Конспект интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)


Тема урока: «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)
Цели урока:
1. Обучающие: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»; обучать умению моделировать текст.
2. Развивающие: развивать умение грамотно выражать мысли в устной и письменной формах, использовать прилагательные в качестве изобразительно – выразительных средств.
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю.
Оборудование: маршрутные листы для каждого ученика, цветные карандаши, карточки с заданиями, медиапроектор.
Вид урока: интегрированный урок.
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить увлекательную экскурсию по нашему родному краю. Наш учитель географии будет вашим гидом и покажет самые красивые места Алтайского края. В ходе экскурсии мы не только обобщим и повторим материал по теме «Имя прилагательное», но и узнаем, почему наш край так назван, увидим одну из великих сибирских рек, а также город – курорт, который есть в Алтайском крае. Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту нашей малой родины. В пути нам понадобится маршрутный лист (приложение 1), в котором вы должны отмечать, какие знания получали на остановках. Если вы хорошо знаете материал, не делаете ошибок, то закрасьте кружок зеленым цветом. Если вы затрудняетесь, делаете ошибки, то закрасьте кружок желтым цветом. Если вы не знаете правила, допускаете ошибки, закрасьте кружок красным цветом. Итак, в путь!
Работа по теме урока.
1. Работа с текстом. Учитель географии:
-Найти Алтайский край несложно. Посмотрите на карту России.(Слайд № 1). Видите маленький флажок? Обычно он желтого цвета. Это и есть Алтайский край. Слово «Алтай» происходит от тюрского «алтан», что означает «золотой». Наверное, за сказочную красоту дано нашей земле такое выразительное название. Посмотрите, где еще можно увидеть такие просторы, необъятные поля пшеницы, тихую гладь величавой Оби, высокие могучие сосны?! (Слайды № 2 – 10). Как точно подметил фотограф красоту алтайской земли. Неповторима в своем многообразии гамма красок!
- Учитель русского языка:
- Эта красота вдохновляла не только художников, но и писателей. Послушайте:
… степи тянутся вдаль. …лентой вьется … река. В … небе парят птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.
- Скажите, смог ли автор передать красоту земли, ее неповторимость?
- Конечно, нет. Ведь в тексте нет прилагательных, а они необходимы для точности описания. Помогите автору передать красоту природы, вставьте вместо точек прилагательные и озаглавьте текст. (Учащиеся получают карточки (приложение 2), работают с ними, затем читают свои творческие работы).
2. Беседа:
- Ребята, докажите, что перед нами действительно текст.
- Какова его основная мысль?
- Какие изобразительные средства используются?
- Какова синтаксическая роль прилагательных?
- Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Заполните маршрутные листы (первый, второй пункты).
3. Сообщение учителя географии.
- А теперь едем дальше. Какие реки, протекающие в Алтайском крае, вам известны? Одну из них мы сейчас увидим. (Слайды № 11,12).
С горных круч и ущелий Алтая,
Пробиваясь издалека,
Кати волны Катунь голубая
И зеленая Бия – река.
Две сестры, говорливые обе,
Берега раздвигая вдвоем,
Разливаются матушкой Обью
В многоводном объятье своем… (Б. Кауров)
Обь – великая сибирская река. Она течет в пределах Алтайского края на протяжении 453 километров в широкой долине. На левом высоком берегу много крутых обрывов, правый берег низкий.
4. Орфографическая работа.
- Вы получаете карточки (приложение 3) с пропущенными буквами в окончаниях прилагательных. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматическую основу в первом предложении.
- Скажите, какие две формы могут иметь имена прилагательные? От любого ли прилагательного можно образовать краткую форму? Образуйте краткую форму имен прилагательных, где это возможно. ( Подведение итогов работы по карточке). Заполнение маршрутных листов (третий, четвертый пункты).
5. Рассказ учителя географии. Просмотр видеофильма.
- Мы подъезжаем к небольшому городку Алтайского края (видеофильм о Белокурихе; рассказ ведется во время просмотра видеофильма). Но он известен всем жителям нашей страны и не только нашей. В этот знаменитый город – курорт едут за здоровьем. Великолепная природа, целебные радоновые воды, горный воздух, щедрое солнце быстро восстанавливают силы. А зимой сюда устремляются любители горнолыжного спорта. Вот такой замечательный город есть в нашем крае!
6. Лексическая работа.
– Ребята, Белокуриха – красивый город? Подберите синонимы к слову красивый.
7. Выборочный диктант. Задание:выпишите словосочетания «сущ. + прил.», определите род, число, падеж прилагательного. (Один учащийся работает у доски, остальные в карточках).
Выборочный диктант
Великолепная природа, целебные воды, горный воздух, щедрое солнце быстро восстанавливают силы. А зимой сюда устремляются любители горнолыжного спорта.
- Заполните маршрутные листы (последние два пункта). Ребята, вот и подошла к завершению наша экскурсия. Я надеюсь, что наш край стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить свою малую родину и гордиться тем, что мы живем в Алтайском крае.
Подведение итогов урока.
- Какие знания вам понадобились, чтобы совершить нашу экскурсию?
- Для чего нам необходимо знание имен прилагательных и умение использовать их в речи?
- Покажите мне свои маршрутные листы.
- Вы смогли оценить свои знания?
-Какой учебный материал вы знаете хорошо?
- Какой материал вам необходимо повторить?
Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру «За что я люблю свой край».
Приложение 1
Маршрутный лист ученика (-цы)__________________
Составление текста.
Синтаксический разбор.
Орфограммы в прилагательных.
Умение образовывать краткую форму прилагательных.
Умение подбирать синонимы.
Умение определять род, число, падеж прилагательных
Приложение 2
… степи тянутся вдаль. … лентой вьется … река. В … небе парят птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав.… ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.
Приложение 3
Карточка
Обь – велик… сибирск… река. Она течет в пределах края на протяжении 453 километров в широк… долине. На лев… высок… берегу много крут… обрывов, прав… берег низк… .