Рабочая программа курса внеурочной деятельности Кружок « Разноцветная палитра»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Крестьянская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании «Утвердить»
педагогического совета приказ № 90 от «3» сентября 2012 года
протокол № 1 от 29 августа 2012 года по МБОУ « Крестьянская СОШ»
директор___________/ Л.И. ШирыхаловаРабочая программа курса внеурочной деятельности
Кружок « Разноцветная палитра»
Срок реализации программы: 2012-2016 гг.
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Составитель: Гильдт Валентина Степановна
Учитель изобразительного искусства

с. Крестьянка 2012 год
Пояснительная записка
« Разноцветная палитра» является программой художественно – эстетической направленности. Программа разработана на основе анализа концепций художественного и эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.
Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.
Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.
Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности детей;
- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;
- научить приемам исполнительского мастерства;
- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;
- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
- развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное мышление, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес к искусству;
- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
- развивать стремление к творческой самореализации;
- расширять общий и художественный кругозор;
- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести умение работать с разными материалами.
Программа основана на следующих принципах:
Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Формы деятельности :занятия, диспуты, выставки, экскурсии, студии, беседы, ролевые игры, ярмарки.
Планируемые результаты:
- всестороннее развитие личности ученика (создание условий для формирования личности, способной успешно адаптироваться в современном мире);
- приобретение новых знаний и умение применять их в жизни;
- раскрытие творческих способностей;
- коммуникабельность (умение создавать коллективные работы);
- получение опыта переживания, позитивного отношения к природе, культуре, искусству; целостного отношения к социальной реальности в целом;
- умение представить свою работу, оценить работу других, сравнить, проанализировать и сделать выводы.
Основными видами деятельности являются:
художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- осознание своих творческих возможностей;
- проявление познавательных мотивов;
- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
- понимание чувств других людей, сопереживание им.
2.Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- различать способ и результат действия;
- адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
3.Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя ;- строить речевые высказывания в устной форме;
- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- задавать вопросы;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности.
Программа поможет решить следующий ряд задач:
1.Учебные задачи:
- освоение детьми основных правил изображения;
- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;
- развитие стремления к общению с искусством.
2. Воспитательные задачи:
- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
3. Творческие задачи:
- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задач;
- развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год)
Цель и задачи курса определяются психологическими закономерностями художественного развития в младшем школьном возрасте. Художественное образование в начальной школе, построенное исходя из этих закономерностей:
- учитывает личностные достижения художественного развития ученика и опирается на них;
- обеспечивает полноценное восприятие искусства младшим школьником;
- ориентируется на задачи дальнейшего художественного развития в среднем и старшем школьном возрасте.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.
Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: экскурсии на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
Программа рассчитана на 4 года начальной школы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки.
Работа с родителями:
Организации внеурочной деятельности должна быть построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с родителями учащихся.
Основная цель такого взаимодействия - создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям. Для осуществления этих целей, рекомендуется проводить собрания и встречи с родителями. Формы проведения работы с родителями:
- круглые столы, диспуты, творческие гостиные с участием детей.
Заключение
Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.
Тематический план.
1 год 2 год 3 год 4 год всего
1. Живопись 10 ч. 11ч. 11 ч. 12 ч. 44 ч.
2. Графика 9 ч. 10 ч. 10 ч. 11 ч. 40 ч.
3. Пластилинография( рисунки пластилином) 4 ч. 3 ч. 4 ч. 4 ч. 15 ч.
4. Аппликация 4ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч. 16 ч
5. Бумажная пластика 3 ч. 3 ч. 2 ч. 1 ч. 9 ч.
6. Работа с природными материалами. 3 ч. 2 ч. 2 ч.
1 ч. 8 ч.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 4 ч.
Итого: 34 ч. 34 ч. 34 ч. 34 ч. 136
Учебно – тематическое планирование (1 год обучения)
Раздел « Живопись»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 04.09
11.09
18.09
25.09
02.10 1.
2.
3.
4.
5. «Все дети любят рисовать».
«Что мы умеем и любим рисовать?»
«Познакомимся с волшебными красками»
«Какого цвета осень?»
«Нарисуем солнышко»
( знакомство с тёплыми оттенками цветового круга) Беседа о живописи. Первичный инструктаж.
Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи.
Свободная тема, художественные материалы на выбор детей.
Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом. Игровое упражнение « Получи новый цвет»
Беседа о цветовом круге. Порядок расположения цветовых оттенков, коллективная работа.
Беседа о тёплых цветах, растяжка цвета от тёмного к светлому.
1 1
1
1
1 09.10
16.10
23.10
13.11
20.11 6.
7.
8.
9.
10.
« Рисуем морские волны». Знакомство с холодными оттенками цветового круга. Живописные упражнения.
« Солнечный и Изумрудный город»
(по сказке «Путешествие в Изумрудный город») тематическое рисование.« Волшебные белый и чёрный»
« Морозные узоры на окне» декоративное рисование.
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
« Деревья отражаются в воде»
( техника « монотипия»)
Беседа о холодных оттенках в цветовом круге. Выполнение живописных упражнений
( короткие и длинные мазки, волны)
Выполнение живописной работы в тёплых и холодных тонах. Кроссворд
« Какие ты знаешь цвета и оттенки?»
Чтение сказки о белом и чёрном художнике. Выполнение графических работ
( затемнение и высветление цвета)
Работа акварелью и парафином в холодной цветовой гамме.
Рассказ ,знакомство с народными промыслами, роспись матрёшки. Элементы росписи.
Знакомство с техникой
« монотипия», выполнение художественных работ 1 1
1
1
1
1 Раздел « Графика»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 27.11
04.12
11.12
18.12
25.12 1.
2.
3.
4.
5.
«Что такое графика?»
«Деревья в осеннем лесу» (графические упражнения точка, пятно, штрих)
«Нарисуем кошку»
( штрих короткий и длинный) Набросок фигуры животного.
«Нарисуем собачку»
( штрих, пятно, точка) Наброски собак.
«Еловая и сосновая ветки» (разница штриха)
Беседа, знакомство с выразительными средствами графики. Рассказ о точке, линии, штрихе.
Показ и выполнение графических упражнений.
Рассмотрим фигурку кошки.
Показ методов изображения фигуры
отдельных частей тела. Выполнение штриховки.
Рассмотрим фигурку собачки. Показ методов изображения тела собаки. Выполнение штриховки.
Метод сравнения:
Рассмотрим еловую и сосновую ветки, найдите отличие. Выбор методов штриховки ели и сосны. 1 1
1
1
1 6.
7.
8.
9. «Ёжики в лесу» тематическое рисование.
«Избушка на курьих ножках» тематическое рисование по русским народным сказкам.
«Травы лесные». Рисунки о весне.
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». Викторина
« Какие графические упражнения ты знаешь?»
Самостоятельное выполнение графического рисунка.
Чтение отрывка из сказки , просмотр отрывка из мультфильма.
Повторение графических упражнений. Самостоятельное выполнение графической работы по теме.
Чтение стихов о весне.
Рассматривание репродукций о весне.
Выполнение работы цветными карандашами или масляными мелками.
Рассмотрим иллюстрации с изображением птиц. Викторина «Какие это птицы?» Графические изображения птицы. 1
1
1
1 Раздел «Пластилинография»( рисунки пластилином).
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 1.
2.
3.
4.
«Три поросёнка» тематическая работа по сказке.
«Лебеди»
«Мишка косолапый»
Подводный мир
« Осьминог» тематическая работа. Беседа о рисунках пластилином.
Загадывание загадок о домашних животных. Показ методов и приёмов рисования пластилином.
Слушание русской песни
« Лебёдушка», показ слайдов,
Чтение стихотворения « Лебёдушка» Есенина, показ приёмов выполнения работы.
Рассказ о бурых медведях.
Методы и приёмы придания формы и пушистости мишке. Показ слайдов.
Рассказ о представителях морского дна. Демонстрация слайдов, показ приёмов лепки.
1
1
1
1 Раздел « Аппликация»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 1.
2.
3.
4.
«Ковёр из осенних листьев» симметричное вырезание
«Ёлочка – красавица» панорамная открытка.
«Разноцветные букашки» коллективная работа
«Бабочки летают по лугу» коллективная работа(аппликация с элементами рисования). Прогулка в лесопарк. Беседа о красоте природы осенью, осенних красках.
Аппликация в технике симметричного вырезания, дорисовывание жилок и цветовых пятен.
Чтение литературы о зиме, о ёлочке. Демонстрация способов создания панорамной открытки.
Рассказ о весне, о разных насекомых.
Показ слайдов, повторение техники выполнения симметричной аппликации
Беседа о лете. Показ слайдов разных видов бабочек. Повтор техники симметричного вырезания, тонирование бумаги. 1
1
1 Раздел « Бумажная пластика».
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 1.
2.
3.
«По морям, по волнам» бумажная пластика с элементами рисования.
«Нарциссы»
«Одуванчики»
Беседа о водном транспорте с опорой на наглядности. Построение работы на тонированном листе. Показ методов и приёмов работы.
Беседа о весенних цветах. Показ слайдов весенних цветов. Показ методов и приёмов выполнения работы.
Чтение стихотворения об одуванчиках. Показ слайдов.Поэтапное объяснение методов работы. 1
1
1 Раздел « Работа с природными материалами»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 1.
2.
3. Прогулка в осенний лес. Сбор и сушка гербария.
Коллаж из сухих листьев
«Декоративный венок»
«Панно из зёрен»
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Путешествие в осеннюю сказку.
Беседа о красоте осенней природы. Сбор красивых листочков, трав, цветов, мха и шишек. Показ методов сушки гербария.
Беседа о том, что такое коллаж. Правила построения композиции. Подбор листьев по размеру и окраске. Показ последовательности выполнения коллажа.
Загадки «Угадай, что за зёрнышко?»
Показ методов перевода образца при помощи копировальной бумаги.
Тематическая игра:
«Путешествие в волшебную
Страну».
1
1 1
1 Учебно – тематическое планирование (2 год обучения)
Раздел « Живопись»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
1.
2.
3.
4.
5. «Осенний пейзаж».
«Веселая ладошка»
«Познакомимся с волшебными красками (гуашь)»
«Какого цвета осенние листья?»
«Рисуем подсолнух»
( тёплые оттенки цветового круга) Беседа о живописи. Первичный инструктаж.
Знакомство с материалами и приспособлениями для рисования. Начальное представление об основах живописи.
Свободная тема, художественные материалы на выбор детей.
Беседа о палитре, знакомство с цветовым кругом. Игровое упражнение « Получи новый цвет»
Беседа о цветовом круге. Порядок расположения цветовых оттенков, коллективная работа.
Беседа о тёплых цветах, растяжка цвета от тёмного к светлому.
1 1
1
1
1 07.10
14.10
21.10
28 10
11.11
6.
7.
8.
9.
10.
« Рисуем небо». Холодные оттенки цветового круга. Живописные упражнения.
«Волшебный дождь »
«Забавные открытки» Волшебные белый и чёрный»
«Неземные цветы»
«Мир под водой»
( техника « монотипия»)
Беседа о холодных оттенках в цветовом круге. Выполнение живописных упражнений
( короткие и длинные мазки, волны)
Выполнение живописной работы в тёплых и холодных тонах. Кроссворд
« Какие ты знаешь цвета и оттенки?»
Чтение сказки о белом и чёрном художнике. Выполнение графических работ
( затемнение и высветление цвета)
Работа акварелью и парафином в холодной цветовой гамме.
Знакомство с техникой
« монотипия», выполнение художественных работ 1 1
1
1
1
1 18.11
11 Волшебный музыкальный инструмент Рисование по представлению музыкального инструмента 1 Раздел « Графика»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
1.
2.
3.
4.
5. «Виды графики»
«Кошка, которая охотится за звездами» (графические упражнения точка, пятно, штрих)
«Декоративное дерево»
( штрих короткий и длинный) Набросок фигуры животного.
«Шедевры из темноты»

«Бытовой натюрморт» (разница штриха) Беседа, о выразительных средствах графики (точка, линия, штрих).
Показ и выполнение графических упражнений.
Рассмотрим фигурку кошки.
Показ методов изображения фигуры
отдельных частей тела. Выполнение штриховки.
Рисование дерева, которого нет в природе
Рисование непрерывной линией с закрытыми глазами
Метод сравнения:
Рассмотрим овощи и фрукты, найдите отличие. Выбор методов штриховки. 1 1
1
1
1 13.01
20.01
27.01
27.01
6.
7.
8.
9. «Герои мультфильмов» тематическое рисование.
«Сказочный дом» тематическое рисование по русским народным сказкам.
«Сказочные человечки». Фантастические рисунки.
Конкурс рисунков на тему: «Птицы и птенцы»
Викторина
« Какие графические упражнения ты знаешь?»
Самостоятельное выполнение графического рисунка.
Чтение отрывка из сказки , просмотр отрывка из мультфильма.
Повторение графических упражнений. Самостоятельное выполнение графической работы по теме.
Рисунок по представлению Выполнение работы цветными карандашами или масляными мелками.
Рассмотрим иллюстрации с изображением птиц. Викторина «Какие это птицы?» Графические изображения птицы. 1
1
1
1 03.02
10 Анимация Рисуем мультфильм 1 Раздел «Пластилинография» ( рисунки пластилином).
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 10.02
17.02
24.02
1.
2.
3.

«Домашняя ферма» тематическая работа .«Лебеди на пруду»
«Три медведя»
Беседа о рисунках пластилином.
Загадывание загадок о домашних животных. Показ методов и приёмов рисования пластилином.
Слушание русской песни
« Лебёдушка», показ слайдов,
Чтение стихотворения « Лебёдушка» Есенина, показ приёмов выполнения работы.
Рассказ о бурых медведях.
Методы и приёмы придания формы и пушистости мишке. Показ слайдов. 1
1
1
Раздел « Аппликация»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 03.03
10.03
17.03
31.03
1.
2.
3.
4.
«Ковёр из осенних листьев» симметричное вырезание

«Ёлочка – красавица» панорамная открытка.
«Разноцветные букашки» коллективная работа
«Бабочки летают по лугу» коллективная работа (аппликация с элементами рисования).
Прогулка в лесопарк. Беседа о красоте природы осенью, осенних красках.
Аппликация в технике симметричного вырезания, дорисовывание жилок и цветовых пятен.
Чтение литературы о зиме, о ёлочке. Демонстрация способов создания панорамной открытки.
Рассказ о весне, о разных насекомых.
Показ слайдов, повторение техники выполнения симметричной аппликации
Беседа о лете. Показ слайдов разных видов бабочек. Повтор техники симметричного вырезания, тонирование бумаги. 1
1
1
1 Раздел « Бумажная пластика».
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 07.04
14.04
28.04
1.
2.
3.
«По морям, по волнам» бумажная пластика с элементами рисования.
«Тюльпан»
«Колокольчики»
Беседа о водном транспорте с опорой на наглядности. Построение работы на тонированном листе. Показ методов и приёмов работы.
Беседа о весенних цветах. Показ слайдов весенних цветов. Показ методов и приёмов выполнения работы.
Чтение стихотворения о колокольчиках. Показ слайдов. Поэтапное объяснение методов работы. 1
1
1 Раздел « Работа с природными материалами»
Дата проведения
№ Темы занятий Форма организации внеурочной деятельности Количество часов примечания
теория практика 05.05
12.05
19.05 1.
2.
3 Прогулка в осенний лес. Сбор и сушка гербария.
Коллаж из сухих листьев
«Вечер в деревне»
Организация и обсуждение выставки детских работ.
Путешествие в осеннюю сказку.
Беседа о красоте осенней природы. Сбор красивых листочков, трав, цветов, мха и шишек. Показ методов сушки гербария.
Беседа о том, что такое коллаж. Правила построения композиции. Подбор листьев по размеру и окраске. Показ последовательности выполнения коллажа.
Показ методов перевода образца при помощи копировальной бумаги.
Тематическая игра:
«Путешествие в волшебную
Страну».
1
1
1 ЛИТЕРАТУРА
Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения).
Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.
Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.
И. П. Волков. Художественная студия в школе
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.
В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:
Просвещение,2006
Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:
Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995
И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.
Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.
3-е изд. М., 1998.
Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:
учебник. 3-е изд. М., 1997.
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).