Дидактические принципы и методы обучения изобразительнму искусству

Слайд 1 Дидактические принципы и методы обучения изобразительнму искусству

Слайд 2 Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?».
Законы или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые ее связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лищь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности.
Задача дидактики- на основе знаний об объективном развитии учебного процесса выяснить, как разрабатываются принципы и правила обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

Слайд 3 Гипотеза исследования: правильно и умело организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках ИЗО способствуют повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, а именно:
- способствует повышению активности, заинтересованности учеников, что отражается на результатах труда;
- способствует развитию любви к изобразительному искусству;
-развивает такие качества, как: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль и др.;
- способствует быстрому и прочному усвоению знаний;
- формирует умения применять полученные знания на практике.

Сегодня я бы хотела ознакомить вас с основными принципами и методами обучения ИЗО.

Слайд 4 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Сознательности и активности
Систематичности и последовательности
Наглядности
Прочности
Научности
Доступности
Связи теории с практикой

Слайд 5 Принцип научности
Изобразительное исскуство открывает перед учителем огромные воспитательные возможности. Оно не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Путь обучения должен вести школьников к достоверным знаниям, основываться на научных методах. Отсюда первый принцип обучения- принцип научности.
Задача педагога- изложить закономерности строения природы и законы ее изображения так, чтобы ученики привыкли, рисуя, мыслить методами реалистического искусства, как наиболее объективного и всеобъемлющего отображения действительности.
Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких, как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др. В каждом явлении, в каждом предмете существует определенная закономерность строения, объективно и независимо от наших ощущений. Не вещи существуют благодаря ощущениям, а ощущения- благодаря вещам.

Слайд 6 Принцип наглядности
Этот принцип является одним из ведущих. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению.
На уроках ИЗО необходимо в комплексе использовать все виды наглядности:
демонстрация рабочих операций (технические карты, чертежи и т.д.);
образцы изделий;
показ моделей, макетов, плакатов, таблиц, слайдов и т.д.
Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил.
Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Слайд 7 Принцип сознательности и активности обучения
Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует. Этот принцип требует, чтобы учитель ставил учеников в такие условия, чтобы последним приходилось добывать знания, проявлять самостоятельность. Эффективным средством реабилитации этого принципа в процессе преподавания изобразительного искусства является работа по технологическим картам (определение назначения изделия, необходимых для работы инструментов, вида и количества материалов, необходимых для работы, обращение внимания на соединение материалов между собой и т. д.)
Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т.п. Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому (применение методов поощрения, помощь, внушение веры в свои силы, тактичная критика).

Слайд 8 Принцип систематичности и последовательности обучения
Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Объяснение материала на уроках художественного труда должно осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному, от трудовых действий к приемам, от приемов к операциям, от операций к комплексным операциям. Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материаладля каждого класса, надо помнть о принципе доступности и посильности обучения.

Слайд 9 Принцип доступности обучения
Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей.
Развивая творческие особенности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащихся первых-вторых классов, например, еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. В третьем- четвертом классе дети уже способны компоновать. В пятом классе учащиеся ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.
Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников.

Слайд 10 Принцип прочности усвоения знаний
Важным условием реализации этого принципа является точное представление целей урока. В начале урока учитель должен сформировать у детей четкое представление о том, к какому результату они должны придти к концу урока, какие знания и умения должны получить за это время.
Прочность усвоения знаний тесно связана с количеством информации. Она успешно достигается за счет повторения, закрепления систематических тренировочных упражнений.
Большое влияние на прочность усвоения знаний и умений оказывает интерес к учебе, который повышается при правильном подборе изделий, рисунков, заданий творческого характера, постановке творческих целей.

Слайд 11 Принцип связи теории с практикой
Эта связь на уроках ИЗО имеет двусторонний характер. С одной стороны, это
использование на практике знаний, полученных на уроках математики, природоведения, рисования, а также знаний о материалах, теории, полученных на уроках ИЗО ранее. С другой стороны, ставя перед учениками посильные проблемы, учитель вынуждает детей пополнять практические умения новыми теоретическими знаниями. Все это активно развивает мышление учащихся.

Слайд 12 Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Например, в третьем классе при изучении темы «Как создается архитектурное здание. Рисование сказочного замка» учитель должен доступно объяснить детям способы создания зданий. Необходимо рассказать детям, что здание должно стоять на фундаменте, может строиться из кирпича или блоков, может иметь различные формы крыш и т.д. Из этого примера ясно, что научность тесным образом связана с доступностью. Все должно быть интересно и понятно учащимся.

Слайд 13 Методы обучения ИЗО
А теперь рассмотрим методы обучения ИЗО. Метод в обучении выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. Различают следующие методы обучения ИЗО:
Объяснительно- иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Частично-поисковый (эвристический)
Исследовательский
Методы самостоятельной работы
Контроль и самоконтроль
и т. д.
1. Под первым методом понимают словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, понятий, явлений с использованием демонстрации (наглядных пособий, картин, таблиц, схем, диаграмм и т. д.)
2. В данном случае большое внимание уделяется инструктажу с демонстрацией и объяснений последовательности и приемов работы с показом.
3. Преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
4. Ученики не всегда могут решить сложную проблему и поэтому часть знаний сообщает учитель, а часть они добывают самостоятельно.
5. Использование этого метода приближает процесс обучения к научному поиску, где учащиеся знакомятся не только с новыми научными истинами, но и с методикой научного поиска.
6. Ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога.
7. К методам контроля относят фронтальный и индивидуальный опросы. На современном этапе уделяется внимание развитию у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.
Слайд 14 Вывод
Все вышеперечисленные принципы и методы обучения изобразительному искусству неразрывно связаны между собой. Эффективность их использования будет достигнута только при комплексном использовании.