Урок внеклассного чтения Сказка — кладезь мудрости, проводник добра, справедливости и любви


Урок внеклассного чтения
«Сказка – кладезь мудрости и проводник добра, любви и справедливости»
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках.
Цели деятельности учителя: : расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главных героев русских народных и авторских сказок;  рассмотреть образы главных героев сказок; рассказать о появлении сюжета сказки; обратить внимание учащихся на сходство и различия литературной и народной сказок, сопоставить сюжеты литературных и фольклорных произведений; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, словесно сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Задачи:
образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, формировать умения работы с учебником;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний
ФОРМА УРОКА: театрализованный урок c применением ЭОР
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, мировая художественная культура, информатика.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедиапроектор Презентация к уроку
Учебник «Литература для 5 класса», автор Коровин…
Иллюстрации сказок художников….
Портреты сказочников
Выставка книг по теме
Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Журавль и Цапля»: элементы костюмов.
Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Каша из топора»: топор, котелок, накрытый стол, элементы костюмов.
Атрибуты для сценки из авторской сказки Шергина «Рифмы»: кнут, элементы костюмов.
Атрибуты для сценки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: «волшебное» зеркальце, элементы костюмов.
Атрибуты для сценки из сказки Жуковского «Спящая царевна»: «волшебное веретено», элементы костюмов.
Детские рисунки и сказки.
Сказочные атрибуты: домик Бабы-Яги, волшебная шкатулка.
Призы
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ.
Проектор. Портреты сказочников Рисунки детей к сказкам
Эпиграф урока:
Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!
( А.С.Пушкин) «Каша из топора»
«Журавль и Цапля»
В.А.Жуковский «Спящая царевна»
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Шергин «Рифмы»

ПЛАН УРОКА
Организационный момент. Рефлексия.
1.Вступительное слово учителя учителя. Видеофрагмент «В гостях у сказки»
2.Определение темы урока и его целей
3.Беседа по русским народным сказкам. Инсценирование сказки «Каша из топора». Просмотр фрагментов сказок. Работа с учебником.
4.Сравнение народной сказки с литературной. Выполнение заданий. Работа с тетрадью. Просмотр фрагмента сказки «Морозко».
Итог урока. Оценивание. Рефлексия.
Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА
I.Организационный момент (2 мин.)
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Очень радостно приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Чтобы у вас было прекрасное настроение, подарите друг другу улыбки и поздоровайтесь с гостями.
Рефлексия У вас на столе у каждого листочек со смайликами, выберите тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале нашего урока, поставьте около него восклицательный знак, то же самое вы сделаете и в конце урока.Давайте улыбнемся друг другу и начнем на урок.
II. 1.Вступительное слово учителя
Мы живем с вами в огромной стране. У каждого народа, в любом уголке необъятной нашей Родины России есть свои песни, пословицы, загадки, словом, устное народное творчество, фольклор. Что означает слово «Фольклор»?
_народ
-знание, мудрость --- народная мудрость, неиссякаемый источник знаний, по другому может называться кладезь, т.есть источник, который служит сокровищницей мыслей, ума, мудрости человеческой.
Значение слова Кладезь по Ефремовой:Кладезь - 1. Колодец. 2. перен. Неиссякаемый источник, сокровищница (знаний, мудрости и т.п.). Значение слова Кладезь по словарю Ушакова:КЛАДЕЗЬ кладезя, м. (церк.-книжн., поэт. устар.). Колодец. Кладезь под пальмой. Пушкин. Кладезь премудрости (шутл.) - о человеке, обладающем обширными познаниями. 
--Ребята, Вы получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. Вы накапливаете знания, умения, передаваемые из поколения в поколение И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными.
---А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).
--Чему учат сказки? (Быть добрыми, умными, справедливыми, учат любви)
Можем мы сказать, что сказки являются проводниками для людей добра, справедливости, любви, и являются кладезем народной мудрости.
Сформулируйте тему урока.
2.Определение темы урока и его целей
«Сказка – кладезь мудрости и проводник добра, любви и справедливости»
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках.
---Действительно, в сказках, как в зеркале, отражается жизнь народа, его мечты и чаяния..Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках, Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим наблюдательность и фантазию. Будем не только вспоминать сказки, но и показывать их.
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
И от сивка и от бурка,
И от вещего каурка.
Козы на море ушли;
Горы лесом поросли;
Конь с златой узды срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой;
Ходит облак и сверкает,
Гром по небу рассыпает.
Это присказка: пожди,
Сказка ждет нас впереди.
Но что это? Мы не можем начать урок и отправиться в увлекательное путешествие по страницам любимых сказок. На наших сказочных воротах висит закодированный замок, а смогут открыть волшебный замок ваши верные ответы.
А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки!
(3 – сказочное число).
Первый вопрос: Что такое сказка?
(СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)
Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки?
(народные и литературные)
Третий вопрос: Какие виды народных сказок вы знаете?
(бытовые, волшебные и сказки о животных).
- Ворота в сказочную страну открыты.
(обращаю внимание детей на оформление доски).
- Вспомним, какие русские народные и литературные сказки вы знаете?
(Ответы детей)
- На уроках мы читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали, даже сами сочиняли.
Путевой лист
Ф.И.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название сказки герой Положительные качества героев (героя) Отрицательные качества героев (героя) Чему учит сказка
Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» «Каша из топора» «Журавль и Цапля» «Спящая царевна» «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Рифмы» Вывод:
_ Отгадайте загадку.
Что такое «Ложь с намеком»
И для всех людей «с уроком»?
(сказка)
Эпиграф
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!» ( А.С.Пушкин)
- Как вы понимаете эти слова? Какой урок может дать сказка?
Фрагмент из мультфильма
3.-Вспомним сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».
О чем она? (как родину защищать, о семье, о братьях…)
Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? А каковы братья? (ленивые, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться). Именно о таких людях сложена пословица: «Языком туда, сюда, а делом никуда».
А какими нравственными качествами обладает Иван – крестьянский сын? (Он храбрый, умный, ловкий, скромный, находчивый, развито чувство собственного достоинства).
- И в словесном поединке Иван оказался сильнейшим и непобедимым.
Прочитаем его обращение к чуду-юду.
Выразительное чтение отрывка из сказки.
В каждом слове – убеждённость в правоте, скромность, верность делу. Эти слова Ивана как бы подводят итог его подвигам, раскрывают чувства к родине и народу, ради защиты которых он пошёл воевать с чудом – юдом.
- В путевом листе запишем лучшие качества Ивана (смелость, отвага, храбрость, любовь к родине).
Вывод. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
Инсценировка сказки.
Сказка «Каша из топора»
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:— Здравствуй, старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть, пожалуйста.А старуха в ответ:— Вот там на гвоздике повесь!— Аль ты совсем глуха, что не чуешь?— Где хошь, там и заночуешь!— Ах ты старенькая, я тебе глухо-ту то вылечу! — Подавай еды на стол!— Да нечего, родимый!— Кашу свари!— Да не из чего, родимый!— Давай мне топор, я из топора кашу сварю!«Что за диво!» — думает баба. Дай посмотрю, как из топора солдат кашу сварит!" Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:— Всем бы каша хорошо, только малую толику крупы подсыпать!Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил, попробовал и говорит:— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!Баба ему масла принесла. Солдат сварил кашу и говорит:— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашу есть!Похлебали вдвоем кашу. Старуха спрашивает:— Служивый! Когда ж топор будем есть?— Да, видишь, он не уварился, — отвечал солдат, — где - нибудь на дороге доварю да позавтракаю!Тотчас припрятал топор в сумку свою, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.Вот так-то солдат кашицы и поел, и топор унес!
– Удалось ли нашим артистам показать характер своего героя? Докажите.
– Какие есть пожелания в соответствии со сказкой?
Групповая работа: составить из двух половинок одну пословицу.
Гостю щей не жалей, а погуще лей.
У жадного среди зимы снега не допросишься.
Сметлив и хитер – пятерым нос утер.
- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:
- А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?
Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?
(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит русскому гостеприимству). –
- Продолжим работу в путевом листе. Что запишем?
(гостеприимство, доброта, смекалка)
Вывод. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали.
Для того чтобы обратиться к следующей сказке нужно провести артикуляционную разминку, прочитать скороговорки
(Все слова в разминке проговариваются четко, не спеша; отрабатываются звуки [ж], [ц], [ш].
1)Журила журавля журавлиха.
2) Цапля цепкая была,
Цапля долго не грустила,
Сразу «цап» и целиком
Лягушонка проглотила.
---О какой сказке пойдет речь?
(«Журавль и цапля»)
Инсценировка сказки.
Проведем викторину по сказке «Журавль и цапля»
(За каждый правильный ответ ставят 1 балл).
Пять вопросов
1. Сказка «Журавль и цапля» относится к … сказкам.
а) к бытовым;
б) о животных;
в) к волшебным.
2. Где происходят события в сказке «Журавль и цапля»?
а) в лесу;
б) на болоте;
в) около реки.
3. Что означает выражение «как несолоно похлебал»?
а) ушел ни с чем;
б) поел без соли;
в)
4. Героем присказки в сказке «Журавль и цапля» является:
а) цапля;
б) сова;
в) журавль.
5. Какова цель сказки «Журавль и цапля»?
а) высмеять поведение героев;
б) показать, что добро побеждает зло;
в) показать смекалку героев.
Проверим ваши ответы, сколько правильных ответов, такой и ставите себе балл
Несолоно хлебавши – То есть не получив удовлетворения, ничего не добившись. Выражение это создалось еще в те времена, когда соль была дорогим и труднодобываемым продуктом: «хлебать с солью» считалось примерно таким же признаком состоятельности, благополучия, как «сладко есть». Случалось, что в богатом доме почетные гости «хлебали солоно», а разной мелкоте доставалась несоленая пища
Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?
В чем отличие этой сказки от волшебной и бытовой?
Под обличием журавля и цапли спрятаны люди. Это те люди, которые не могут договориться, не умеют решить проблему, не думают о том, что говорят друг другу. Сказка дает возможность увидеть себя со стороны, посмотреть на свое поведение.
В волшебных сказках рассказывается о поразительных, расчудесных событиях. В сказке «Журавль и цапля» сюжет можно именовать бытовым — схожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, но тогда бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в бытовом сюжете действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем узреть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, сокрытый хохот, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями
Чему учит сказка? Какой в ней намек нам, читателям?
Нельзя быть эгоистом, умение слушать другого, ставить свои интересы выше других, в противном случае ты останешься одиноким.
Вывод. У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах.
Скажите, откуда взяты данные строки?
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась,
И тихонько улеглась.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Кто сочинил эту сказку? ( А.С.Пушкин автор)
Значит эта сказка авторская
Учитель:
-Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель:
-Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Чтение отрывка из сказки «День за днем идет, мелькая…»
Но эта сказка не только о Царевне, но и о семи богатырях.
Фрагмент сказки. инсценировка.
Физкультминутка
Учитель:
-Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.
Но что же случилось с царевной? ( она надкусила яблоко)
А что же случилось с другой царевной из сказки «Спящая царевна». Она уколола палец об иглу веретена.
Кто автор этой сказки? Василий Андреевич Жуковский.
Инсценировка эпизода.
Учитель:
-В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
Кто помог Царевне из авторской сказки «Спящая царевна»?
Царевич, добрая фея, А кто помог Царевне из сказки Пушкина?
Елисей, а ему силы природы
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и сказка Жуковского, и считаете ли вы себя добрыми?
. Чтение по ролям сказки “Рифмы” (3 учащихся).- Почему Шиш обсмеял дядьку – хорошего человека? Это единственная сказка, где Шиш осмеял хорошего человека. (Не мог остановиться – такой уж характер, и получил за это).
Какой момент изображен на иллюстрации художника Костина?
Удалось ли художнику передать настроение героев сказок? (Веселый Шиш и разгорячившийся дядька).
Какой момент изображен на рисунке в вашем учебнике?
III. Понятие о рифме.1. Что же такое рифма? Как об этом сказано у Шергина?
(“так говорить, чтоб складно было”).
Найдите определение рифмы в учебнике. Запишите его в тетрадь. (Рифмы – звуковые совпадения в конце строк).
Вступительное слово учителя о писателе.- Вы любите смеяться? А шутить? Сегодня мы познакомимся с героем, который очень любит шутить. Зовут его Шиш. А подарил нам этого героя удивительный писатель Борис Викторович Шергин.(Обращение к портрету).Шергин родился на исходе XIX века, в 1896 году, в г. Архангельске. Здесь прошли его детство, юность, молодость. Отец Бориса Викторовича – архангельский помор, корабел, певец и художник. И сам Борис Викторович был помором, корабелом, певцом и художником. Шергин (обращение к выставке книг), в том числе и веселые, смешные “Сказки о Шише
А вот портрет Шиша: “... на лбу хохол рыжий, глаза как у кошки. Один глаз голубой, другой как смородина. Нос кверху”. (Словесный портрет иллюстрируется рисунком художника Костина).“Начнет говорить, как по дороге поедет: слово скажет – другое готово”.В самом имени Шиш – насмешка: шиит значит кукиш, ничего не получишь. Где Шиш, там жди потехи. Рано Шиш начал шуточки зашучивать. Везде поспевал
. (Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный. Шергин говорит о нём: “Братья – мужики степенные, а он – как Саврас без узды”. Саврасый – это лошадиная масть. Раньше лошадей такой масти называли Саврасками. Если нет у Савраски узды, значит, он свободен. Вот таким и предстаёт Шиш в сказках Шергина – Саврас без узды. Он неуправляемый.)
Почему мужик обиделся на Шиша?
- Справедливо ли поступил Шиш по отношению к мужику?
- Почему вы так считаете?
- Почему рассказ называется «Рифмы»?
- Какой стиль речи использует писатель Шергин?
(Разговорный.)
- В какой форме написан рассказ?
(В форме диалога.)
- Обратите внимание на язык произведения.
Как автор называет своих героев?
(Шиш, дядька.)
- Вспомните, что обозначает слово «шиш»? (Кукиш, ничего.)
- А когда Шиш обращается к дядьке, как он его называет? (Дядька.)
- А как Шиш называет отца дядьки? (Папаша.)
- Кто заметил «неправильные» слова в тексте? (Тово, слезантий.)
- Произнесите слова правильно.
- Что же представляет собой язык произведения? (Просторечную лексику.)
Скажите, чему же учит нас, читателей, этот рассказ?
— Справедливо ли поступил Шиш, обидев мужика?
(Он оскорбил хозяина лошади обидными рифмами в адрес его родственников, поэтому ему пришлось слезть с телеги и идти пешком. Он, конечно, не хотел мужика обидеть, он просто хотел поиграть. Он не любит молчать. Шиш “только тогда молчит, когда спит”.)
— Как повёл себя мужик, послушав Шиша?
(Мужик, послушав Шиша, сам научился рифмам. Он возвращает Шишу его насмешки с требованиями слезть с лошади.)
— Что роднит сказку Шергина с народной?
(Использование зачина и концовки.)
- Что же такое рифма?
Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.
- Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?
Игра «Найди рифму».
4. Знакомство с видами рифмы.
- •Виды рифмы.
- А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
- На самом деле в стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая.
Обращение учителя к детям:
- Мучительно рождаются стихи.А могут озарить, как солнца свет.Ты в памяти их бережно храни.В душе от них неизгладимый след.
(Проверка творческих работ.)
- Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.
«Поэзия- музыка души».
- В этой фразе - мое понимание поэзии. Поэзия, как музыка, отражает состояние души, настроение и мироощущение. А что можете сказать вы после сегодняшнего урока об отношении к поэзии? Продолжите фразу: «Для меня поэзия – это …».
11. Итог урока.
(Рефлексия).
- Вы ответьте, на урокеНе было ли скуки?Кому было интересно,Поднимите руки.