Окрытый урок по математике 1 класс Повторение и обобщение пройденного материала по разделам


Окрытый урок по математике
1 класс Учитель: Звонцова В.А.
Тема: Повторение и обобщение пройденного материала по разделам:
«Счет в пределах 10», «Сравнение чисел», «Сложение и вычитание чисел в пределах 10», «Компоненты сложения и вычитания», «Понятие о сантиметре и дециметре», «Понятия: слева, справа, между(пространственные представления), «Решение простой задачи», «Геометрические фигуры».
Цели: Повторение и закрепление пройденного материала.
Развивать навыки устного счета, умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, сравнивать числа , ориентироваться в пространстве, решать простые задачи; знать и называть геометрические фигуры.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, интерес к предмету. Воспитывать бережное отношение к природе, лесу и его обитателям.
Коррекционно-развивающая работа: Развитие памяти, внимания, мышления, речи.
Тип урока: интегрированный(математика и познание мира)
Оборудование: компьютер, диапроектор, компьютерная презентация, счетный материал, « сигналы-светофоры» для определения правильности ответов, дифференцированные карточки, маски животных для учащихся, призы-оценки(в форме грибов, шишек, ягод).

Ход урока:
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Вступительное слово учителя (на фоне музыки «Звуки леса»):
-Сегодня на уроке математики мы отправимся в сказочный лес…
-Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…
(слайд №1 «Изображение леса»)
Проверка готовности класса к уроку.
-Все готовы для путешествия по сказочному лесу? Ведь мы отправимся с вами не просто на прогулку, а в лесную школу, где учатся лесные жители..Ручки, книжки и тетрадки – все на парте, все в порядке?
-Сели все ровненько, проверили свою осанку…
Сообщение темы и целей урока.
-Добро пожаловать в лесную школу! И вы сегодня не просто ученики, а лесные жители, которые находятся на уроке математике. (дети одевают маски лесных животных). (слайд №6 «Лесная школа»)
-Тема нашего сегодняшнего урока «Повторение и обобщение пройденного материала». Мы будем решать примеры, задачи, сравнивать числа, вспомним, что такое дециметр и сантиметр, название геометрических фигур…А кто же нам в этом поможет? Наша царица всех наук «Математика» и конечно, сказочный лес со своими обитателями.
3. Устный счет.
-Чтобы нам попасть в лесную школу, мы немного посчитаем, вспомним, что знаем, что умеем…
А) Игра «Кто лишний?»
-Ребята, а каких лесных животных вы знаете? (ответы детей)
(слайд №2 «Лесные животные»)
- А как надо относиться к животным? (ответы детей)
(слайд №3 Появление домашнего животного среди лесных)
- А кто у нас здесь лишний? Посмотрите внимательно. Почему? Правильно, потому что это домашнее животное!
(Оценивание – призы за ответы)
- В конце нашего лесного путешествия мы посчитаем, сколько у каждого из вас вот таки призов от сказочного леса…
Б) Счет предметов.
- Слушаем внимательно. Отвечаем правильно. А как надо правильно отвечать? Конечно, не выкрикивать с места, а поднять руку, если вы знаете ответ на мой вопрос.
«Белка, ежик и енот, зайка, лис, малышка крот – были дружные соседи, на пирог пришли к медведю. Вы ребята не зевайте, сколько все зверей, считайте!» (7)
(оценивание – призы за ответы)
В)Повторение понятий: слева, справа, между.
(слайд№4 «Лесные животные»)
-Кого вы видите на экране?
-Кто стоит первый? Последний? Пятый? Второй?
-Кто находится слева от …
-Кто находится справа от …
-Кто находится между…
-Какой по счету…..?
-А кто следующий?
-Молодцы! Ответили на все мои ответы! Вот за это вам опять призы от сказочного леса!
4.Физминутка для глаз (слайд №5)
5. Основная часть урока.
А)Повторение числового ряда от 1 до 10.
(слайд № 7 Числовой ряд «лесенкой»)
-Что происходит с числами, когда мы поднимаемся по лесенке? (увеличиваются на 1)
А что происходит с числами, когда мы опускаемся по лесенке вниз? (уменьшаются на 1)
-Посчитаем, поиграем с нашей лесенкой!
5+1 6+1 7+1 8+1 9+1
9-1 8-1 7-1 6-1 5-1
-Умнички! Все умеете считать! За это – призы от леса! (оценивание)
Б)Игра «Числа потерялись»
(на доске числовой ряд)
1…3…5…7…9 10
-Найдите и вставьте потерянные числа.
(оценивание – призы)
6. Физминутка ( под музыку, слайд № 8 «Лес»)
«По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Присядем. Отдохнем.
И опять считать начнем.»7.Работа в тетради.
- Откройте свои тетрадки, запишите число, Классная работа.
-Отложите ручки, сядьте прямо.
-Вспомните компоненты сложения. Назовите. (ответы детей)
-Назовите компоненты вычитания.
-Молодцы! А сейчас мы проверим, как вы умеете складывать и вычитать числа в пределах десяти.
Самостоятельная работа по карточкам.
(работа с карточками дифференцированно)
-У вас на партах карточки с примерами. Вам необходимо записать эти примеры в тетрадь и решить их.
-Пишем внимательно, аккуратно, красиво. Не забываем, что между примерами – 3 клеточки.
-Кто решил-отложите ручки в сторону, подождите, когда все закончат работу.
-А сейчас поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга примеры.
(работа в паре)
8.Сценка «Лиса и белка» (дом. Задание)-К сегодняшнему уроку я дала особое задание лисичке и белочке. Посмотрим, как они с ним справились.
Учитель: Белка с рынка возвращалась и с лисою повстречалась.
Лиса: Что ты белочка несешь?
Учитель: задала лиса вопрос.
Белочка: Я несу своим детишкам 2 ореха да 3 шишки. Ты, лиса, мне подскажи, сколько будет 2+3?
Учитель: Лиса быстро посчитала…
Лиса: Ровно десять насчитала!
Учитель: Ах, ты рыжая плутовка, обманула белку ловко! Вы, ребята ей не верьте и ответ ее проверьте! (5)
Призы-лисе и белочке за домашнее задание, а ответившему правильно – за ответ.
9. «Равенства и неравенства»
(слайд № 9)
Учитель: Лиса и здесь побывала! Проверим ее работу.
- Я буду показывать , а вы с помощью «светофоров» проверьте работу лисы.
-Как называются выражения со знаками «больше» и «меньше»? (неравенства)
-Как называются выражения со знаком «равно»? (равенства)
Призы – за ответы.
-Сейчас мы проверим, как вы научились сравнивать числа. На доске вы видите числа, которые надо сравнить.
2*4 5*7 0*1 10*10 3*7 8*10 9*2 3*0
Призы- за ответы.
10. Физминутка.( под музыку, слайд № 10)
«Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим, голову поднимем выше
И легко, легко подышим…»
11. Повторение геометрического материала. (фронтальный опрос, слайд № 11 «Геометрические фигуры»)
- Какие геометрические фигуры вы здесь видите? Назовите их.
-А какие геометрические фигуры вы еще знаете?
-Молодцы!
-А с помощью чего мы можем измерить длину отрезка? ( с помощью линейки)
-Какие единицы измерения вы знаете? (сантиметр, дециметр)
-А сколько сантиметров в дециметре? (10 см.)
Призы – за ответы!
12.Решение задачи.
-Ребята, а чему мы еще научились в нашей лесной школе? Конечно, мы еще умеем решать задачи.
-Назовите части задачи. (условие, вопрос, решение, ответ)
-Сейчас я прочитаю задание, а вы мне скажите, является ли это задание задачей или нет и почему. (слайд №12 «На лесной опушке..»)-«На лесной опушке сидели зверюшки:2 зайчонка, 2 лисенка…»
-Это задача? (Нет!)
- Почему? Чего не хватает? (вопроса). Придумайте сами вопрос.
-А если вот так: « На лесной опушке сидели зверюшки: 2 лисенка, 2 зайчонка. Сколько всего зверюшек сидело на лесной опушке?»
Это задача? (Да!)
-Что известно в задаче?
-Какой вопрос задачи?
-Как ответим на вопрос? С помощью какого арифметического действия будем решать? (сложения)
-Запишите в своих тетрадях условие задачи и вопрос. ( к доске выходит уч-ся и записывает условие задачи)
Зайчата-2
Лисята-2 ? всего зверюшек
-Запишите решение задачи.
2+2=4 зверюшки.
-Запишите ответ.
Ответ: 4 зверюшки.
-Проверьте, все ли правильно вы записали.
Призы – за ответы!
13. Итог. Рефлексия.
(слайд №13 «Лес, природа» спокойная музыка)
-Наш урок в лесной школе подошел к концу. Закройте свои тетрадки и отложите их на край парты, уберите ручки.
-Понравился вам наш сегодняшний урок?
-А лесные жители? Сказочный лес?
-А как надо относиться к лесу и его обитателям?
-Скажем спасибо сказочному лесу и его жителям. (Спасибо!)
-Так для чего же так необходимо заниматься математикой, ходить в школу? (Чтобы многому научиться, научиться писать и считать, читать, решать задачи…_-Конечно, я рада, что вы это поняли. Ведь в жизни вам обязательно пригодятся знания, которые вы получаете на уроках в школе.
14. Оценки за урок.
-Спасибо всем за хорошую работу. Посчитайте, пожалуйста, у кого сколько лесных призов, а я поставлю каждому оценку за сегодняшний урок. Вы сегодня все очень хорошо потрудились и показали свои знания!
15. Домашнее задание:
Придумайте свою задачку и решите ее к следующему уроку.
Самоанализ открытого урока
математики в 1 – классе
Учитель: Звонцова В.А.
Тема урока: Повторение и обобщение пройденного материала по темам:
«Счет в пределах 10», «Сравнение чисел», «Сложение и вычитание чисел в пределах 10», «Понятие о сантиметре и дециметре», «Понятия: слева, справа, между» (пространственные представления), Решение простой задачи», «Геометрические фигуры».
Урок проведен в соответствии с реализацией учебной программы по математике 1 класса.
Тип урока: Закрепление полученных знаний.
Форма проведения: Интегрированный урок « Путешествие в сказочный лес». (математика + познание мира)
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса:
В классе 11 человек: 5 мальчиков и 6 девочек. Все дети пришли в данную школу в 2012г. У все учащихся диагноз: Задержка психического развития.
Боровикова Кристина – ДЦП, эпилепсия.
Морозов Иван – ОНР 3-уровня, дизартрия – стертая форма.
Жерехова Яна и Селиванова Ольга –дислалия.
Загайнов Максим, Муртазин Виктор – трудности в обучении письму и чтению.
Харламов Данил –Резидуальная энцефалопатия
Соколенко Татьяна -
Петрусь Виктория –РЭП
Марченко Виталий -
Феденева Алина – легкая умственная отсталость.
Все учащиеся испытывают трудности в обучении, им необходима постоянная помощь педагогов, психолога, логопеда. В целом все дети адаптировались к новым условиям проживания, к новым требованиям взрослых, к новому коллективу.
Учебные навыки у большинства учащихся сформированы на среднем уровне. Не хватает усидчивости, дети часто отвлекаются во время урока, встают с места, выкрикивают.
Феденева Алина – активная, коммуникабельная, стремится к лидерству, задает тон в классе. Командир класса. Учебная мотивация сформирована. Хорошо читает, активно работает на уроке. Допускает ошибки при решении задач. Недостаточно развита мелкая моторика рук. Внимание неустойчивое. Но девочка очень старается, переживает из-за плохих отметок. Третью четверть окончила без троек.
Загайнов Максим – активный, общительный, с удовольствием выполняет трудовые поручения, активно участвует в жизни класса. По учебной программе не успевает. Не читает, буквы знает не все – не может запомнить. Но хорошо развита мелкая моторика рук, списывает почти без ошибок письменный текст (но не печатный). Считает в пределах десяти в «прямом» и «обратном» порядке. При решении задач, примеров путается, теряется, логическое мышление на очень низком уровне. Из-за неудач, плохой оценки сильно переживает, плачет.
Муртазин Виктор – общительный, гиперактивный. Мотивация к учебной деятельности не сформирована. Легко отвлекается на уроке, неустойчивое внимание. Ленивый, неаккуратный, может взять чужое, обмануть. При поступлении в класс не читал, не знал буквы, почти не писал. Сейчас знает буквы, пишет, но допускает много ошибок. Читает очень плохо, забывает буквы, путает их. Необходим постоянный строгий контроль со стороны учителя и воспитателя.
Харламов Данил – коммуникабельный, активно участвует во всех школьных мероприятиях. Мотивация к учебной деятельности сформирована. Хорошо читает, пишет, отвечает на вопросы. Считает в пределах 10 в «прямом» и «обратном» порядке. Мелкая моторика рук на среднем уровне. Внимание неустойчивое, легко отвлекается. Логическое мышление недостаточно развито. На уроках старается, переживает из-за плохой отметки. За третью четверть вышел «хорошистом».
Селиванова Ольга – Медлительна, пассивна, все делает по указке. Логическое мышление на очень низком уровне, речь недостаточно развита, неустойчивое внимание. Хорошо развита мелкая моторика рук, пишет аккуратно, старается. Все требования учителя выполняет. Читает. Счет в пределах десяти знает. Но при решении примеров, задач, сравнении чисел – путается, теряется.
Морозов Иван – общительный, уравновешенный. Нарушение речи. Уровень усвоения программы на низком уровне. Учебная мотивация сформирована.Недостаточно развита мелкая моторика рук. Однако на уроках ребенок старается, сильно переживает из-за неудач и ошибок. Хорошо решает примеры в пределах 10, отвечает на вопросы при решении задач, сравнивает числа. Читает. Выполняет добросовестно все поручения учителя.
Петрусь Виктория – доброжелательная, общительная. Психические процессы на низком уровне: неустойчивое внимание, память не развита, мышление на низком уровне. Мелкая моторика развита недостаточно. Темп учебной деятельности замедлен. Речь не развита. Уровень усвоения программы низкий. Однако на уроках старается, выполняет все требования учителя. Читает. Очень слабые знания по математике.
Жерехова Яна – общительная, ласковая. Учебная мотивация не сформирована. Ленивая, хитрит, может обмануть. Неустойчивое внимание. Мелкая моторика рук развита плохо. Мышление на низком уровне. Однако хорошо читает, запоминает стихи.
Боровикова Кристина – уравновешенная, спокойная, общительная. На уроках активная, любознательная. Хорошо читает, решает примеры и задачи, сравнивает числа. Речь развита на среднем уровне. На низком уровне мелкая моторика рук из-за заболевания ДЦП. Много ошибок при письме. Всегда переживает, если что-то не удается. Старается ни в чем не уступать физически здоровым детям. За третью четверть одна тройка по русской грамоте.
Марченко Виталий – общительный, активный. Учебная мотивация на низком уровне. Внимание неустойчивое, плохо развита мелкая моторика рук, пишет с ошибками, неаккуратно. Хорошо читает, решает самостоятельно примеры в пределах 10 и сравнивает числа, затрудняется при решении задач, знает и называет геометрические фигуры. Речь недостаточно развита
Соколенко Татьяна – общительная, активная, в классе – лидер. Учебная мотивация на среднем уровне. Читает по слогам. Допускает ошибки при списывании текста с учебника. Неустойчивое внимание. Считает в пределах 10, решает примеры, сравнивает числа, затрудняется при решении задач. Недостаточно развита речь, мышление. На уроках всегда активная, старается, отвечает на вопросы, выполняет все требования учителя. По итогам третьей четверти – хорошистка.
Все учащиеся нуждаются в коррекционных занятиях и постоянном контроле со стороны педагогов. В классе наблюдается неуравновешенность детей между собой. Постоянно жалуются друг на друга, ябедничают, каждый старается выгородить себя, нет сплоченности. Необходимо работать над нравственным воспитанием учащихся.
При планировании урока были учтены особенности всех воспитанников.
Ставились следующие цели урока:
Образовательные: повторение и обобщение изученного материала.
Развивающие: развитие навыков устного счета, умения решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти; умения сравнивать числа, ориентироваться в пространстве, решать простые задачи; знать и называть геометрические фигуры.
Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, интерес к предмету. Формирование бережного отношения к природе, лесу и его обитателям.
КРР: развитие внимания, памяти, мышления.
Методы и приемы обучения были выбраны мною в соответствии с поставленными целями урока, с учетом возрастных особенностей первоклассников и учебными возможностями класса, так как данный класс имеет низкий уровень развития. А также учитывались диагнозы детей, психические заболевания, нарушения речи.
Методы организации учебной деятельности: беседа, инструктаж, упражнения, дифференцированные задания, игра.
Для эффективности обучения были использованы следующие формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Использовались такие технологии, как частично-поисковая, игровая, здоровьесберегающая.
Работала над развитием познавательных интересов, общеучебных умений и навыков.
Средства наглядности и технические средства обучения (компьютерная презентация), Физминутка, музыкальные произведения, сигналы-светофоры, карточки с примерами, маски животных, призы ) считаю, что были применены мною на уроке целесообразно и эффективно.
С целью активизации и мотивации уч-ся были подобраны занимательные задания, игры, инсценировка, поощрение и оценивание в виде призов от «сказочного леса». Для создания эмоционального настроения и здоровьесбережения детей использованы музыкальный фон, физминутки в стихотворной форме .В основной части урока моя деятельность состояла в том, чтобы предлагать уч-ся различные задания, ориентированные на повторение и систематизацию изученного материала. В течение всего урока проводились различные виды работ: работа у доски, самостоятельная работа, работа с дифференцированными карточками, работа в паре. Каждый из этапов урока был логически связан с предыдущим.
По активной работе уч-ся и качественно выполненном задании на индивидуальных карточках можно сказать, что урок достиг поставленных целей.