Повторение и обобщение изученного по теме Имя прилагательное


Тема урока: «Повторение и обобщение изученного
по теме «Имя прилагательное»
Тема разговора: «Зимнее утро»
Тип урока: урок словесности
Цели:
- повторение теоретических понятий по теме;
- обобщение всех сведений об имени прилагательном;
- развитие художественной зоркости через постижение роли прилагательных
в тексте;
- развитие умения анализировать текст с различных точек зрения;
- воспитание эстетического вкуса в области литературы.
Оборудование:
-портрет И.А.Бунина;
- книги И.А.Бунина;
- рукописный «Словарь «зимних слов»;
- творческие работы детей (выставка);
- диск с записью музыкальной пьесы П.И.Чайковского «Зимнее утро»;
- распечатки текста И.А.Бунина.
Эпиграф на доске: Остановись… в изумлении перед красотой - и
в твоем сердце расцветет человеческая красота.
В.Сухомлинский

Х О Д У Р О К А
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Сегодня, ребята, вы завершили 1-ый, творческий, этап необычной контрольной работы, предложенной во время изучения темы «Имя прилагательное»: вы все представили творческие работы «Зима глазами писателя(поэта)… и моими глазами». На протяжении ряда уроков мы наслаждались стихами и прозой великих мастеров слова, которые вы читали всем, и теми работами, которые создали вы: сочинениями, стихами, рисунками. Вот выставка этих работ, представивших красоту зимней природы. И здесь же рукописный «Словарь «зимних слов», который мы составляли вместе долгое время. Он нам сегодня пригодится.
Настала моя очередь продемонстрировать вам то видение зимней природы, которое близко моему восприятию мира.
Я предлагаю вам текст, принадлежащий перу И.Бунина. Посмотрите на эпиграф: (читает).Я хочу призвать вас вместе с Буниным остановиться перед красотой зимней природы и красотой русского слова, мастером которого был И.А.Бунин.
На базе этого текста мы проведем с вами поисково-исследовательскую работу, которая поможет нам достичь цели нашего урока. Ее, я уверена, вы легко определите по названию темы( Тема записана на доске). Да, мы повторим изученное, но еще посмотрим на имя прилагательное с точки зрения его образной функции.
Запишем тему урока и приготовимся к прослушиванию текста.
2.АНАЛИЗ ТЕКСТА. (Текст на парте у каждого)(Чтение учителем)
Утро! Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, свежими и пушистыми снегами - синее, огромное и удивительно нежное небо…
Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя.
Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них опустилась на самую верхнюю веточку густо-зеленой стройной ели, закачалась…- и густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла…(И.Бунин)
а)Беседа по тексту.
- Какова тема текста? (Широкая и узкая). Нужно ли читать весь текст, чтобы это определить?
- От какого лица написан текст? О чем это говорит? Слышим мы голос автора?
- Отсюда ясен стиль. Какой это стиль?
- Элементы каких типов речи здесь сочетаются? Как 1-ый абзац подсказывает, что будет описание?
- Сколько частей в тексте? Микротемы каковы?
- В какой части выражена главная мысль?(Какое великолепие…)
- Найдите в последней части слово, созвучное по смыслу и по ощущениям(удовольствие).
- Как такое построение «работает»на авторский замысел?( Восторг испытывают все: люди и птицы, всем хорошо)
- Каким словом можно определить такое единение человека и природы?( Гармония)
- Да. Гармония. Посмотрите на доску: вот значение этого слова( на оборотной стороне доски).Гармония – это слияние компонентов в одно целое, взаимное соответствие. Можно здесь говорить о слиянии?
- Почему птицы у Бунина говорят, смеются?
- В чем проявляется индивидуальный стиль автора?
б) Лексическая работа (эпитет)
- Языковые средства не бывают случайными. Словами какой части речи насыщен текст? Почему? А слов какой части речи мало?
- Найдите прилагательные, употребляемые в переносном значении? Запишем их и составим словосочетания, чтобы доказать этот факт.
С в е ж и м и (снегами, продуктами)
П у ш и с т ы м и (снегами, цыплятами)
Н е ж н о е (небо, прикосновение)
Р а д у ж н а я (пыль, дорожка)
- Легко ли к этим значениям подобрать синонимы? Почему?
- Чем являются эти прилагательные в тексте? Как называется это изобразительное средство? ( Эпитет)
( На доске определение: Эпитет- это определение, прибавляемое к названию предмета с целью придать художественную выразительность, почувствовать отношение автора к нему) - Эпитеты бывают изобразительные и выразительные. В чем отличие? Найдите в тексте. Они цветовые или звуковые?
- Обратим внимание на цветовые эпитеты. Подумайте, какие нужны краски, чтобы нарисовать подобную картину?
- Удивительно!7!И это зимой! Вот что значит писательское мастерство!
в). Повторение сведений о прилагательном
- Какой разряд прилагательных не представлен в тексте?
- Найдите относительное прилагательное (санного). А какое из относительных перешло в разряд качественных? ( Снежная)
- Почему преобладают качественные?
- Как практически отличить их?
- Есть ли прилагательные в сравнительной степени? А в превосходной?
- Запишем словосочетание с прилагательным в превосходной степени.(Самую верхнюю веточку).Определите род, число и падеж прилагательного. Можно ли образовать простую форму превосходной степени?
- А от слова «глубокий» можно? Образуйте?
- А краткую форму можно образовать?
- Что мы доказали? ( Качественные)
- Посмотрим на текст с орфографической точки зрения. Какие слова стоит записать и запомнить (Кусочек, колеях, медленно, тотчас же, что-то, просека, великолепие) г). Синтаксическая работа
- Какими членами предложения являются прилагательные 2-го абзаца? Почему в этом предложении используется тире?
- Найдите односоставные предложения в 1-ой части. Подлежащные они или сказуемные? Есть ли односоставные предложения в последней части текста?
-Есть здесь сложные предложения? Выпишем грамматические основы этого предложения. Почему между частями этого предложения стоит тире? Начертим схему предложения.
- Выпишем предложение «В колеях…». Выполним его синтаксический разбор. Какова синтаксическая роль прилагательных?
- Обратим внимание на абзацное деление текста. На чем оно основывается?
3.ИТОГИ.
- Итак, я увидела, что вы умеете всматриваться, вести поиск и исследование. Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока. Мы их достигли? Как вы думаете?
- Согласитесь, ребята, мы убедились в том, что в языке все взаимосвязано. Нельзя учиться грамматике в отрыве от значения слова, в отрыве от его образной функции.
- Прочтите текст без прилагательных. Каким он стал?
- Да, бедным и скучным. Значит, давайте делать нашу речь образной и богатой, употребляя прилагательные. Обратимся к нашему «Словарю «зимних слов»,пополним его словами из текста.
4.ПОДГОТОВКА ПОЧВЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
- Вы без труда назвали тему текста, и мы говорили о восторге, который испытываем при восприятии этой картины. Но я вам приготовила еще кое-что. Послушайте. Вот тоже картина зимнего утра.
(Читает учитель стихотворение)
За окнами – снега, степная гладь и ширь,
На переплетах рам – следы ночной пурги…
Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
От стужи за окном…
- Ваши впечатления? Созвучно стихотворение настроению текста? А ведь это тоже Бунин! Удивительно? Или естественно? Да, зимнее утро разным бывает. А сейчас послушайте, как передает свои впечатления об утре композитор П.И.Чайковский.
(Звучит пьеса П.И.Чайковского «Зимнее утро»)
- Надеюсь, что создала у вас то настроение, которое вы сможете перенести в творческую работу: дома напишите миниатюру « Зимнее утро». Вспомните утро доброе, радостное или, наоборот, грустное и напишите несколько предложений о том, что и как увидели. Не забудьте о прилагательных. Тексты Бунины будут вас вдохновлять. Желаю удачи!