Урок технологии в 6 классе по теме «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.»


Урок технологии в 6 классе по теме «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.»Подпятникова Наталья Анатольевна
учитель технологии
По предмету технология.
Технология. Тема: « Художественные ремесла».
Тема урока «Традиции и обычаи празднования Пасхи. Изготовление сувенира для Пасхи.
Цель урока: расширить знания об истоках обычаев и традиций, выполнить пасхальный сувенир .Задачи урока.
Образовательные: способствовать формированию метапредметныхумений, самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать их мотивы и интересы;
способствовать формированию понятий о художественной обработке материалов, специальных умений и навыков в оформлении пасхальных яиц;
способствовать овладению основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
способствовать видению обучающихся взаимосвязи предметов и использованию навыков в различных видах практической деятельности.
Развивающие:
способствовать развитию сенсорной сферы – глазомера, точности и тонкости различения цвета, света, формы;
развивать навыки коллективного труда, дружеское и деловое общение
обучающихся в совместной работе;
способствовать развитию фантазии и эстетического вкуса;
способствовать развитию двигательной системы: мелкой и крупной моторики.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, патриотических качеств личности, освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
Способствовать воспитанию любви и уважения к культуре народа, его
обычаям, традициям.
Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости), аккуратности, внимательности, дисциплинированности,Тип урока: интегрированный.
Оборудование: ноутбук, проектор.
Инструменты и материалы: .Дидактическое обеспечение: плакаты, сборник заданий, инструкционные карты, образцы объектов труда, презентация.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная, физкультминутка.
Методы работы: объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, беседа, самостоятельная работа, текущий инструктаж.Ход урока
1 Организационный момент
Учитель технологии. Сегодня у нас необычный урок У нас пройдет урок радости,солнца и тепла.
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
Солнышко. Я солнце ясное! Я солнце красное!Землю я обогреваюС Пасхой всех поздравляю!Счастья всем желаюИ яйцом пасхальным угощаю!Вот оно какое: большое-пребольшое!
Солнце передает яйцо Скомороху, садится.2-й скоморох. А что у него внутри? Что же это за штука такая - ЯЙЦО?! 1-й скоморох. Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам раскрою маленькую, но очень важную тайну?Из яйца, из нижней частиВышла мать-Земля сырая.Из яйца, из верхней части.Встал высокий свод небесный,Из желтка, из верхней части,Солнце светлое явилось,Из белка, из верхней части.Ясный месяц появился.Из яйца, из пестрой части,Звезда сделались на небе!
Проверка домашнего задания выставка рисунков на тему « Пасхальное яйцо».
II. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель технологии. Я предлагаю начать урок с прослушивания стихотворения поэтессы Светланы Жачук «Родина»
Над тобой небо ясное, синееВ твоём сердце Божественный свет.Ты всегда молодая и сильная,Ты несёшь Богом данный завет.
Приближаются первые грозы,Молодая листва шелестит,Нежно сердцем прижмусь я к березе,Она силы мои воскресит.
Я люблю твои вёсны и зимыИ прохладного утра рассвет.Запах спелой и сочной малиныИ сияющей радуги свет.
Я люблю и леса и долины,Синеву васильковых полей.Сколько света в тебе, сколько силы!Сколько мудрости в жизни твоей!
Над тобой журавли пролетают,Они манят, зовут за собой,Они славу твою воспевают,Величавой своей красотой.
Колосятся бескрайние нивы,Я в них сердцем своим окунусь.Как же мне дорога ты, Россия!Моя светлая, славная Русь!
Учитель. Вдумайтесь в строки, что вы услышали в этом стихотворении?
Учащиеся. Мы увидели красивые виды пейзажа, тихую речку, похожую на нашу Волгу и нашу местную речку Большой и малый Узень, по берегам – красивые ивы, березки. Береза – символ нашей России.
Учитель ИЗО. В прочитанном стихотворении мы слышим восхищение природой, перед нами встают различные пейзажи. ( Определение темы с по- мощью школьников) - «Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции
Весна - самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Все расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников.
Учитель технологии. Какой праздник мы с вами скоро будем праздновать ? Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Давайте вместе, определим тему урока.
Учащиеся. Будем учиться выполнять поделки к празднику.
Учитель технологии. Мы первые, кто это будет делать или до нас пасхальные яйца и поделки уже украшали и изготовляли? А как называется процесс, повторяемый из года в год целые столетия?
Учащиеся. Традиции, обычаи.
Учитель технологии. Для этого люди придумали торжественные праздники, как пасха. Какие вы ещё знаете Великие праздники своего народа?
Учащиеся. Троица, Рождество Масленица, праздники урожая. День города.
Учитель технологии. А как вы готовились к празднику Пасхи, чем отличается праздник от обычного дня?
Учащиеся. Человек старается празднично одеться, готовит стол и готовит подарки.
Немного из истории
Праздник Пасхи - один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами…Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом. Светлое Христово Воскресение - день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо.Учитель технологии. А что вы, ребята, знаете о том, как отмечают праздник Пасхи на Руси? Куличи, творожная пасха и крашеные пасхальные яйца - вот основные приметы. В этот день люди дарили друг другу «пасхальные яички». Может быть, началось это от того, что простое яйцо напоминает о воскресении из мертвых. Вот снесет курочка яичко, а оно похоже на камушек – словно неживое, а в нем жизнь, живой цыпленочек, который вылупится из гнезда. Яйцо - символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни. Раньше в народе так говорили: «Дорого яичко к Христову дню»
Учитель ИЗО. Откуда пошла традиция, красить яйца на Пасху в красный цвет?
2 группа. Немного из истории.
Пасхальное яйцо своим цветом напоминает кровь Христа. Мария Магдалина первая узнала, что Иисус воскрес. Однажды она пришла к императору Тиберию . В те времена, приходя к императору, люди приносили ему какой-нибудь подарок. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яйцо:– Христос воскрес! Удивился император и сказал: – Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным! И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и  стало ярко-красным!
С тех пор и пошла традиция дарить друг другу пасхальные сувениры. Существует множество способов создания дарственных яиц:
их красили, расписывали;
в кондитерских делали из шоколада и сахара;
мастерицы плели из бисера,
яйца, обернутые тканью, вышитые нитью; создавали из фарфора, хрусталя, золота и серебра;
именные писания (знаки зодиака, фазы луны)
филимоновские яйца;
деревянные яйца;
известны всему миру ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;
- Своим близким, друзьям вы можете подарить пасхальный сувенир, сделанный своими руками. Обратим внимание на нашу небольшую выставку пасхальных сувениров. Какие техники использовались для декорирования?
роспись по дереву;
декупаж;
квилинг (бумагокручение);
бисероплетение;
вышивка лентами;
смешанная техника;
кондитерские изделия.
Учитель технологии. Какие пасхальные обычаи вы еще знаете?
Пасхальные праздники длятся неделю, называемую Светлой седмицей, В это время навещают родственников и принимают гостей.
Всю Светлую неделю, льется радостный пасхальный звон: не молкнет с утра до ночи ни одна колокольня, – каждая  словно старается перезвонить другую.  Находится многое-множество охотников «потрудиться для Бога» у колоколов. На Пасху повсюду разрешается всем (мужчинам, парням) звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.
Вот ещё один обычай, над которым стоит задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, приветствуя их «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей. Все благочестивые русские люди старались помочь нуждающимся. Может быть, именно сегодня, в наше трудное время особенно необходимо посещение больных, бедных, стариков, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество.
Вопросы викторины
1. "Бывало, накрываетсяВ гостиной стол огромнейший,На нем и яйца красные,И пасха, и кулич!"Кто автор этих строк?Н. А. Некрасов 2. В какой из дней на Страстной неделе начинают грандиозную подготовку к Пасхе?в четверг 3. К Пасхе пекли особый пасхальный хлеб, который по-гречески называется...артос 4. К столу в этот день не принято подавать...горячие закуски 5. Что называют "писанками"?расписанные яйца 6. На Руси крестьяне, желая видеть свой скот упитанным, брали освященное яйцо и...гладили им животное 7. Одним из развлечений, устраиваемых для детей на Пасху, было катание... на качелях
Учитель технологии. Ребята, рассаживайтесь так, что бы создать мастерские по интересам, по своим интересам и способностям: можно парами, тройками, кому - как удобно. У нас здесь имеются нити, клей, ткань ножницы, иголки сантиметровая лента и различные украшения, выкройки
Мое предложение одно подмастерье будет выполнять создавать яйцо, а другие цыпленка наша работа будет коллективная и в результате у нас с вами получится композицию «Кто в домике живет?»
(Учитель технология проводит социометрический тест.)
Для этого вам надо ответить на предложенные вопросы и отдать зеленую полоску тому человеку, кого вы выберете, отвечая на каждый вопрос.
1. Если бы тебе пришлось жить на необитаемом острове, кого бы ты взял с собой?
2. С кем бы ты хотел пойти в поход?
3. Как ты считаешь, кто тебе сможет подсказать, как лучше оформить композицию для мамы?
Теперь посчитайте, у кого больше полосок, тот и будет мастером.
Учитель ИЗО. Знакомит детей с творчеством русских художников кто запечатлил в своих картинах тему пасхи
А еще на Пасху играли в "прятки". Кто-нибудь из взрослых выходил с утра в сад с подарками и прятал их. Проснувшись, дети бежали искать. А вы хотите поиграть? В комнате спрятаны подарки. Кто найдет больше? Начали!  Учитель технологии. Инструктаж по технике безопасности.
Текущий инструктаж (проводится по ходу выполнения практической работы).
Учителя ИЗО, технологии. Формирование новых умений.
Проверка организации рабочих мест (рабочий стол, инструменты и приспособления).
Соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда
при выполнении задания.
Целевые обходы:
-инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций;
-оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания;
-контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения.
Во время практической работы звучит тихая народная музыка
Учитель технологии раздает технологические карты по изготовлению цыпленка следит за выполнением Пасхальный цыпленок из вискозных салфеток для пыли.
Выполните выкройку по образцу
Украсьте одну белую часть и одну желтую вышивкой Украсьте одну желтую часть, где располагается мордочка вашей будущей птички, можно также украсить "яичную скорлупу". Как видите, я вышила узоры на деталях, еще можно использовать кусочки вискозы других цветов.
Чтобы сделать клюв, я прошила ромбик посередине, потом согнула его и еще раз прошила по краю.
Сшейте две части крыла вместе, чтобы получилось одно крыло (4 детали на два крыла).

Пришейте "яичную скорлупу" к каждой детали туловища птички (всего 3 детали туловища).
Прикрепите крылья к передней части вашей птички.

Соедините две части вместе и пришейте боковину к передней части птички (с изнанки).

Соедините части вместе и пришейте третью часть к двум другим (с изнанки). Оставьте несшитыми несколько сантиметров на шве (не на крыле). Когда будете шить верхушку (голову птички), поднимите лапку машинки (это поможет, чтобы шов не вылез за пределы), выравните материал и продолжайте шить. Я использовала 1/4дюймовый шов.
Пришейте круглое основание снизу, убедитесь, что захватили все слои. Это потребует определенной ловкости, но не волнуйтесь, даже если немного соберётся. Набейте вашу птичку и аккуратно зашейте отверстие (стежком скольжения).
Это будет отличное украшение на пасху.

Работа мастерской
Алгоритм действий: для пасхального яйца
Для начала следует надуть резиновый шарик, смазать поверхность шарика вазелином, тонким слоем. Это делается для того, чтобы нитки в клейстере не прилипли к шарику.
. Вытяните часть нити и обмотайте ею воздушный шар. Обматывайте шар, так как Вам угодно, может ваша фантазия подскажет вам какой то необычный рисунок. На одно яйцо уходит примерно один моток ниток для вышивания. На самом деле ниток лучше наматывать как можно меньше, так как когда яйцо высохнет, вам придется соскребать все лишнее. А если ниток будет много, это может затруднить снятие сухого клейстера с поделки.

Полученные пасхальные яйца из ниток нужно сушить в течение нескольких часов. После нужно соскоблить лишний клейстер с ниток. Затем, когда яйцо уже высохнет, а значит, будет готово, проткните аккуратно воздушный шар, а когда он сдуется - осторожно достаньте его через отверстие. Кстати об этом лучше позаботиться заранее: когда будете наматывать нитки, оставьте небольшое отверстие на нижней части яйца (чтобы не испортить эстетичный вид самоделки).

Сделайте вырез для размещения игрушки. Обработайте лаком
Вот и все игрушка готова! Украшаем ее различными ленточками , веточками, цветочками.

Полученные пасхальные яйца из ниток нужно сушить в течение нескольких часов. После нужно соскоблить лишний клейстер с ниток. Затем, когда яйцо уже высохнет, а значит, будет готово, проткните аккуратно воздушный шар, а когда он сдуется - осторожно достаньте его через отверстие. Кстати об этом лучше позаботиться заранее: когда будете наматывать нитки, оставьте небольшое отверстие на нижней части яйца (чтобы не испортить эстетичный вид самоделки).
Подведение итогов урока.
Учитель технологии. Ребята, это большое счастье, когда есть желание что-то создать самому. Вы старались. Я, как учитель, вас понимаю и думаю, что вы эту работу продолжите в жизни, когда у вас будет свободное время.
Наша Россия велика и народное творчество объединяет нас своими обычаями и традициями.
Учитель ИЗО. Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы – это сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями.
Итак, скажите, с какими учебными предметами связан наш урок?
Учащиеся. Технология ( технический труд), технология (обслуживающий труд). Изобразительное искусство, музыка, история и литература.
Учитель технологии. Чему вы научились?
Рефлексия.
Учитель ИЗО. Сегодня вы попробовали превратиться в мастеров, хотя начинали работать подмастерьями. Проведя социометрический тест, вы сумели выбрать мастера, который организовал работу вашей мастерской.
Как вы считаете, достигли вы цели урока? Правильно ли вы организовали свою творческую работу?
Каждая мастерская под руководством мастера, защищает своё изделие, подчеркивая отношение к работе, проявляя радость от сделанного своими руками, где требовались большие усилия, терпение и усердие.Учитель технологии. Ребята, народное искусство в 21 веке заново открывает древние традиции многовековой опыт художественного вкуса и жизненной мудрости человеческого труда.
- Как вы думаете, мы должны хранить традиции наших предков и продолжать народное мастерство, чтобы не прервалась связь поколений
Каждая мастерская дает положительный ответ или высказывает свое, критическое отношение к обычаям, традициям нашей России, и к результату своей работы на уроке, и совместной работе в мастерской под руководством мастера.
Учитель ИЗО. Ребята, у нас есть на доске чудо -дерево каждый из вас может оценить свою работу на уроке добрым словом (прикрепить подарок к дубу: солнце, красивый листок или желудь, детские игрушки своего народного промысла) или критическим словом (тучка, дождливое облако или хмурое солнце), лишить дуба листочка или желудя.
Самооценка. Индивидуальное отношение каждого ребенка к своей работе.
Учитель ИЗО. Работа класса на сегодняшнем уроке оценивается высшим баллом, оценкой отлично. Выставка показывает, что вы справились с поставленными задачами и каждая мастерская проявила, творческое отношение к своей работе, и чувствуется дух взаимопомощи.
Учитель технологии. Чем замечательны ваши сувениры? О чем вы думали, когда готовили их? С какими чувствами украшали пасхальные яйца и пасхальные композиции? Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.