Урок литературы по рассказу А.П. Платонова «Юшка»: «Из зерна добра – цветок доброты» (7 класс)

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.П. Платонова «Юшка»
Тема: «Из зерна добра – цветок доброты»
Цель: Обучение учащихся средствами литературы ценить человеческую жизнь по рассказу А.Платонова «Юшка».
Задачи:
Обучающая: Развитие навыков анализа литературного произведения; способствовать обогащению словаря учащихся путем лексической работы со словами - образами.
Развивающая: помочь ребятам обнаружить противоречие между видимой внешностью и сущностью героя.
Воспитательная: показать детям ценность жизни человеческой.
Тип урока: урок – размышление над жизненными ситуациями.
Оборудование: учебники с текстом произведения, портрет писателя, произведения для выставки, системный блок, медиапроектор, экран, толковые словари.
Технологии: технология Ильина, ИКТ
Предварительная подготовка:
1. Прочитать рассказы А.Платонова «Юшка»
2. Вспомнить прочитанные книги А.Платонова.
3. Уметь выразительно читать.
Ход урока.
Орг. момент.
Спешите делать добро, пока не стало поздно.
1. Эмоциональное начало.
Беседа.
- Здравствуйте, ребята, тема сегодняшнего урока – это А это скажите вы сами. (слайд 1). Но для начала давайте обратим внимание на эпиграф нашего урока.
- Прочитай, пожалуйста.
- Спасибо! А как вы понимаете эти слова?
- Исходя из этого эпиграфа, скажите, пожалуйста, о чем мы будем сегодня говорить?
- Правильно!
Слово учителя: Сегодня у нас урок доброты. Я надеюсь, что мы станем немного добрее, внимательнее, чуткими. Итак, тема нашего сегодняшнего урока. Это «Из зерна добра – цветок доброты» по рассказу А.Платонова «Юшка» (слайд 2). А как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, глядя на тему урока, какова будет цель нашего урока. Цель нашего урока – научиться ценить человеческую жизнь по рассказу А.Платонова «Юшка» средствами литературы (слайд 3).
2. Рассказ о писателе.
- Знакома ли вам имя Платонова? (слайд 4).
- Скажите, пожалуйста, что вы знаете о нем?
- Какие произведения вы его знаете?
- Какие его произведения оставили след в вашей душе?
Писатель Андрей Платонов был необыкновенным человеком: он одновременно был инженером, влюбленным в своё дело, и очень ярким писателем. «Платонов»  это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Климентов. Он взял этот псевдоним от имени отца, от которого он унаследовал любовь к технике. Отец писателя был слесарь железнодорожных мастерских, талантливый изобретатель-самоучка. Как старший сын в семье из 12 детей, он с 14 лет начал работать. Также очень рано начал писать стихи, которые печатались в воронежских газетах. Жизнь Платонова и его литературная судьба были нелегки, но он всегда описывал жизнь, её трагические стороны так, как видел и считал правильным.
Беседа.
- Понравился ли прочитанный рассказ?
Ученики говорят, что рассказ интересный, необычный. Большинству он понравился.
- От имени кого ведётся повествование, и какое это имеет значение?
(Повествование ведётся от имени автора. Автор невольно и целенаправленно даёт оценку героям и событиям.)
- Кто главный герой рассказа?
- А сейчас ребята закройте глаза и представьте себе Юшку. Постарайтесь описать его.
Слово учителя: Ф.Достоевский писал: «Человек есть тайна» (слайд 5).
- Можно ли отнести это высказывание Достоевского к Юшке?
- Действительно Юшка – это человек тайна. Он же в своей «нагой» простоте только кажется людям откровенно понятным. Но его непохожесть на всех раздражает, не только взрослых, но и детей, а также влечет к нему человека «со слепым сердцем».
- В каждом произведении имеется кульминационный момент. Как, по-вашему, наивысшая точка этого произведения? (слайд 6).
- Когда он умер (нахождение ответов учащихся в тексте произведения). (Обратить внимание на осанку).
- А, по-моему мнению, кульминационный момент это. (или - или).
- Давайте прочтем этот момент вместе со мной. Вы читаете про себя, а я вслух.
Основная часть.
- Какое слово кульминационное в этой части? Какое слово вызывает нас на разговор?
- Забраковали.
- Как вы понимаете слово «забраковали»?
- А что же означает это слово в словаре, давайте найдем его? (слайд 7).
- Признать негодным из-за изъяна, брака, а также вообще признавать плохим, отвергать. БРАК – недоброкачественные, с изъяном предметы производства, а также сам изъян в изделии.
- А какое значение больше подходит к нашему случаю?
- Отвергать.
- Как оценить эти поступки?
- Прочитайте высказывание Аристотеля «Мысли рождают поступок» (слайд 8). Как вы понимаете вот это высказывание древнего философа Аристотеля, этому высказыванию более 2000 лет?
ВЫВОД: Их поступки рождены мыслью.
- Были ли у детей и у взрослых хорошие поступки по отношению к Юшке?
- Да, были (найдем и прочитаем эти строки). (Обратить внимание на осанку).
- А откуда у детей рождались плохие мысли? Если сможете, докажите текстом произведения. (дети читают на страницах 122, 123 – взрослые пугали). (Обратить внимание на осанку).
- Кто же был носителями плохой мысли?
ВЫВОД: Носителями плохой мысли были сами взрослые. Зверское отношение укоренилось в детях.
- Что раздражало детей и взрослых в поведении Юшки?
- Не отвечал, что в нем была какая-то тайна.
- Почему он экономил, хотя хозяин платил исправно? Куда уходил каждое лето?
- Оказывается все идет в жизни от мысли. Хорошая мысль – хороший поступок, плохая мысль – плохой поступок.
Когда же хорошая мысль у людей появилась? Когда оценили они Юшку, как человека? Отвечаем и читаем.
- Когда приехала девочка.
- Какая Юшкина тайна открылась людям?
- На попечении была девочка, он экономил на еде для нее.
- Он берег себя, поэтому он не выступал ни в какие агрессивные отношения, чтобы сохранить себе жизнь.
- Он берег свою жизнь для чего?
- Сколько лет было девочке?
-Он был ответственен за жизнь другого человека.
- Давайте прочитаем, что рассказала нам приезжая. (Обратить внимание на осанку).
- Ребята, как вы хорошо слушаете. Что вы услышали в этом рассказе?
- 25 лет бережет жизнь, недоедает, недосыпает, болеет чахоткой, туберкулезом.
- Автор поднял Юшку на такую высоту – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! (на экране). Каким должен быть человек по отношению к другому человеку не похожему на всех?
- Терпимым, внимательным, помогать.
- Чем помощь такому человеку или хотя в чем?
- Не прикасаться, не осуждать, если возможно понять, если нет, то не лезть.
В каких словах Юшки заложена мысль о взаимоотношениях людей в этом мире?
- Я родителями поставлен, Я по закону родился, Я тоже всему свету нужен.
III. Итог урока.
- А сейчас закройте глаза, и представьте себе: какой Юшка был для вас в начале, и каким стал теперь?
- Никто ни имеет право посягать на жизнь другого человека (чтение хором на экране, это авторская мысль).
- Мы в этой жизни для чего все?
- Чтобы помогать, дружно жить, совершая поступки от мысли.
- От какой мысли?
- Аристотель ведь говорил, что наши мысли должны быть от хороших поступков.
- Наш урок с вами подходит к концу, и хотелось бы узнать, получился ли наш урок сегодня уроком - доброты, и какие уроки вы получили?
Андрей Платонов учит нас жалости и состраданию, он учит нас любить и уважать человека, сопереживать его горю и помогать ему. И видеть в каждом человеке равного себе, понимать его и любить. Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь девочке, которая видит долг в том, чтобы увеличивать добро на земле, то есть «Из зерна добра вырос цветок доброты».
- До конца урока осталось несколько минут, у вас на столах лежат листочки с предложением «После этого урока я стану», дано начало предложения, ваша задача продолжить и закончить предложение.
- Достигли ли мы цели нашего урока? (слайд).
- Давайте приведем пословицы, которые можно использовать по этой теме.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Худо тому, кто добра не делает никому
За добро добром плати
Добро помни, а зло забывай
Что посеешь, то и пожнешь
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Ребята, нам надо учиться всем хорошим поступкам не день, ни месяц, ни год, а всю жизнь.
IV. Домашнее задание. А на дом задание следующее: написать сочинение на тему: «Мое отношение к Юшке»; «Что я хотел сказать о Юшке на уроке, но постеснялся»; «Случай из моей жизни. Как моя (или чья-либо) любовь помогла другому человеку» (темы на выбор).
Урок я хочу закончить стихотворением Александра Яковлевича Яшина «Спешите делать добрые дела».
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
Мне с отчимом не весело жилось, Все ж он меня растил – И оттого Порой жалею, что не довелось Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, Рассказывает мать, День ото дня Все чаще вспоминал меня и ждал: "Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!"
Теперь прошел я тысячи дорог - Купить воз хлеба, дом срубить бы смог... Нет отчима.
Спишите делать добрые дела!

15