор или электромузыкальный инструмент (ЭМИ), как он именовался в советское время, или в музыкантском просторечии «клавиши» голубая мечта любого музыканта.
Первые синтезаторы были чисто аналоговыми устройствами. Вот почему у многих слово «синтезатор» ассоциируется с «космическими» звуками, которых не бывает в природе. Благодаря синтезу уникальных звуков возникли новые стили и направления современной музыки. Следующим этапом эволюции было создание цифровых синтезаторов, которые с большим успехом имитировали звучание реальных музыкальных инструментов. Это предоставило музыкантам, владеющим только одним инструментом, возможность записывать все необходимые в аранжировке партии. Именно поэтому роль синтезатора в настольной студии трудно переоценить не так много «настольных музыкантов» являются мультиинструменталистами. Естественно, существуют очень простые и очень «навороченные» синтезаторы. Степень сложности инструмента можно определить рядом параметров.
Вообще, разговор о синтезаторах заслуживает целой книги. Здесь же мы остановимся только на самых важных моментах, без знания которых трудно правильно выбрать синтезатор, соответствующий вашим потребностям. Даже если в ваши планы не входит покупка синтезатора, не забывайте, что практически все звуковые платы снабжены встроенным синтезатором (многие даже двумя) и все, что мы рассмотрим в этом разделе, применимо и к ним. Вот основные характеристики синтезатора.
Если инструмент имеет полноразмерную клавиатуру, то клавиши у него такого же размера, как на настоящем пианино или рояле. Для совсем маленьких детей, у которых еще очень маленькая рука, выпускаются синтезаторы с маленькими клавишами (миниклавиши). Однако, если человек учится (учился) в музыкальной школе, маленькие клавиши для него неудобны, приходится к ним привыкать.
Клавиатура может быть пассивной и активной. В пассивной клавиатуре сила удара по клавише (скорость нажатия) не влияет на громкость звука. В активной клавиатуре громкость, как в пианино и рояле, зависит от силы удара. Человек, имеющий навыки игры на ф-но, может этим воспользоваться, и это дает, естественно, большие выразительные возможности. Появляются динамические нюансы, акценты, фразировка. Для начинающих, однако, более удобной может оказаться пассивная клавиатура, дающая ровный звук без «провалов» под слабыми, неловкими пальцами.
Полифония параметр, определяющий, сколько одновременно нажатых клавиш могут звучать. При полифонии 8, например, девятая нажатая клавиша уже не будет звучать. При игре двумя руками мы обычно берем аккорд, состоящий не более чем из восьми нот. Но всегда хорошо иметь запас. Поэтому полифония 12 и выше будет более предпочтительной.
Автоаккомпанемент возможность играть аккомпанемент левой рукой, беря трезвучия или даже нажимая всего 12 клавиши в левой части клавиатуры. В зависимости от выбранного ритма аккомпанемент будет в стиле диско, рэп, рок-н-ролл, самба, танго и т.п. Всего бывает 100 ритмов (но иногда и побольше до 130), хотя и 24-х ритмов может оказаться вполне достаточно для хорошей красочной музыки. Гармоническую последовательность проще всего задавать трезвучиями и септаккордами тем, кто имеет навыки игры левой рукой на ф-но. Но можно задавать аккомпанемент и 12 пальцами. Как это делается, надо выучить по техническому описанию инструмента.
Количество тембров (темброблок) это сколько различных музыкальных инструментов «живет» в данном синтезаторе. Обычно их 100 и более (до 562), из которых несколько просто потрясающих. Как правило, тембры можно смешивать (функция layer или dual), чтобы, например, получить звук скрипок одновременно с арфой. Иногда такие сочетания необычайно выразительны. Правда при смешении двух тембров полифоничность уменьшается вдвое (т.е. при полифонии 12 в этом режиме будут звучать только 6 одновременно нажатых клавиш). При наличии функции деления клавиатуры (split) можно в левой части выбрать один тембр, а в правой другой, и играть, например, мелодию флейты правой рукой и арпеджио звуками арфы левой рукой.

MIDI musical instrument digital interface цифровой интерфейс для подключения клавишного инструмента к компьютеру. Если он есть, синтезатор можно состыковать с компьютером. А с помощью компьютера и MIDI редактора (например, простого и мощного CakeWalk) можно создавать интересную, насыщенную музыку. То, что вы играете руками на клавиатуре, записывается по линии MIDI out в редактор. Причем, на мониторе компьютера это выглядит как запись на магнитофон. Даже органы управления редактора имеют кнопки «запись», «воспроизведение», «перемотка». При воспроизведении сигнал из компьютера по линии MIDI in попадает в синтезатор и «озвучивается». При необходимости вы можете подправить в редакторе «криво» сыгранные ноты. Для подсоединения к компьютеру необходима звуковая карта с двумя MIDI шнурами для входа и выхода. Мультитембральность свойство синтезатора одновременно генерировать разные тембры. Если этот параметр в синтезаторе указан, значит, ваш оркестр компьютер плюс синтезатор заиграет разными тембрами. Если нет, все ноты будут звучать чем-то одним, например звуком рояля.
Есть и другие интересные параметры, такие как «зашитые» в синтезатор популярные мелодии (обычно около 100). При воспроизведении такой пьесы мелодическую линию можно отключать и играть ее самому руками. Клавиши, которые нужно нажимать, подсвечиваются. Следя за подсветкой, можно разучить данную мелодию.