Рабочая программа по экологии на тему Жить-чтобы жить по внеурочной деятельности


Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА

приказом от_ _______20______№_______
Директор________________/H.Н.Вдовичева/




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЖИТЬ - ЧТОБЫ ЖИТЬ» ( ЭКОЛОГИЯ)
2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД 1 Д класс
Рабочая программа составлена на основе:
Академия педагогических наук РФ. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 2010.Карташова Людмила. Места заповедные. Идел-Пресс. 2007.
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, Культура здоровой жизни. 2003 г.
Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге. Москва. 2010.
Разработчик программы: учитель начальных классов Варганова Инна Сергеевна.
РАССМОТРЕНА:
на заседании ШМО СОГЛАСОВАНА:
Зам.директора по УВР
Протокол №__от «____»_____20__г. _________/Ю.В.Живчин/
Руководитель________/Асламова С.М./ «___»___________20_г.



Пояснительная записка
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “Почемучки” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы.
Программа рассчитана на 4 года (135 часов): 1 класс - 33 часа; 2 класс - 34 часа; 3 класс - 34 часа; 4 класс - 34 часа.Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательно-экологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- изготавливать простейшие кормушки;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- работать с компасом, определить температуру;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Содержание программы для 1 класса
Здравствуй, чудо-природа!
1 класс
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры.
Демонстрация: правила поведения на природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими.
Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности.
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев».
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”.
Практическая деятельность: экскурсии.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных.
Демонстрация: Красная книга.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь.
Демонстрация: виды комнатных растений.
Практическая деятельность: выращивание растений.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы.
Демонстрация: глобус.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “Наш досуг”
Мероприятия этого раздела позволяют формировать экологическую культуру детей.
Демонстрация: костюмы для праздников.
Практическая деятельность: праздники «Времена года»
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теорет. Теорет.
1 Я и природа 4 2 2
2 Братья наши меньшие 4 2 2
3 Пернатые друзья 3 1 2
4 Путешествие в мир леса 5 3 2
5 Экологическая тропа 2 1 1
6 Зимний сад на окне 2 1 1
7 В мастерской художницы Зимы 1   1
8 Загадки животного мира 3 2 1
9 Секреты неживой природы 3 2 1
10 Наш досуг 5 1 4
Итого: 33 15 18
Тематическое планирование занятий
№ п/п Раздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Датаплан факт.
1 Я и природа 4 2 1 1 11 Экологическая тропа осенней экскурсии 1 .2 Как вести себя на природе 1 13 Природа в творчестве художников 1 14 Пр. зан. Осенняя гостиная 1 2 Братья наши меньшие 4 2 2 21 Домашние животные. Кроссворд . 1 22 Чем мы кормим домашних животных 1 23 Как ухаживать за своим питомцем 1 24 Пр. зан. “Дом. Животные” 1 3 Пернатые друзья 3 1 2 31 Местные виды птиц. 1 32 Изготовление кормушек. 1 33 “Полезные” или “вредные” птицы. 1 4 Путешествие в мир леса 5 3 1 1 41 Взаимосвязь растений и животных 1 .2 Следы на снегу. 1 43 Лес и наше здоровье. Дары леса. 1 44 Природа – источник вдохновения. 1 45 Экскурсия в природу. 1 5 Экологическая тропа 2 1 1 51 Редкие и исчезающие виды растений. 1 52 Родники. 1 6 Зимний сад на окне 2 1 1 61 Комнатные растения. 1 62 Влияние света на рост растений. 1 7 В мастерской художницы Зимы 1 1 71 “ Зима”. Конкурс рисунков. 1 8 Загадки животного мира 3 2 1 81 Любопытные факты о живой природе 1 82 Это интересно! Сбор информации. 1 83 Зимовье зверей. 1 9 Секреты неживой природы 3 2 1 91 Смена дня и ночи. 1 92 Смена времен года. 1 93 Наш друг - эхо. Экскурсия. 1 1 Наш досуг 5 1 1 1 Итого 33 15 11 7 Содержание программы для 2 класса
Прикосновение к прекрасному2 класс
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
7 раздел – “Мы - юные садоводы”.
Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.
Демонстрация: загадки об овощах, цветах.
Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”.
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
теор. практ.
11 В гостях у природы 5 3 2
22 Пернатые наши друзья 9 6 3
33 О грибах и не только 4 3 1
44 Жизнь на водоемах 5 3 2
55 Удивительный мир насекомых 3 2 1
66 Явления природы 3 1 2
77 Мы юные садоводы 4 1 3
Тематическое планирование занятий
№п/п Раздел. Тема занятия Кол.часов Теорет. Практ. Экскурс. Датапланфакт
1 В гостях у природы 5 3 1 1  
11 Что такое “экология”? 1        
12 Ель – кормилица. Лесной час 1        
13 Почемучкины книжки 1        
14 Поделки из природных материалов 1        
15 Джунгли зовут! Игровое занятие 1        
2 Пернатые – наши друзья 9 6 2 1  
21. Ястреб-тетеревятник. 1        
22. Горлица – лесной голубок 1        
23. Филин – самый крупный из наших сов 1        
24. Кукушка – хитрая птица 1        
25. Лесной доктор – большой пестрый дятел. 1        
26. Клесту не страшен холод 1        
27. Разновидности птиц. 1        
28. КВН “Птицы наши друзья” 1        
29. Экологическая акция “Берегите птиц!” 1        
3 О грибах и не только 4 3 1    
31. Съедобные и несъедобные грибы 1        
32. Грибы, выращенные на грядке. 1        
33. Грибная угадайка1        
.4. Грибы на службе у человека. 1        
4 Жизнь на водоемах 5 3 2    
41. Рыбы .Рыбий язык 1        
42. Аквариумные рыбки 1        
43. Неуклюжий рак. Где он зимуют? 1        
44. Чья это хатка? 1        
45. Оригами. “Рыбки в аквариуме” 1        
5 Удивительный мир насекомых 3 2 1    
51. Бабочки, занесенные в Красную книгу. 1        
52. Искусные строители: муравьи и пчелы. 1        
53. Природа и фантазия. Пр. занятие 1        
6 Хочу все знать. Об интересных явлениях природы 3 1 2    
61. Гроза… Гремит гром, сверкает молния. 1        
62. Снег. Лед. Вода. Их свойства. 1        
.3. Экскурсия. 1        
7 Мы юные садоводы 4 1 3    
71. Мы исследуем почву. Исслед. работа 1        
72. Искусство составления букетов. 1        
73. Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах 1        
74. Работа на пришкольном участке 1        
  Итого: 33 19 14    
Содержание программы для 3 класса
“Нет правды без любви к природе. Любви к природе нет без чувства красоты”.Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (3 часа)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт?
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (4 часа)
Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. .Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (2 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем.
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. “Наш край - край лесов и лесных богатств”. (4 часа)
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”.
Практическая деятельность: сбор материалов.
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…”
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (5 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы.
Демонстрация: Красная книга.
Экскурс
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (5 часа)
Родники наши.
Демонстрация: иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы. Проведение праздника “День птиТворческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (4 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг.
Демонстрация: плакаты, цветные иллюстрации, словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”.
Практическая работа: ограждение муравейников.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
10 раздел. “Человек изменяет Землю. Экологические катастрофы”. (2 часа)
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды.. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Влияние водохранилищ на экосистему.
Демонстрация: видеофильмы.
Экскурсия.
Практическое занятие: сбор подписей против загрязнения окружающей среды.
11 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия.
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, на велосипедах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.
Заключительное занятие. “Жить - чтобы жить” (обобщение и анализ работы)
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ п/п Раздел. Тема занятия. Кол. часов Из них Дата
Теорет. Прак. Экскур. План. Факт.
               
  Я - юный исследователь и следопыт 3 1 1 1    
1. “Исследуем, проверяем, ищем …”   1        
2. Разноцветная ярмарка (экскурсия )      1    
3. Тв. работа- сочинение “Осень”.     1      
  Лес - верный друг человека 4 1 2 1    
1. Лёгкие нашей планеты   1        
2. В лесу, говорят, в бору, говорят       1    
3. Шишки еловые, шишки сосновые.     1      
4. Творим чудеса своими руками.     1      
  Страницы биографии дерева 2 1   1    
1. Сколько лет дереву?   1        
2. По стопам отцов.       1    
  Лесные пожары 1 1        
1. Самое страшное – это пожар.   1        
  Наш край – край лесов 4 1 2 1    
1. Лес, а лес… Встань передо мною.   1        
2 . Дом-музей И.И.Шишкина .      1    
3. Поисковая работа.     1      
4. Знаем ли мы свой лес? (Игра-КВН)     1      
  Достучаться до каждого сердца. 5 1 3 1    
1. Чудо природы.   1        
2. Деловая игра.     1      
3. За щитом Красной книги.     1      
4. Родничок мой, родник.       1    
5. Посади дерево.     1      
  Тихий уголок детства 5 1 3 1    
1. Природа окружающей среды.   1        
2. Парк и пруд.       1    
3. Пчеловодство.     1      
4. Проведение “Дня птиц”.     1      
5. Творческая работа - сочинение.     1      
  Зелёная чайхана матери - природы 1     1    
1. В гостях у фитодара.       1    
  Земля - наш общий дом 4 1 3      
1. Спасение нашей планеты.   1        
2. Экономика должна быть экономной .    1      
3. Спасаем муравейники.     1      
4. Фотоконкурс “Остановись, мгновение!”     1      
  Экологические катастрофы - беда нашей природы 2   1 1    
1. Экскурсия .      1    
2. Мы – против загрязнения.     1      
  В здоровом теле - здоровый дух. 3 1 1 1    
1. Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)   1        
2. Бери рюкзак, пошли …       1    
3. Солнце, воздух и вода.     1      
  Итого 34 9 16 9    
№п/п Наименование раздела. Всего часов В том числе занятия
Теор. Практ.
1. Я - юный исследователь и следопыт. 3 1 2
2. Лес - верный друг человека. 4 1 3
3. Страницы биографии дерева. 2 1 1
4. Лесные пожары. 2 1 1
5. Наш край - край лесов и лесных богатств. 4 1 3
6. Достучаться до каждого сердца. 5 1 4
7. Тихий уголок детства. 5 1 4
8. Зелёная чайхана матери - природы. 1   1
9. Земля - наш общий дом. 4 1 3
10. Экологические катастрофы. 2 1 1
11. В здоровом теле - здоровый дух. 3 1 1
  Итого 34 10 24
Содержание программы для 4 класса
“Люди! Будьте бдительны! Я вас люблю!”.Юлиус Фучик
4 класс. “Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (3 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия.
Демонстрация: Книга “Атлас Земли”, “Только факты”.
Практическая деятельность: наблюдение за Луной
2 раздел. “Земля - планета.( 4 часа)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (4 часа)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы.
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу”.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (3 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга.
Демонстрация: Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (6 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха.
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды.
Практическая деятельность: творческая работа “Ах ты, Зимушка – зима!”.
6 раздел. “Мы - земляне”. (2 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (4 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”.
Экскурсия “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный).
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (4 часа)
Гимн. Герб и Флаг. Мой народ. Культура и быт моих предков.
Демонстрация: карта города. Экскурсия.
Практическая деятельность: Сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”. (3 часа)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо знаменитых людей.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Заключительное занятие
Тематическое планирование занятий (34 часа)
№ Раздел. Тема занятия Кол.часов Из них. Дата
Теор. Практ. Экск. План Факт
  Вселенная и наша планета 3 1 2      
1 Вводное занятие ” Что за слово “вселенная”?   1        
2. Луна - спутник Земли.     1      
3. Практ. занятие “Светит месяц, светит ясный”.     1      
  Земля - планета Солнечной системы 4 2 1 1    
1. Солнечный круг, небо вокруг.   1        
2. “Откуда берется нефть?”.   1        
3. Экскурсия .      1    
4. Игра “В гостях у хозяйки медной горы”     1      
  И на север и на юг… 4 1 2 1    
1. Глобус - макет планеты Земля.   1        
2. Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу”       1    
3. Пр. занятие. Составление карты своего края     1      
4. Исс. работа “Звездочка моя, ясная” ( небо)     1      
  Воздушная подушка нашей планеты 3 2 1      
1. Сколько этажей у неба? Озоновая дыра.   1        
2. “Он сказал: Поехали!”   1        
3. Пр. зан. Конкурс рисунков “Радуга-дуга”.     1      
  У природы нет плохой погоды 6 1 4 1    
1. Смена времён года. Откуда что берётся?   1        
2. Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие).     1      
3. Поис. работа “Народные приметы о погоде”.     1      
4. Проведение акции “Птичья столовая”       1    
5. Творческая работа-сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка-зима!”.     1      
6. Праздник “Осенний бал”     1      
  Мы - земляне 2 1 1      
1. Жизнь - это Чудо! Происхождение жизни.   1        
2. “Ребята, давайте жить дружно!”.     1      
  ...Человек – это звучит гордо! 4 1 3      
1. Самое разумное существо на земле.   1        
2. Каждый человек имеет право….!(игра)     1      
3. Гигиена человеческого тела.     1      
4. Соблюдаем правила дорожного движения     1      
  Я - сын своего народа 4 1 2 1    
1 Традиции моего края. 1          
2 Вот мой дом родной! (Творческие работы)     1      
3 Экскурсия.       1    
4 Иссл. работа “Без прошлого нет будущего”.     1      
 
  Моя фамилия - моя гордость 3   3  
1. Это моя семья. Информация обо всех родственниках.     1  
2. Поисковая работа “Что в имени твоём?”     1  
3. Практическая деятельность “Моя родословная».     1  
  Заключительное занятие. 1   1  
  Итого 34 10 20 4
Учебный план
№п/п Наименование раздела Всего часов В том числе занятия
Теор. Практ.
1. Вселенная и наша планета 3 1 2
2. Земля - планета Солнечной системы 4 2 2
3. И на север, и на юг 4 1 3
4. Воздушная подушка Земли 3 2 1
5. У природы нет плохой погоды 6 1 5
6. Мы - земляне 2 1 1
7. Человек - звучит гордо! 4 1 3
8. Я - сын своего народа 4 1 3
9. Моя фамилия - моя гордость! 3   3
  Заключение 1   1
  Итого 34 10 34
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Информационные ресурсы
Для педагога:
Академия педагогических наук РФ. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 2010.
Карташова Людмила. Места заповедные. Идел-Пресс. 2007.
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
Обучение младших школьников правилам безопасного поведения на дороге.Москва. 2010.
Протащук И.Ю. Тематическое и поурочное планирование (по основам родоведения). Казань. Изд. “Хэтер”. 2009.
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. Казань. “Идель-Пресс”. 2006.
Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.