Конспект урока Повторение изученного по теме Имя прилагательное (6 класс)


МКОУ «Дьяконовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.М.Ломакина»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
(урок русского языка в 6 классе)
Подготовила
учитель русского
языка и литературы
Мальцева И.Д.
2017 год
Цель урока: повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном и основных орфографических правилах, с ним связанных, подготовиться к контрольной работе; формировать навыки объяснения зависимости написания слова от его значения и строения.
Задачи:
- развивать умения определять разряды прилагательных, правильно образовывать формы степеней сравнения, образовывать краткую форму прилагательных;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать интерес к изучению русского языка, любовь к природе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
знать, как характеризовать имя прилагательное по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; какова роль употребления прилагательных в речи;
уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного, употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные:
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
-умение вести самостоятельный поиск информации;
-способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.
Личностные:
-желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, по вариантам.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, книжки-малышки.

Сценарный план
I .Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, приготовились к уроку? Посмотрите, все ль у вас в порядке? На месте ль ручка, книжка и тетрадка?
- Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работайте старательно,
Слушайте внимательно.
II.Актуализация и пробное учебное действие. - Начну сегодня наш урок я с загадки.
С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же ??? ( прилагательное!)
- Догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О прилагательном)
- А мы же его уже изучили. Чем же займемся сейчас? (Будем повторять, обобщать, систематизировать изученное).
Работа с поэтическим текстом.
Люблю красу родного края,
Его бескрайние, широкие поля,
И каждый колосок, и ивы над рекою,
И звонкие напевы соловья.
Как хороши они прохладной,
Майской ночью,
Тревожит душу звонкий голосок,
О чем поет он, что сказать он хочет?
Спрошу его, в ответ лишь – чок да чок! ...
Елена Дьяченко

- Определите тему и основную мысль стихотворения.
- Найдите в тексте прилагательные и назовите их.
- Какую роль они выполняют в этом стихотворении? (Помогают увидеть необыкновенную красоту родного края).
-Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в языке?
Вывод: Прилагательные позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира. А нашей речи придают  точность, меткость, особую выразительность, образность, яркость. Без прилагательных наша была бы похожа на картину, написанную серой краской.
III. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
-Действительно, без прилагательных наша речь была бы серой, невыразительной. Сейчас вы еще раз в этом убедитесь.
-Прочитайте текст.
Зимой и летом, осенью и весною видим мы лес! Выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Лежат под деревьями сугробы. Над тропинками арками согнулись под тяжестью инея стволы берез. Шапками снега покрыты ветви елей.
Какой-то жизнью полнится лес. От дерева к дереву тянутся чьи-то следы и следочки.
- Понравился он вам? Почему?
- А теперь прочитайте вот этот текст. Что вы скажете о нём?
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.
IV.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. -Перед вами на столах лежат книжки-малышки. Сейчас мы не просто полистаем их, а выполним задания. Эти книжки не доработаны автором, ваша задача доработать их к концу урока самим. На каждой странице книги написана изученная на прошлых уроках тема, после нее – задание. Но прежде чем его выполнить, нужно вспомнить правило.
-Итак, готовы?
Разряды прилагательных
- Помогают сделать текст ярким и красочным прилагательные, которые делятся на три разряда. Назовите их. (Качественные, относительные и притяжательные).
- Что обозначают качественные прилагательные? (Признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).
- Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных? (Имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).
- Что обозначают относительные прилагательные? (Пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).
- Что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность лицу или животному).
- На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (Чей?)
Задание: выпишите из текста (1 группа) качественные прилагательные, (2 группа) относительные и притяжательные.
Качественные Относительные Притяжательные
Хорош
Тихий
Глубокие
Чистые
Белыми
Молодых
Тяжелыми
Белого
Темно-зеленые
Высоких
Маленьких
Легкие
Маленькие Русский
Зимний
Лесными
Кружевными
Зимний
Беличьи
Мышиные
Птичьи
(Проверяем по слайду)
Физкультминутка. (Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом)
Раз, два – скачут по опушке Полотенцем растирались.
Две зеленые лягушки. Ножками топали,
Прыг-скок, прыг-скок, Ручками хлопали,
Прыгай с пятки на носок. Вправо-влево наклонялись,
На болоте две подружки, Приседали, выпрямлялись.
Две зеленые лягушки, Потом дружно заУтром рано умывались, Работу принимались.
V.Этап включения в систему знаний и повторения
1. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
(Работа по вариантам: 1 вар. выписывает словосочетания, в котором Не с прилагательными пишется слитно, 2 вар. – раздельно)
Он говорил (не)правду, а ложь; (не)красивый поступок; (не)ряшливый вид; (не)глубокая речонка; (не)глубокий, но рыбный пруд, далеко (не) красивый поступок; (не)интересный рассказ; (не) широкая, а узкая канава; (не)высокий кустарник; вовсе не аккуратная ученица.
1 вариант: некрасивый поступок; неряшливый вид; неглубокая речонка; неглубокий, но рыбный пруд; неинтересный рассказ; невысокий кустарник.
2 вариант: он говорил не правду, а ложь; далеко не красивый поступок; не широкая, а узкая канав ; вовсе не аккуратная ученица.
2. Степени сравнения имен прилагательных
-Какие степени сравнения имеют имена прилагательные?
(Сравнительную и превосходную. И сравнительная, и превосходная степень имеют две формы: простую и составную). - Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени? (-ее (-ей), -е, -ше).
-Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма превосходной степени. (-айш, -ейш)
-Как образуется составная форма сравнительной степени? (Более +н.ф.)
-Как образуется составная форма превосходной степени? (Самый, наиболее +н.ф.)
- Образуйте и запишите простую и составную форму сравнительной степени (1 вариант), простую и составную форму превосходной степени (2 вариант).
Мягкий- мягче, более мягкий; мягчайший, самый мягкий
Сладкий - слаще, более сладкий; сладчайший, самый сладкий
Твёрдый- твёрже, более твердый; твердейший, самый твердый
Свободный- свободнее, более свободный; свободнейший, самый свободный
Красивый- красивее, более красивый; красивейший, самый красивый
Удобный- удобнее, более удобный; удобнейший, самый удобный
3. Одна и две буквы в суффиксах прилагательных.
-В каких суффиксах пишется одна Н?
-В каких суффиксах пишется две буквы НН?

Образуйте от существительных прилагательные. (Работа в парах)
Серебро - …, дерево-…, клюква-…, лебедь-…, стекло-…, тыква-…, лед-…, туман-…, утро-…, цена-…
4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
-Когда в суффиксах и окончаниях прилагательных, образованных от существительных, после шипящих и Ц пишется буква О , а когда – Е?
Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый, плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го , песц...вый, больш...го, чуж...м, колюч...го.
1 вариант выписывает слова с буквой О после шипящих, 2 вариант – с буквой Е.
5. Различение на письме суффиксов прилагательных –К – и -СК-
-Вставьте пропущенные буквы.
Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая, грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.
-Какое правило помогло вам справиться с этим заданием?
5. Сложные прилагательные
-Пришло время повторить последнюю орфограмму. Скажите, какое правило нужно знать, чтобы раскрыть скобки?
(1 вар. выписывает прилагательные, которые пишутся через дефис, 2 вар. – прилагательные, которые пишутся слитно).
1. (Горько) сладкая полынь 6. (Ярко) красный цветок
2. (Широко) плечий юноша 7. (Бело) ствольные берёзы
3. (Длинно ) крылые ласточки 8. (Средне) европейский климат
4. (Юго) восточный берег 9. (Железно) дорожный мост
5. (Древне) русская литература 10.(Отчётно) выборное собрание
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Какие орфограммы мы повторили сегодня на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу?
- Как вы считаете, что помогло вам успешно справиться с заданиями ? - Какие задания были самыми трудными? Как вы с ними справились?
Домашнее задание.
Сделайте морфологический разбор прилагательного, раскройте скобки.
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор.
Сделайте морфемный разбор слова небольшой.
(Если дети не успели выполнить все задания, то они могут сделать это дома, что и будет домашним заданием)
Повторение изученного
по теме
«Имя прилагательное»


6 класс
2017 год
Я – часть речи интересная, широко в миру известная:
Опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!
О. Головко

С существительным дружу
И нисколько не тужу.
Моя основная примета:
Обозначаю признак предмета.
Лед какой? Холодный, гладкий.
Чай какой? Горячий, сладкий.
Изменяюсь по родам,
Числам и падежам.
Люблю детей внимательных.
Я же ??? (Имя прилагательное)
Домашнее задание. Цель: повторить и систематизировать
1.Сделайте морфологический разбор сведения об имени прилагательном и
прилагательного, раскройте скобки. основных орфографических правилах,
Издали услышал Владимир (не) обычный шум и говор. с ним связанных
2. Сделайте морфемный разбор слова небольшой.

1.Разряды прилагательных 6. Сложные прилагательные
Зимой и летом, осенью и весною хорош русский (Горько) сладкая полынь, (широко) плечий юноша
лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на (длинно ) крылые ласточки, (юго) восточный берег,
лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, (древне) русская литература, (ярко) красный цветок,
чистые лежат под деревьями сугробы. Над (бело) ствольные берёзы, (средне) европейский
лесными тропинками кружевными белыми арками климат, (железно) дорожный мост, (отчетно) вы-
согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. ное собрание.
Тяжелыми шапками белого снега покрыты 1 группа. Выпишите прилагательные, которые
темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. пишутся через дефис:
Невидимой жизнью полнится зимний лес.
От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы,
маленькие мышиные и птичьи следочки.
2 группа. Выпишите прилагательные, которые
пишутся слитно:
Задание: выпишите из текста (1 группа)
5. Различение на письме суффиксов качественные прилагательные:
прилагательных –К – и -СК-
-Вставьте пропущенные буквы.

Киргиз..ая, француз..ая, рус..ая, немец..ая,

грузин..ая, китай..ая, турец..ая, швед..ая.
(2 группа) относительные и притяжательные:
2. Степени сравнения имен прилагательных 3. Одна и две буквы Н в суффиксах
Образуйте и запишите прилагательных
(1 вариант) Образуйте от существительных прилагательные:
простую и составную форму сравнительной степени: серебро - … дерево-…
клюква-… лебедь-…
мягкий - стекло-… тыква-…
сладкий - лед-… туман-…
твердый- утро-… цена-…
свободный-
красивый-
удобный- 4. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах
прилагательных
Реч...вой, морж...вый, свинц...вый, ситц...вый,
плюш...вый, камыш...вый, глянц...вый, песц...вый,
(2 вариант) больш...го, чуж...м, колюч...го , дремуч...й,
старш...й, о младш...м.
простую и составную форму превосходной степени: 1 вариант. Выпишите слова с буквой О в суффиксе:

мягкий -
сладкий -
твердый-
свободный- 2 вариант. Выпишите слова с буквой Е в суффиксе:
красивый-
удобный-