Дидактические принципы трудового обучения


Принципы трудового обучения
Дидактические принципы - это исходное положения теории обучения, которыми руководствуется учитель при организации и проведении запятив. Система принципов трудового обучения - - это связь теории с практикой; научность, систематичность и последовательность; доступность и посильность труда для учащихся; сознательность и активность учащихся; прочность усвоения школьниками знаний, умений и навыков; наглядность; воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Все эти принципы действуют в тесной связи друг с другом.
Средством реализации принципа связи теории с практикой в обучении является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности. Благодаря применению на практике знания конкретизируются, становятся более жизненными. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт школьников, даёт им конкретный материал, который в дальнейшем используется на уроках для формирования научных понятий и обобщений, раскрытия научных закономерностей»
Принцип научности в обучении технологии требует, чтобы изучение велось на строго научной основе, чтобы учащимся всех классов давались только достоверные, проверенные практикой знания. Для изучения необходимо отбирать новейшие достижения науки и техник и передовые методы технологии, опыт новаторов производства. Принцип научности требует, чтобы на занятиях по технологии использовались современные оборудования рабочие инструменты и измерительная техника. Учащиеся должны знакомиться с полными материалами, изучать их свойства и способы применения в народном хозяйстве.
Принцип систематичности и последовательности в трудовом обучении требует такой организации обучения, при которой учебный материал усваивается школьниками в строгом логическом порядке, отвечающим логике науки, труда и дидактическому требованию требованию об опоре их на совокупность ранее усвоенных знаний по основам наук. Только систематические знания будут усвоены сознательно, и учащиеся смогут свободно использовать иx в своей практической деятельности. Для полкой реализации этого принципа учителю труда необходимо применять различные метода обучения и так организовать учебный процесс, чтобы он вел к систематизации знаний и умений, учащихся образованию и закреплению у них логических связей. Технико-технологические сведения должны сообщаться им в строгой последовательности, когда знания и умения по новому разделу опираются на ранее полученные знания по основам наук и у о изученным разделам трудового обучения. В таком случае знания, умения и навыки будут наслаиваться. Прежде чем перейти к новому материалу, учитель проверяет звания и умения школьников по ранее пройденному, чтобы убедиться в прочности его усвоения. Наличие пробелов затрудняет дальнейшую работу учащихся и гложет привести к усвоению ими ошибочных положений и действий. Для устранения пробелов в знаниях следует организовать самостоятельную проработку школьниками материала.
Принцип доступности и посильности труда требует, чтобы трудовые задания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможности. Но учебные задания не долин1 быть слишком легкими, так как выполнение id: без напряжения сил не способствует развитию учащихся. Доступность определяется наивысшей границей возможностей ученика с постепенным усложнением заданий. Благодаря этому у школьников развиваются физические и познавательные возможности, растут пределы доступности.
Принцип сознательности и активности требует так организовать обучение, чтобы учащиеся могли сознательно и активно овладевать знаниями и методами применения их на практике, трудовыми умениями и навыками, чтобы у них развивались творческая инициатива и самостоятельность в труде, мышление, речь и сформировалась трудовая культура. Реализация принципа сознательности начинается с раскрытия перед учащимися задач трудового обучения и конкретных целей урока. Активность их проявляется в ходе их самостоятельного овладения теоретический материалом, выполнение трудовых заданий, решения творческих задач. Они учатся самостоятельно планировать работу, определять способы ее выполнения, контролировать ход и результаты, вносить коррективы.
В процессе трудового обучения школьники овладевают зияниями, умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности и как база для овладения новым материалом. Без этой базы не может быть роста учащихся, продвижения их вперед. Усвоение знаний, умений и навыков способствует развитию памяти, логического мышления, творческой активности и самостоятельности школьников в различных видах деятельности. Но, чтобы приобретённые знания, умения и навыки выполняли указанные функции, они должны быть прочно усвоены, основательно закреплены и длительное время сохраниться в памяти учащиеся.
Принцип наглядности требует, чтобы на занятиях учитель широко опирался на чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими изучаемых предметов и трудовых процессов. Чем разносторонне эти восприятия, тем глубже знания школьников. Образцы изучаемых предметов могут восприниматься ими при демонстрации учителем различных наглядных пособи, или же обучение опирается на опыт школьников, и ранее проведенные наблюдения. Использование наглядности повышает внимание учащихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, способствует развитию органов чувств, наблюдательности и мышление.
Процессы обучения и воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель - формирование всесторонне развивают личности. Решая задачи образования, обучения вместе с тем оказывает и громадное воспитательное влияние на учащихся. Оно располагает большими возможностями для формирования у них многих черт трудовой нравственности, способствует развитию познавательных сил и творческих способностей учащихся, их активности и самостоятельности.
Воспитательное воздействие трудового обучения на школьников в значительной мере зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний п умений, организаторских способностей, отношения к делу и учинимся, педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев это воздействие является решаю