Урок обобщения и систематизации знаний по теме Электромагнитные колебания


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (11 класс)
Тема: Электромагнитные колебания
Мотивация: Подготовка к контрольной работе по данной теме и к изучению новой темы «Электромагнитные волны»
Цели урока:
Систематизировать и обобщить знания и умения, оценить практическое значение и использование этой темы.
Развить логику, мышление и анализ полученных знаний, умений и навыков. развитие умения обобщать материал, применять знания при решении нестандартных заданий политехнического направления.
Сотрудничество детей в группах. воспитание толерантного отношения.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Форма проведения: урок-игра
Оборудование: трёхфазный генератор переменного тока, лампочка на панели, соединительные провода, катушка индуктивности с сердечником, замкнутый проводящий контур, генератор звуковых колебаний, колебательный контур.
Ход урока:
I. Организационный этап
- Совместно сформулировать цель урока, распределить детей в разноуровневые группы, равнозначные группы.
- Информация учителя о ходе урока
II. Основной этап
Представление команд (название и представление лидера)
Разминка - устный физический диктант (количество вопросов соответствует количеству участников в группе. Отвечают по цепочке. За учащегося не сумевшего ответить, отвечает лидер группы, если не отвечает лидер право ответа переходит к другой команде)
Цепочка (последовательно расположить карточки с изображениями состояния колебательного контура в разные моменты времени в пределах одного периода колебаний и объяснить превращение энергии в нем)
С формулами на «ТЫ»
Физический эксперимент ( по одному участнику от команды)
Решение расчётных задач (разного уровня сложности)
Качественные задачи для лидера
«Ловушка» (найди ловушку в одном из двух утверждений)
. III. Выставление оценок
- Задание «Разминка» оценивается в 1 бал –правильный ответ.
- Остальные задания в зависимости от сложности задания и полноты ответа
IV. Подведение итогов
Примечание: 1.Все задания представлены в приложении к уроку
2. Задания выполняет команда. У доски представляет ответ команды один ученик.
3. Задание каждая команда выбирает по жребию.
4. Плотность урока высокая. Целесообразно отдельные задания выполнять параллельно друг другу
Приложение
К уроку по теме
«Электромагнитные колебания»
1. Представление команд.
Карточка 1.1
Название «Активное сопротивление»
Карточка 1.2
Название «Колебательный контур»
Карточка 1.3
Название «Резонанс»
2. Разминка (физический диктант)
Карточка 2.1
Количество колебаний за единицу времени – это _______________________.
Период – это время ________________________________________________.
Колебания, происходящие за счет внутренних сил системы, называются _________.
Наибольшее значение имеющейся величины называется ______________________
Чтобы получить электромагнитные колебания нужно иметь ____________________
Это устройство состоит из ________________________________________________
Чтобы колебания не затухали активное сопротивление должно _________________
Координате в механических колебаниях соответствует ________________________
Величина обратная емкости конденсатора в механических колебаниях называется _
Карточка 2.2
Прототипом сопротивления в механике является _____________________________
Источником переменной ЭДС, которая поддерживает, незатухающие свободные электромагнитные колебания является______________________________________
Транзистор в нем для _____________________________________________________
Примером вынужденных электромагнитных колебаний является ________________
Для получения таких колебаний ЭДС должна изменятся по закону ______________
Чтобы получить переменный ток необходимо________________________________
Подвижная часть генератора называется_____________________________________
Чтобы уменьшить скорость вращения катушки в генераторе увеличиваем количество______________________________________________________________
Чтобы определить действующее значение величины нужно ее амплитудное значение________________________________________________________________
Карточка 2.3
Меленькими литерами мы обозначаем_______________________________________
Большой литерой с индексом m обозначается_________________________________
Явление резкого возрастания силы тока при собственной частоте колебания называется _____________________________________________________________
Такая часто называется __________________________________________________
Трансформатор состоит из _______________________________________________
чтобы не возникли токи Фуко сердечник сделан из ___________________________
Отношение количества витков на катушках трансформатора называется _________
Если отношение меньше единицы то трансформатор __________________________
Основные типы электростанции ___________________________________________
3. «Цепочка» Учащимся выдаются карточки с изображением состояния колебательного контура в разные моменты времени в пределах одного периода колебаний. Необходимо последовательно расположить эти карточки(в пределах ½ периода колебаний и объяснить превращение энергии в колебательном контуре)
4. Записать формулы, характеризующие электромагнитные колебания
Карточка 4.1
Циклическая частота, выраженная через период.
Амплитудное значение силы тока и напряжения.
Индуктивное и ёмкостное сопротивление
Емкость конденсатора.
Карточка 4.2
Циклическая частота, полученная решением дифференциального уравнения.
Уравнение свободных гармонических колебаний заряда, силы тока..Фаза колебаний.
Сопротивление колебательного контура и закон Ома для переменного тока.
Карточка 4.3
Дифференциальное уравнение электромагнитных колебаний.
Формула Томсона
Уравнение гармонических колебаний ЭДС переменного тока и
напряжения.
4. Энергия электрического и магнитного полей.
5. Физический эксперимент
Задание: Наблюдение физического явления и его описание
Карточка 5.1
Явление электромагнитной индукции.
Карточка 5.2
Явление резонанса.
Карточка 5.3
Образование переменного тока в трехфазном генераторе.
6. Решение расчетных задач
Карточка 6 .1
Конденсатор емкостью 500 ПФ и катушка индуктивностью 5 мГн образуют колебательный контур. Какой период колебания в данном колебательном контуре?.Карточка 6 .2
Запишите формулу, которая описывает зависимость напряжения от времени в сети переменного напряжения. Напряжение 220 В, частота 50 Гц.
Карточка 6 .3
Найдите частоту вращения прямоугольной рамки в однородном магнитном поле с индукцией 0,5 Тл, если амплитуда индуцируемой в рамке ЭДС 10 В. Площадь рамки 200 клатратных сантиметров, число витков в рамке 10.
7. Решение качественных задач лидерами.
Карточка 7.1
Генераторы, приводимые, в движение гидротурбинами делают многополюсными, а турбогенераторы двухполюсными. Чем это вызвано?
Карточка 7.2
В трамвае два электродвигателя, которые соединяются либо параллельно, либо последовательно. В каком случае они соединяются параллельно, а в каком последовательно.
Карточка 7.3
Последовательно с лампочкой карманного фонарика к звуковому генератору подключены два конденсатора. Как изменится накал лампы, если конденсаторы соединить сначала последовательно, а потом параллельно.
8. Задание «Ловушка»
Карточка 8.1
Период свободных электромагнитных колебаний уменьшается, если в n раз увеличить диэлектрическую проницательность среды между обкладками конденсатора.
Колебания силы тока в цепи с катушкой индуктивности отстает по фазе от колебания напряжения на π/2
Карточка 8.2
Постоянный ток не может существовать в цепи содержащей конденсатор.
Катушка индуктивности в одном колебательном контуре имеет 100 витков, а в другом 150 витков. Частота колебаний больше во втором контуре.
Карточка 8.3
Индуктивность катушки влияет на силу переменного тока.
Период свободных колебаний в контуре увеличивается, если вывести стальной сердечник из катушки индуктивности.