Рабочая программа по изобразительному искусству на основе Рабочей программы предметной линии учебников системы Школа России авторов Б.М. Неменского, В.Г. Гурова, Л.А. Неменской (1 — 4 класс)


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
СОДЕРЖАНИЕ ЧЕБНОГО КУРСА
1 КЛАСС. ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения всюду вокруг нас.
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Мир полон украшений.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Дом снаружи и внутри.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
«Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги.
Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
2 КЛАСС. ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
3 КЛАСС. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Искусство в твоем доме
Твои игрушки придумал художник.
Посуда у тебя дома.
Мамин платок.
Обои и шторы в твоем доме.
Твои книжки.
Поздравительная открытка.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города
Памятники архитектуры — наследие веков.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Фонари на улицах и в парках.
Витрины магазинов.
Транспорт в городе.
Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище
Художник в цирке.
Художник в театре.
Маски.
Театр кукол.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей
Музеи в жизни города.
Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
4 КЛАСС. КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли.
Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.
Образ красоты человека.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли
Древнерусский город-крепость.
Древние соборы.
Древний город и его жители.
Древнерусские воины-защитники.
Города Русской земли.
Узорочье теремов.
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
Искусство народов гор и степей.
Образ художественной культуры Средней Азии.
Образ художественной культуры Древней Греции.
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство.
Все народы воспевают мудрость старости.
Сопереживание — великая тема искусства.
Герои, борцы и защитники.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Раздел Количество часов
Авторская программа Рабочая программа
1 класс
1 Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения 9 9
2 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения 8 8
3 Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки 11 11
4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу 5 5
Итого 33 33
2 класс
1 Чем и как работают художники. 8 8
2 Реальность и фантазия. 7 7
3 О чем говорит искусство. 11 11
4 Как говорит искусство. 8 8
Итого 34 34
3 класс
1 Искусство в твоем доме. 8 8
2 Искусство на улицах твоего города. 7 7
3 Художник и зрелище. 11 11
4 Художник и музей. 8 8
Итого 34 34
4 класс
1 Истоки родного искусства. 8 8
2 Древние города нашей Земли. 8 8
3 Каждый народ – художник. 11 11
4 Искусство объединяет народы. 7 7
Итого 34 34
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1 КЛАСС
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- названия главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой)- элементарные правила смешивания цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый - зеленый и т.д.)
Учащиеся должны уметь:
-правильно сидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш
-свободно работать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов
- правильно работать акварельными красками - разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности)
-выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира
-применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений
-узнавать изображение на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.)
-пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина)
2 КЛАСС
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, строение и цвет предметов;
-правильно сидеть за партой, держать лист бумаги, карандаш, кисть, свободно рисовать карандашом, не вращая при этом лист бумаги;
-правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность;
-определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
-передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
-выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, из геометрических форм;
-лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;
-составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов

3 КЛАСС
К концу учебного года дети должны усвоить:
-понятие «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «Живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»
-простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто- оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
-доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
-начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Пасада, Семенова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года дети должны уметь:
-выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
-сравнивать свой рисунок с изображенным предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
-выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
-использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
-расписывать готовые изделия согласно эскизу;
-применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

4 КЛАСС
В течение учебного года учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства и усвоить:
-начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.д.)
-термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
-начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
-начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
-основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
-простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
-начальные сведения о светотени (свет, тень полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
-деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
-изменение цвета в зависимости от расположения предметов в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства;
Чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
-выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
-Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
-использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
-анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
-использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи;
-использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
-передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.