Конспект занятия Всегда ли овощи полезны?


ОГКОУШ №23
"Всегда ли овощи полезны?"
Учитель, Ильина Н.Д.
г. Ульяновск-2015
Цель:
Обобщение и закрепление знания детей о пользе овощей для нашего организма.
Формирование представления детей о нитратах, в какой части растений они концентрируются.
Закрепление умения отгадывать загадки.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Пособия: карточки с изображением овощей, муляжи овощей и фруктов, овощи натуральные, плакат с изображением овощей, таблица о содержании нитратов в определенных частях овощей.
Предварительная работа: занятия по темам «Овощи. Витамины», отгадывание и составление загадок, беседы о пользе овощей и фруктов, о лечении и профилактике простудных заболеваний растениями.
Словарная работа: пассивный словарь – ионизация, профилактика, компресс, активизация словаря- нитраты.
Ход занятия:
Орг. момент
Учитель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Предлагаю вам поздороваться с ними песенкой.
Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.Хлоп-хлоп-хлоп!- 3 хлопка.
Здравствуйте, ножки! - Пружинка.Топ-топ-топ!- Топают ногами.
Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.Плюх-плюх-плюх!- 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.Плюх-плюх-плюх!- 3 раза слегка похлопывают по щекам.
Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.Чмок-чмок-чмок!- 3 раза чмокают губами.
Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.Щёлк-щёлк-щёлк!- 3 раза щёлкают зубками.
Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.Бип-бип-бип!- Нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.Здравствуйте!- Машут руками над головой.
Основная часть:
В: Присаживайтесь на стульчики. Посмотрите, пожалуйста, на стол, что вы видите на нём?
Д: Овощи и фрукты.
Нескольким детям воспитатель предлагает разложить потом фрукты и овощи на две кучки. Остальные ребята проверяют правильность задания.
Затем другие дети делят овощи на те, у которых съедобны корнеплоды и те, что растут на поверхности земли.
В: Сегодня мы поговорим с вами об овощах. Обращает внимание на плакат. Есть ли от них польза нашему организму и какая?
Д: Они полезны для роста, там много витаминов. Они полезны для зубов. Их едят, чтобы не болеть…(другие варианты)
В: Правильно, мы с вами много говорили, читали о пользе витаминов в овощах и фруктах для нашего организма.
В: Ребята, как нашему организму полезны витамины, содержащиеся в овощах, так и им для роста требуется питание, витамины. А вы знаете, чем подкармливают растения и как это делают?
Д: Навозом, золой, удобрениями - поливают, посыпают, кладут в землю.
В: Да, все это необходимо для роста растений. Но иногда человек кладет в землю слишком много этой подкормки и удобрений. Ребята. Вспомните, иногда мама пересаливает еду, что тогда происходит? Меняется ли вкус блюда?
Д: Оно становится невкусным, горьким, не хочется кушать…
В: Вот и с овощами так же. Лишние удобрения откладываются в растениях, которые делают овощи для нас неполезными. Называются такие отложения нитратами. Мы их не видим, но они коварны, как микробы. Вы знаете, что такое микробы?
Д: Они бывают на грязных овощах и фруктах, на руках, от них может заболеть живот…
В: А что нужно делать, чтобы микробы не попали в наш организм?
Д: Мыть руки перед едой, мыть овощи и фрукты, не поднимать еду с земли…
В: Всё правильно, молодцы. Сейчас я вам расскажу, что нужно сделать, чтобы нитраты не попадали к нам в организм. Он выбирает определённые части растений, а какие, я вам сейчас расскажу.
Сначала отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком растении пойдет речь. (Загадывает загадки о капусте).
Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки,
Целый день на животе нежится на грядке.
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка
Д: Это капуста.
В. предлагает вспомнить детям пословицы, поговорки, загадки о капусте
Капуста нас не только кормит, но и лечит. Вы знаете, как может лечить капуста?
Д: Прикладывать при кашле на грудь, от головной боли на виски.
В: Правильно, капуста хороша для компрессов. Как же правильно употребить капусту в пищу? Как вы думаете, где в капусте больше всего нитратов?
Возможно, дети не ответят.
В: В зеленых листьях и в кочерыжке. Их надо убирать, не использовать в пищу.
Учитель удаляет с капусты зелёные листья и убирает кочерыжку.
Ребята, предлагаю вам немного поиграть пальчиками. Скажите, пожалуйста, какие блюда можно готовить из капусты?
Д: Суп, щи, борщ, салат, потушить, посолить…
В: Предлагаю посолить капусту. (физминутка)
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трём, трём,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмём, жмём. (выполняют движения по тексту)
В: Следующая загадка:
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке жёлтый и соленый.
Д: Это огурец.
Вспоминают другие загадки про огурец.
В: А как вы думаете, в огурце бывают нитраты?
Дети: Нет. Да.
В: Огурец - очень вкусный овощ, но в нем тоже могут быть нитраты, причем больше всего их обычно содержится в кожуре. Поэтому лучше всего перед едой огурец очистить.
В:Снимает кожуру ножом.
В: Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
И зелен и густ на грядке вырос куст.
Подкопай немножко – под кустом…
Д.: Картошка!
В: У картофеля нитраты в основном содержатся в кожуре, потому мы её и счищаем. Показывает как.

В: Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар сладок,
На вид- похож на мяч.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар?
Д: Арбуз!
В: А как вы думаете, где в арбузе больше всего содержится нитратов? Мы увидеть этого не можем, но больше всего нитратов содержится в мякоти около корочки этих ягод. Поэтому никогда не доедайте арбуз и дыню до самой корочки.
В: Мы все с вами любим зелень, что растёт в огороде. Назовите ту, которую вы знаете, и какую пользу она приносит?
Д: Петрушка, зелёный лук, кинза…В них витамины, они придают вкус салату…
В: Но она тоже может содержать нитраты в своих листьях. Для того чтобы обезвредить эти растения, их надо поставить в банку с водой на солнце. А солнечные лучи помогут нам избавиться от нитратов.
В: Следующие загадки:
Скинули с Егорушки
Золотые перышки,
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он.
Когда чистишь – слезы льешь
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Д: Лук.
Находят лук
В: Кто-нибудь знает поговорку про лук?
Д: Лук от семи болезней лечит.
В: Как можно лечиться луком?
Д: Нарезать и положить на тарелочки.
В: Правильно, это называется ионизация воздуха. А ещё?
Д: Закапать в нос при насморке сок лука. (др варианты)
В: Свежий сок лука употребляется при ангинах по одной чайной ложке 3-4 раза в день. А сок с медом хорош при лечении кашля.
В: Нитратов больше всего у лука в том месте, где находятся у него корешки. Поэтому их необходимо всегда отрезать (показывает как).
В: А что ещё мы делаем, чтобы не заболеть?
Д: Делать гимнастику, много гулять, делать прививки, есть овощи и фрукты…
В: Давайте сделаем сейчас дыхательные упражнения для профилактики простудных заболеваний
Мы будем вдыхать через нос, а выдыхать нужно через рот. Причем при выдохе через рот, живот нужно втягивать.
Упражнение №1 - «Надуваем шарик»
«Надуваем шарик» - делаем глубокий вдох и разводим ручки в стороны. Воспитатель произносит фразу: «Шарик лопнул». Затем медленно соединяем ладони на уровне груди и делаем громкий выдох: «ш-ш-ш». Повторять упражнение 5 раз.
Упражнение №2 -«Обдуваем плечи»
Руки опущены, ноги на ширине плеч. Поворачиваем голову налево и, сложив губы трубочкой, дуем на плечо. Голова прямо - делаем вдох, теперь точно так же направо – выдох. Голову опускаем к подбородку – выдох, голова прямо – вдох. Голову – вверх, губы в трубочку – выдох, голова прямо – вдох. Повторить упражнение 5-10 раз.
Заключительная часть:
В: О чём мы сегодня говорили на занятии?
Что нового вы узнали?
Что такое нитраты?
Где они скапливаются?
Как сделать так, чтобы они не попали к нам в организм и овощи приносили бы нам только пользу?
Как нам может помочь то, что вы узнали на занятии?
Дети отвечают с помощью учителя.
Культура Содержание нитратов в частях растений
Много Не очень много Мало
Свекла Кожура корнеплода Верхняя часть корнеплода Мякоть
Лук зеленый Около корня Сама луковица Зеленые листья
Укроп Корни Стебли, черешки Листья
Дыня, арбуз Основание плода у черешка; слой, прилегающий к корке Верхушка плода Средняя часть плода
Капуста Зеленые листья, кочерыжка Основание листьев Средняя и внутренняя часть кочана
Лук репчатый Около корня Наружная чешуя Средняя и внутренняя часть луковицы
Морковь Сердцевина, нижняя часть Листья Мякоть без сердцевины
Помидоры Корни Стебли, листья Плоды
Огурец Основание плода, кожура, стебли, корни Листья Мякоть плода
Картофель Кожура клубня Глазки клубня Мякоть клубня