Конспект открытого занятия по музыке Клавишные инструменты


Тема: «Клавишно-ударные инструменты».
Цель: Расширить знания о музыкальных инструментах.
Задачи:
-   Сформировать представление о группе клавишно-духовых инструментов
-   Развивать умение определять на слух звучание клавишно-духовых инструментов, сравнивать тембровые краски музыкальных инструментов.
-   Воспитывать интерес к классической музыке.
Необходимое оборудование: ноутбук, колонки, проектор, иллюстрации с изображениями музыкальных инструментов, портрет композитора.
Ход урока.
этапы содержание примечания
Организационный момент. - Здравствуйте, ребята!
Актуализация опорных знаний - Сегодня мы продолжим путешествие по стране музыки! Нас ждет новая группа музыкальных инструментов, эти инструменты вам уже немного знакомы, называются они «Клавишно-ударные». Повторение
Новая тема - Для начала, давайте вспомним, какие группы музыкальных инструментов мы уже знаем?
- Молодцы, ребята.
 К клавишным инструментам относятся пианино, рояль, орган. И более современный электронный инструмент – синтезатор. Пианино называют клавишно-ударный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним словом – фортепиано. Они умеют играть громко – это форте и тихо – это пиано.
(По презентации – рассказ Рояль) Прослушать звук органа на слайде 3
 (10)У фортепиано молоточек при нажатии клавиши ударяет по струнам одинаковой длины и толщины. Со временем мастера придумали педаль, которая сдвигает молоточки так, что они задевают не все струны, а одну или две. Это меняет тембр звука и его силу.        
          Как же играет инструмент? Когда музыкант нажимает клавишу, молоточек ударяет по струне. Одновременно от неё отскакивает войлочная подушечка – глушитель (демпфер). От удара струна начинает вибрировать и возникает звук. Звук прекращается, когда мы отпускаем клавишу, потому что глушитель прижимает струну и заглушает звук.
Индивидуальные ответы детей. (ударные, струнные, духовые).
Д/И Лесной концерт часть 2 Продолжительность 01:22
Д/И Отлично ребята, давайте вспомним все ранее изученные музыкальные инструменты, вспомним, как же они звучат, и потом отгадаем их названия. Внимание на экран.
«Угадай музыкальный инструмент» Продолжительность
08:00
Речевая игра Игра «Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
«Собери музыкальный инструмент»
Разрезанные картинки инструментов (всех групп) нужно собрать. По 3 человека в группе – по 1-2 инструмента в зависимости от развития группы.Слушание музыки Ребята, мы поговорили о группе клавишных инструментов, я предлагаю сейчас прослушать отрывок из музыкального произведение великого композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года». Какое сейчас у нас время года? А какой месяц? (Правильно, ноябрь). Вот и произведение которое мы послушаем тоже символизирует ноябрь. Слушайте внимательно, подумайте, что вы представляете когда слушаете эту музыку, что чувствуете, какая звучит музыка – громка, тихая, печальная, веселая, спокойная или волнительная.
Вопросы:
- что вы можете сказать об этом произведении? Какое оно по характеру, настроению? (веселое, задумчивое, тревожное, взволнованное).
- какие образы у вас возникали при прослушивании? (снег, вьюга, метель, сугробы, сосульки, звенящие на ветру). Длительность произведения – 3 минуты.

Итог. -Дети, с какой группой музыкальных инструментов мы сегодня познакомились на уроке?
- Какие инструменты относятся к этой группе?
- Что их объединяет?
- Произведение какого композитора мы сегодня слушали и как оно называлось?
На этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания. - клавишные
Орган, рояль, фортепиано.
- Все они относятся к клавишной группе, у всех этих инструментов есть клавиши.
- П.И. Чайковский «Времена года», «Ноябрь».