Конспект урока «Повторение изученного по теме имя существительное», 5 класс


Урок русского языка в 5 классе на тему:
«Повторение и обобщение изученного об имени существительном».Цель урока:
Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное».
Задачи:
Образовательные:
- повторить изученные сведения об имени существительном как части речи;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий;
- отработать морфологический разбор имени существительного;
- выявить назначение имени существительного в речи.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование:
- учебник;
- интерактивная доска;
- интерактивные плакаты: Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи;
- Интернет-ресурсы.
Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение целей и задач урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим…
Раздается стук.
Сущ. – Здравствуйте, можно войти.
Уч. – А ты кто?
Сущ. – А это вы узнаете, разгадав мою загадку. Слушайте внимательно.
Школа, дом, трава, земля.Любой предмет обозначаетКто? Учитель, врач, сосед.Что? Диван, велосипед.Бывает разного рода:Тротуар, окно, природа.Изменяется по числам, по падежам.Спешит в гости к ученикам.Вот какая я часть речи удивительная,Называюсь ...(существительное).
- Я самое удивительное!
Моё имя – существительное!
Все предметы называю,
Сущее обозначаю,
Нету жизни без меня,
Как без солнца, без огня.
Я и воздух, и вода,
И веселье, и беда,
Я и море, и колосок,
Рейтинг мой весьма высок.
Учитель:
– Ну, надо же, вот так сюрприз, мы рады тебя видеть. Наши пятиклассники уже многое о тебе знают, и сегодня мы все это тебе покажем. Проходи, присаживайся. Итак, ребята, тема нашего урока «Имя существительное».
- Посмотрите на дерево, на нем нет листиков, листики находятся у вас на парте, но они пустые. Вам необходимо записать на них то, о чем, по вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке? (выполняют, подходят к дереву, приклеивают, озвучивают).
III. Актуализация знаний.
- Начнем мы повторение с самого простого, с определения имени существительного. Что же такое имя существительное? (открыть таблицу)

IV. Обобщение и систематизация знаний.
Основные понятия об имени существительном мы повторили, а теперь мы поиграем в игру, которая называется «Веришь ли ты». Я задаю вам вопрос, а вы, если согласны с ним, то вы хлопаете, а если нет – молчите.
Верите ли вы, что…
К именам существительным можно поставить не только вопросы кто? что?( - )Одно слово может быть и именем существительным, и глаголом? ( - )Слова собака, ручка, снег, бег, сон, доброта являются именами существительными? (+)Имена существительные бывают только мужского и среднего рода? (-)Имена существительные чаще всего в предложении являются подлежащими или дополнениями? (+)Имена существительные бывают одушевленными и неодушевленными? (+)- Молодцы, хорошо справились с заданием. А какие имена существительные называются одушевленными? Какие имена существительные называются неодушевленными? (открыть таблицу)

- Ребят, посмотрите на доску. Вы видите ребус, в котором спрятано очень много имён существительных, вам их нужно найти и записать в тетрадь в два столбика. В левом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? В правом столбике мы запишем имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
хлеволкомскосастолмарскремел кто? что?


волк хлевхлеввол косакосаоса стол
мел
крем
Омск
- Молодцы, ребята, и снова вы хорошо справились с заданием. Но есть в наших выписанных именах существительных лишнее слово. Как вы думаете, какое имя существительное лишнее?
- Омск.
- А по каким признакам вы определили, что это имя существительное лишнее?
- Это слово пишется с большой буквы и называется оно собственным именем существительным.
- Совершенно верно, а теперь давайте вспомним, какие же именно имена существительные называются собственными/нарицательными, что они называют?


 - Давайте потренируемся с вами находить нарицательные и собственные имена существительные в тексте. Для этого посмотрите на доску (на доске задание из Интернет-ресурсов), выделите нарицательные имена существительные.
Не чувствую красот
В Крыму и на Ривьере,
Люблю речной осот,
Чертополоху верю.
- А что вы можете сказать про те имена существительные, которые мы не назвали (Крым, Ривьера)?
- Они являются собственными именами существительными, потому что называют географические объекты и пишутся с большой буквы.
- Молодцы, ребята, вы совершенно правы. Мы достаточно много с вами повторили об имени существительном, настало время отдохнуть, взбодриться. А поможет нам в этом наша физкультминутка.
Физминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, на них смотри –
Головою не крути.
Руки вниз ты опусти
Глазами следом ты веди.
Закрой глаза, теперь открой…
Посмотри перед собой.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
- Здорово, теперь с новыми силами продолжаем повторять все об имени существительном.

- Ребята, посмотрите на доску, что вы видите?
- Таблицу, в которой говорится о мужском и женском роде.
- Совершенно верно, давайте вспомним, какие местоимения мы к ним можем подставить?
- Женский род (она), мужской род (он).
- А о каком роде имени существительного забыли нам рассказать в таблице?
- О среднем роде.
- Какое местоимение к именам существительным среднего рода мы можем подставить?
- Оно.
- О каких категориях, признаках имени существительного мы не поговорили сегодня? (учащиеся перечисляют).
- А сейчас мы выполним проверочную работу, в которой вы и примените все то, что мы с вами повторили.
V. Контроль усвоения материала.- У вас на парте по три листочка с заданиями, задание типа А на тройку, задание типа В на четверку, задание типа С на пятерку. Оцените свои возможности, выберите и выполните то задание, с которым, как вам кажется, вы справитесь.
А.
1. Напишите письмо вашему или подруге, живущему(ей) в другом городе. Расскажите о новостях, о том, чем вы занимаетесь в свободное время и как продвигается учеба.
2. В составленном письме подчеркните имена существительные мужского рода и укажите падеж.
В.
1. Ваш друг, с которым вы видитесь только летом во время каникул, коллекционирует смешные истории. Напишите ему письмо, с рассказом о смешном случае, который произошел с вами или вашими родными (знакомыми).
2. Из написанного текста выпишите по два примера существительных на разные типы склонения.
С.
1. Выпишите слова с обозначенными орфограммами, распределив их по группам. Критерии группировки слов выберите сами.
«Первый раз пишу в р…дакцию и сразу пр…шу. Во многих книгах я читал о дружбе, но думаю, что это ф…нтазия. Много раз я видел ребят, называющих себя «друзья», а через несколько дней, ну, пускай, мес…цев они ход…т порознь. Так вот, очень вас пр…шу – пом…гите мне найти друга. С…гласен на любого: мальчика или девочку. Но при этом не надо такого, который не умеет дружить.
Игорь».

2. Выполните морфологический разбор выписанных существительных.
3. Напишите письмо Игорю. Расскажите о том, что для вас означает понятие «дружба», какие у вас есть друзья. Подумайте, что можно посоветовать Игорю.

VI. Рефлексия.
- Ребята, у вас на партах лежат желтые листочки. В начале урока мы на красных листиках с вами записывали, что мы будем повторять об имени существительном (подхожу к дереву, показываю и кратко озвучиваю), а сейчас я предлагаю вам записать, что именно мы повторили и приклеить свой листик к этому же дереву, найдя ему пару.
VII. Подведение итогов урока, выставление отметок с комментариями.
Таким образом, ключевые слова нашего урока:
- имя существительное;
- часть речи;
- одушевленное/неодушевленное;
- собственное/нарицательное;
- мужской род, женский род, средний род.
- Молодцы, ребята. Я открою вам тайну. Это ещё не все категории имени существительного, которые мы должны с вами повторить. На следующем уроке мы этим и займемся.
Выставляем отметки, комментируем.