Варианты заданий по Экономике для подготовки к ЕГЭ по обществознанию


Варианты заданий №32 по разделу «Экономика»
для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Задание № 1Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономические ресурсы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономических ресурсах.
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: «Экономические ресурсы производства — это те факторы, с помощью которых в процессе производства создаются товары и услуги»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
2) два предложения, содержащие информацию о экономических ресурсах, например:
— «Большинство экономических ресурсов ограниченно»;
— «Одним из важнейших экономических ресурсов является труд».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию об экономических ресурсах.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание  № 2. Какой смысл ученые вкладывают в понятие «издержки»? Привлекая знания курса, составьте два предложения, содержащие информацию об издержках.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
 
1) смысл понятия, например:
— издержки фирмы — денежная оценка затрат всех факторов, участвующих в производстве готовой продукции;
2) два предложения с информацией об издержках, опирающейся на знания курса, например:
— «Переменными издержками могут быть плата за сырье и материалы, зарплата рабочих, плата за электроэнергию, транспортные расходы»;
— «Прибыль фирмы зависит от соотношения выручки от реализации продукции и издержек».
 
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию об издержках.
Задание  № 3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о фазах экономического цикла, и одно предложение, раскрывающее связь экономического цикла и рыночного механизма.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
 
1) смысл понятия, например: регулярно повторяющееся, периодическое колебательное движение экономической системы, проявляющееся в чередовании фаз экономической активности;
 
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
 
2) одно предложение с информацией о фазах экономического цикла, опирающейся на знания курса, например: «В экономическом цикле выделяются следующие фазы: кризис, депрессия, оживление и подъём»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о фазах экономического цикла.)
 
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса связь экономического цикла и рыночного механизма, например: «Смена фаз экономического цикла отражает неравномерность развития рыночной экономики, периодически возникающее в различных отраслях перепроизводство».
 
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса связь экономического цикла и рыночного механизма
 Задание №4. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
 
Пояснение.
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
 
В ответе приводятся следующие положения:
- ограниченность пахотной земли;
- исчерпаемость полезных ископаемых;
- ограниченность трудовых ресурсов.
Задание  № 5.  Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о рынке труда.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
 
1) смысл понятия, например: рынок труда — совокупность экономических и юридических процедур,
позволяющих людям обменивать свои трудовые услуги на деньги и иные материальные блага;
 
2) два предложения с информацией о рынке труда,
опирающейся на знания курса, например:
 
— «Рынок труда характеризуется мобильностью предлагаемых трудовых услуг».
— «Рынок труда отражает структуру общественного производства и общее состояние экономики региона и страны в целом».
 
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о рынке труда.
Задание № 6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «случаи несостоятельности рынка»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о несостоятельности рынка.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
 
1) смысл понятия, например: «Случаи (факты) несостоятельности рынка - ситуации, в которых рыночные механизмы регулирования оказываются недостаточными и, без вмешательства государства, их разрешить становиться невозможно»;
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
 
2) два предложения с информацией о несостоятельности рынка,
опирающейся на знания курса, например:
- «К случаям несостоятельности рынка в современной экономике можно отнести преодоление негативных внешних эффектов от хозяйственной деятельности».
- «Несостоятельность рынка может найти своей проявление в развитии и финансировании фундаментальной науки, осуществлении крупных инфраструктурных проектов».
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о несостоятельности рынка.
Задание  № 7. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия, например:
- обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;
два предложения:
- уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан;
- с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.
Могут быть любые другие предложения, содержащие информацию о налогах.
Задание  № 8. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «ценные бумаги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения, содержащие информацию о ценных бумагах.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия:
- это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при предъявлении этого документа.
два предложения.
- выпуск ценных бумаг называется эмиссией;
- различают долговые (облигации) и долевые ценные бумаги (акции);
- все операции с ценными бумагами осуществляются обычно на фондовой бирже.
Могут быть приведены любые другие два предложения, содержащие информацию о ценных бумагах.
Задание  № 9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономическая система»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об экономической системе.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например:
- экономическая система – это организационные способы, механизмы и принципы распределения ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.
2) два предложения с информацией об экономической системе, опирающейся на знания курса, например:
− «Экономические системы различаются способами регулирования деятельности производителей».
− «В любой экономической системе решаются основные вопросы экономики: что, как и для кого производить».
Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию об экономической системе.
Задание  № 10. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «прожиточный минимум»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о прожиточном минимуме.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
 
1. Смысл понятия, например: «прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы».
(Может быть дано другое, близкое по значению определение.)
2. Два предложения с информацией о прожиточном минимуме.
опирающейся на знания курса, например:
- «размер прожиточного минимума различается в зависимости от типов стран, как правило, в развитых странах он выше, чем в развивающихся»;- «прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ».
 
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о прожиточном минимуме.
Задание № 11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «качество жизни»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о качестве жизни.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
 
1. Смысл понятия, например: «качество жизни - обобщающая социально-экономическая категория, включающая в себя уровень потребления материальных благ и услуг, духовных потребностей, здоровья, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт; 
Может быть дано другое, близкое по значению определение.
 
2. Два предложения с информацией о качестве жизни, опирающейся на знания курса, например:
- «в качестве приоритетов для повышения качества жизни граждан в РФ названа программа повышения доступности жилья»;
- «качество жизни людей в развивающихся странах существенно ниже, чем жителей стран «золотого миллиарда»».
 
Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о качестве жизни.
Задание  № 12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рыночная конкуренция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о рыночной конкуренции.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
Конкуренция – соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров.
 Могут быть приведены следующие примеры:
 
Конкуренция способствует разнообразию товаров, уменьшению цены, улучшению качества, заставляет гибко реагировать на изменение обстановки.
Минусы конкуренции: приводит к разорению производителей, огромное количество средств уходит на рекламу, используются нечестные методы борьбы.
Могут быть приведены иные примеры не искажающие смысла.
Задание  № 13. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «производство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производстве.
Пояснение.
В правильном ответе могут быть указаны:
В экономическом смысле — процесс создания разных видов экономического продукта.
Могут быть приведены следующие предложения:
- Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, — процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования и развития.
- Один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги.
 
Задание  № 14. Какой смысл вкладывают экономисты в понятие «величина спроса»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ценовых факторах, влияющих на величину спроса, и одно предложение о причинах изменения величины спроса на товар.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: величина спроса - это количество товара, которое было бы куплено по конкретной цене за определённый период времени при данном характере спроса;
(Может быть дано иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение, содержащее информацию о влиянии ценовых факторов на величину спроса, например: Повышение цены экономического блага снижает величину спроса на данный товар;
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о влиянии ценовых факторов на величину спроса.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса влияние неценовых факторов на величину спроса, например: Увеличение доходов населения положительно влияет на объём покупок потребителей.
Задание № 15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «собственность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о правах собственника, и одно
предложение, содержащее информацию о формах собственности.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, собственность - это экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела материальных и духовных ценностей, юридическое право определённых лиц на такую принадлежность. (Может быть дано иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение, содержащее информацию о правах собственности, например:
Экономическое содержание собственности раскрывается через характеристики владения - пользования - распоряжения.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о характеристиках собственности.)
3) одно предложение, о формах собственности, например: Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ нормативно установлены три формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная и частная собственность.
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о формах собственности.)
Задание № 16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании государственного бюджета, и одно предложение о состоянии бюджета.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: смета доходов и расходов государства на определённый период времени;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
 
2) одно предложение с информацией о формировании бюджета, опирающейся на знания курса, например: государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами;
(Могут быть составлены любые другие предложения).
 
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса виды состояния бюджета, например: в зависимости от соотношения доходной и расходной частей государственного бюджета он может быть дефицитным, профицитным или сбалансированным.
(Могут быть составлены любые другие предложения.)
Задание  № 17. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «безработица»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях выделения видов безработицы, и одно предложение, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: социально-экономическая ситуация, при которой часть экономически активного населения не находит себе работу, которую эти люди способны выполнять;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение).
 
2) одно предложение с информацией о критериях выделения видов безработицы, опирающейся на знания курса, например: критериями выделения видов безработицы являются социально-экономические причины, по которым безработица возникает;
(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о критериях выделения безработицы.)
 
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы, например: фрикционная безработица — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
(Могут быть составлены любые другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса особенности фрикционной безработицы.)
Задание  № 18. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.
Пояснение.
1. Раскроем смысл понятия, например: желание покупателей приобрести какое либо количество определённого товара за определенный период времени;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2. Приведём одно предложение с информацией о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, например: Один из факторов, влияющих на формирование спроса — культурные и религиозные традиции.
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о неценовых факторах, влияющих на формирование спроса.)
3) Приведём одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса закон спроса, например: Повышение цен обычно ведет к снижению спроса, а снижение цен — к его увеличению.
Задание № 19. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: инфляция — это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)
Задание  № 20. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «Безработица». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о последствиях безработицы, и другое, раскрывающее особенности фрикционной безработицы.
Пояснение.
Смысл: отсутствие работы у трудоспособной части населения, желающих трудиться.
Предложения: В результате безработицы падает жизненный уровень населения.
Фрикционная безработица возникает по желанию работников, так как они заняты поисками наиболее приемлемого для себя места работы.