Исследовательская работа на тему: Гора Богдо по окружающему миру (3 класс)


ВВЕДЕНИЕ
Все, что сердцу дорого –
В памяти храню.
Маленькую Родину
Я помню и люблю.
Е. Арсенина.
Из чего вырастает любовь к родине? Что бы ответить на этот вопрос мы должны спросить у себя: " За что мы любим нашу с вами Родину". Мы любим свою Родину за ее красивую природу. Вряд ли найдется другая страна, которая имеет столько красивых мест на земле. А какая у нас в Калмыкии уникальная и неповторимая природа! Любить свой край – это значит изучать его малоизвестные и хорошо известные страницы.
Свою любовь к родному краю мы можем выразить желанием изучать это край, беречь и приумножать его богатства. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой родине, месту, где ты появился на свет, где ощутил и навечно сохранил материнское тепло, где впервые прикоснулся душой и сердцем к скромной и неповторимой красоте родной природы. Люди часто отправляются за тысячи километров, чтобы увидеть красоты природы, хотя не так далеко, около нас есть тоже уникальные места, достойные изучения. Таким интересным и малоизвестным местом является гора Богдо. Малоизвестным, так как она находится в настоящее время на территории Астраханской области, за пределами республики Калмыкия.
Актуальность данной работы заключается в том, что каждый человек должен знать и изучать историю родного края, его природные достопримечательности.
Цель проекта:исследование уникальности горы Богдо; познакомить с новым видом работы – проектом, его компонентами;способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Изучить и описать гору «Богдо», выяснить природу ее возникновения.
Провести свои исследования и ответить на вопросы: «Почему ученые считают гору Богдо неповторимым творением природы?», «Почему калмыки поклоняются ей?», «Почему люди стремятся посетить гору Богдо?»
Рассказать сверстникам о священной для калмыков горе «Богдо», провести для них заочную экскурсию.
Провести акцию «Удивительное рядом»- оформить стенд, провести конкурс рисунков.
2. Почему мы выбрали данную тему?
Выбор нашей исследовательской работы не случаен.
Впервые про гору Богдо мы услышали от нашего учителя. Она рассказала нам много интересного про эту гору и посоветовала обязательно посетить её. Ее рассказ вызвал у нас интерес. После, мы прочитали статьи про гору Богдо и узнали, что много ученых, исследователей, научных экспедиций было на этой горе, и у каждого из них была своя версия об образовании горы Богдо.
Чем больше мы узнавали про гору, тем больше вызывала она у нас интерес. Например, кого-то заинтересовал тот факт, что гора Богдо с каждым годом становится выше, и вершина её, несмотря на свою скромную абсолютную высоту, хорошо видна за десятки километров, Нас заинтересовало, почему калмыки считают гору Богдо священной и стремятся посетить ее, а ученые – неповторимым творением природы.
Интерес к этой горе у ученых и исследователей останется еще надолго, так как эта гора таит в себе еще много загадок.
Мы обязательно посетим гору Богдо и посмотрим на нее своими глазами.
3. Наши исследования.
3.1. Географическое положение горы Богдо.
На территории современной Астраханской области, к югу от озера Баскунчак, расположена гора Богдо - единственная настоящая гора в Прикаспийской низменности. Подножие её лежит на два десятка метров ниже уровня моря, а вершина - примерно на 130 выше. Высота горы увеличивается с каждым годом примерно на 1 мм из-за выпирающего соляного купола. Гора Большое Богдо входит в заповедную зону Астраханской области. В горе имеются провалы и карстовые пещеры длиной до 1,5 км (Большая Баскунчакская пещера). Кроме того, это единственное место в Европе, где триасовые осадочные породы, богатые скелетными останками, выходят на поверхность.
Вершина, несмотря на свою скромную абсолютную высоту, хорошо видна за десятки километров, так как расположена на засушливой, едва ли не идеально плоской равнине, покрытой полынно-солянковой полупустынной растительностью и лежащей почти на уровне мирового океана. Большой Богдо, «монопольно» возвышающийся посреди плоской местности, служит основным ориентиром в приграничных с Казахстаном районах Астраханской области. Одинокая высокая гора, меняющая свою окраску в зависимости от сезона года и времени суток, с древних времен вызывала у местного населения священный трепет.
Свое название гора Богдо получила благодаря калмыцкой молельне, что находилась на горе. Гора Богдо с калмыцкого означает «святая гора».
3. 2. Описание горы
Вдали виден фиолетово - голубой силуэт горы, напоминающий лежащего огромного зверя. Вблизи впечатление о горе меняется: сложенная из пластов бледно-розовых, красных, бурых, оранжево-бордовых, голубых глин, серых известняков, кристаллического гипса, при солнечном освещении гора напоминает кучу лент, оброненных сказочным коробейником. Она возвышается на южном берегу соленого озера Баскунчак на 149,6 метров. Гора имеет серповидную форму, вытянута с востока на запад. Пологая к западу, с крутым склоном на восточной стороне. Длинная ось подошвы горы имеет протяженность 5 км, короткая не превышает 3 км. Периметр горы около 13 км.

Гора большое Богдо - неповторимое творение природы не только на Прикаспийской низменности, но и на всей Русской равнине.
Необычность горы, прежде всего в том, что в обрывах её восточных склонов на поверхность выходят древнейшие слои земных пород, в частности морского триаса, что бывает исключительно редко. Наличие в обрывах горы морского триаса с окаменелыми останками животных, живших 200-250 млн.лет назад, делает гору как бы геологическим музеем под открытым небом. Еще со времен русских академиков Лепехина, Гмелина, Паласа сюда, как паломники в Мекку, устремляются геологи и естествоиспытатели, Чтобы прикоснуться к давно ушедшему геологическому времени.

Здесь, в лабиринтах красных глин, тяжелых песчаников и конгломератов горы Большое Богдо, геолог видит, как насыщена земля памятью прошлого. Не верится, что когда-то здесь была вода (её сейчас с трудом добывают из глубоких скважин) и процветала иная жизнь. Однако наука доказывает, что всего несколько тысячелетий назад Прикаспийская низменность была дном Южного моря.
Уникальность горы Большое Богдо состоит и в том, что её фундаментом, ядром служит монолит каменной соли, образовавшийся в пермский период истории Земли, предшествовавший триасу. Соль, осевшая тут из вод обширного высыхавшего и отступавшего моря, позднее была погребена под мощными слоями осадочных пород. Однако, имея удельный вес меньше удельного веса покрывающих её пород и обладая, подобна льду в ледниках, асфальту или вару, текучестью, соль медленно, но неуклонно поднималась вверх. Выжимаясь, она приобретала форму линз, колонн, грибов, а в общем -куполов. Места поднятий этих куполов отмечены на поверхности курганами, горами. Большое Богдо и есть одна из таких гор. Это растущая гора. Исследованиями установлено, что она ежегодно становится выше на 1 мм. Кажется, пустяки. Однако если с такой скоростью она росла с момента образования триаса (195 млн. лет назад), то высота её была бы 195 км. Значит, в отдельные периоды рост горы приостанавливался или она поднималась значительно медленнее.
Уникальность горы Большое Богдо и в том, что она - одна из немногих звучащих гор. Будучи древнейшим геологическим образованием, эта гора подверглась сильным разрушениям под влиянием ветра, температуры, воды, времени. Особенно хорошо они видны на восточных склонах горы. В подобных пчелиным сотам углублениях, узких, различных по форме и глубине, уходящих внутрь горы трещинах, трубчатых пустотах, глубоких каменных карманах воздушные струи, вращая окатанные зерна кварцитамияшмы, тонкие пластинки гипса, делают гору звучащей.

Сквозняки, возникающие в трещинах и щелях даже при слабом ветре, создают звуки, в которых можно услышать и горестный плач, и страстный шепот, и злое бормотание. Неудивительно, что в древние времена, кочевавшие в окрестностях горы калмыки, не зная истинных причин явления, почитали её священной - местом обитания горного духа Цаган-Эбугена. Отсюда и происходит название горы, означающего в переводе с тюркского «Святая гора». Гора Богдо ко всему прочему еще и геолого-минералогический склад. В её недрах открыты бурый железняк и свинец, медная руда и сера, известняк и мел, кристаллы кварцита и яшмы и целая палитра минеральных красок.
3.3. Природа горы БогдоВ отложениях горы Большое Богдо ученые находят останки древних земноводных. Тут было поистине царство чудовищ: бороздили воды лабиринтодонты, паротозавры, ветлугозавры. Некоторые рептилии вели хищный образ жизни и были похожи на акул. Это ихтиозавры, или рыбоящеры, достигавшие 12 м в длину. Другие рептилии парили в воздухе и имели размах крыльев до 8 м. Среди наземных рептилий встречались гиганты диплодоки, тело которых достигало 30 м в длину, а массу - 60 тонн. Все это скопище чудищ было в движении: одни медленно ползали, другие прыгали или бегали, третьи плавали, четвертые летали. Но чаще всего в отложениях горы Большое Богдо попадаются другие лабиринтодонты -тремотозавры. Эти земноводные внешне напоминали крокодилов или саламандр. Длина их тела достигала 5 м.
Гора Богдо имеет также уникальный растительный покров. Здесь на сравнительно небольшой территории встречаются растения не только редкие, но и такие, которых в пределах Астраханской области больше нет.Флора заповедника богата редкими видами — тюльпаны Шренка и Биберштейна, василек Талиева, смолевкаГельма. На небольшой площади горы Большое Богдо и окрестностей соляного озера Баскунчак зарегистрировано 257 видов растений, принадлежащих к 42 семействам.Растительность заповедника представлена злаковыми, полынными, полынно-злаковыми сообществами, произрастающими на открытых, плоских равнинах. Эти сообщества формируют пыреи, полыни, тысячелистники, житняки и ковыли, льнянка и вероники.Все эти растения - прекрасный корм для диких животных, в том числе и ценнейшего представителя здешней фауны - сайгака.
Фауна и животный мир заповедника сформировались под влиянием колебаний Каспийского моря, сухости климата, неоднородности рельефа и деятельности человека. Условия полупустыни экстремальные для жизни животных и позволяют здесь обитать видам, приспособленным переносить безводье и высокие температуры воздуха. В заповеднике встречаются 12 видов рептилий: разноцветная и быстрая ящурки, прыткая ящерица, обыкновенный уж. Для заповедника характерно большое количество грызунов, фоновым видом является малый суслик.В фауне заповедника 30 птиц, занесены в Красную книгу Астраханской области.22 вида занесены в Красную книгу России: кудрявый пеликан, белоглазый нырок, степной орел, орел-могильник, курганник, стрепет, степная пустельга, орлан-белохвост, красавка, кречетка, шилоклювка, филин, ходулочник, степная тиркушка и др.
К сожалению, в настоящее время в окрестностях горы производят распашку земель, выпасают скот, ведут механический покос трав. В результате на слабых почвах развиваются подвижные пески, сокращается видовой состав растительного покрова, а от бывших садов остались только пеньки и редкие одичавшие деревья.


3.4. Легенды и предания
Овеянная красивыми легендами и преданиями священная гора Богдо на протяжении многих столетий притягивает к себе верующих. Испокон веков калмыки свято верили в ее чистоту, считая, что под горой в пещере обитает хозяин земли, Цапан овгн. На праздник YpcCap его изображение помещали на вершину, совершая обряд жертвоприношения. В одной старинной калмыцкой легенде говорится о том, что два брата - буддистских монаха - решили совершить подвиг, достойный богатыря. Долгое время они молились богу, прося у него сил. Обретя небывалую силу, они приподняли гигантскую гору и понесли в сторону Волги. Когда до желанной цепи осталось совсем чуть-чуть, и показалось голубая полоска великой реки, явилась перед ними девушка красоты неземной. У одного брата в голове возникла греховная мысль, и в тот же миг он был лишен сверхъестественной силы. Не выдержал брат тяжести горы, зашаталась она, накренилась и придавила обоих братьев. С тех пор недалеко от реки Волги стоит гора, окрашенная с одной стороны в кроваво-красный цвет. Говорят, что когда идет дождь, с вершин по красноватым камням гранитно-базальтовых пород стекают дождевые потоки и оттого кажутся красными. Эти потоки символизируют жизненные соки - кровь и пот святых людей. Говорят, что Большое Богдо обладает огромной энергией, которая передается тем, кто побывал на ней. Все, кто восходит на священную гору, обязательно должны привязывать цветные ленты, как бы выражая почтение хозяину земли.
Нет, пожалуй, на всем земном шаре больше ни одной горы, с которой бы связывалось такое количество легенд, преданий и просто сказок. Приведемодну из них - калмыцкую легенду «Воющая гора».
Было это давно, в те годы, когда прадеды первых переселенцев из Монголии пришли в эти места. Был жаркий летний день. По ровной выжженной степи тянулся караван, направляясь к Святой горе, что, возвышается у большого соленого озера. Это были калмыки. Предводитель каравана уверенно вел верблюдов у той части львиной горы (Арслан-Ула), где в глубоком длинном овраге, спускающемся с горы в озеро, из-под земли выбивались шумные резвые ключи с вкусной холодной водой. Подойдя к роднику, люди с наслаждением припали к его холодным освежающим струям. Из толпы кочевников выделился нестарый человек с бритой головой. Это был лама, священнослужитель. Он позвонил в колокольчик и воскликнул: «Люди, слушайте!». Все умолкли, а он продолжал: «Пейте сами и поите скот. Потом идите на Богдо - Святую гору. Надо принести дары нашему великому Будде». Все длинной вереницей двинулись на молитву. Тропинка начала круто подниматься к вершине горы. Среди нагромождения скал, иссеченных ветром. С причудливыми по форме пустотами, пока не вывела путников на открытое плато. Где далее гряда за грядой поднимались они по склону, покрытому травяным дерном. Как взволнованное море, как пена на волнах, белели на грядах полосы наклоняемого ветром ковыля. А высоко в небе над скалами плавными медленными кругами парили два степных орла, высматривая на земле суслика. Отсюда, с высоты птичьего полета, казалось, что прямо у подножия горы расстелилось огромное озеро, слепящее белизной и манящее путников к водной глади. Впереди шел лама в желтой остроконечной шапочке с красной кисточкой, в широком халате из красно-желтой ткани. Когда они проходили мимо скал, подул сильный восточный ветер и раздались неясные звуки, похожие на то заунывный плач, то на всхлипывания. «Остановитесь! - воскликнул лама. - Слышите, это гневается на вас великий Будда. Он ждет хороших подарков». Люди склонили головы и в страхе продолжали медленно подниматься на гору. Дикий пейзаж, таинственный гул, наставления ламы -все это усиливало религиозные чувства богомольцев, вызывало священный страх перед грозным Буддой. По узкой тропинке, над которой нависали огромные глыбы скал, готовые ежеминутно упасть на головы людей, продолжали они путь за ламой. Вдруг дорогу преградили ползущие змеи, что вызвало еще больше ужаса и трепета перед всемогущим Буддой.
На выступах скалы кочевники расставили своих бурханов и долго монотонно пели молитвы под аккомпанемент труб, бубна и колокольчиков. Затем началось жертвоприношение: в пропасть горы они бросали персидские, греческие золотые и серебряные монеты, бараньи и коровьи рога, стрелы, копья. Женщины снимали бусы и бросали их туда же. Те, кому нечего было принести в жертву, отрывали лоскутки от одежды или сапог, заворачивали в них камешки и бросали в пропасть.
Вечером, сидя вокруг догорающего костра, кочевники слушали ламу. Он говорил: «В пропасти Богдо-горы живут святые люди, которые питаются солью. На дне пропасти находится вода, ибо однажды во время жертвоприношения один наш земляк упал туда и появился на Волге в целости. Приехал как-то из Тибета, - продолжал рассказ священнослужитель,- великий Далай-лама. Он поднялся на вершину горы, совершил моление и откушал приготовленную на священном огне похлебку. Остатки божественной пищи он выплеснул с горы. Через некоторое время из божественной похлебки образовалось соляное озеро. Видите под горой, - он указал рукой на белоснежную гладь, сверкающую в лучах полуденного солнца, - огромное озеро. После обеда Далай-лама лег отдохнуть на Богдо-горе, и она вытянулась по его росту, потому и длинная такая», - завершил рассказ лама.
Профессор ботаники Самуэль Готлиб Гмелин в своем труде «Путешествие по России для исследования трех царств природы привел калмыцкие предания об образовании горы Богдо и озера Баскунчак. В первом рассказывается о двух святых калмыках, которые решили перенести гору Богдо с далеких склонов Тянь-Шая к Волге. Когда они приближались к Волге, один из них «осквернил себя злым помышлением».Грешник тут же потерял силы, и гора придавила его. Второй калмык не мог один справиться с горой, и она осталась на том месте, где стоит ныне. В другом предании объясняется, как появилось Баскунчакское озеро. Некогда Далай-лама во время кочевки обедал на месте нынешнего озера Баскунчак, остаток соленой похлебки он вылил на землю. Из этой соли постепенно и образовалось озеро. Гора же Богдо сделалась огромной оттого, что тот же Далай-лама иногда на ней ночевал.
Спустя почти столетие ученый-естествоиспытатель Г.П.Федчанко публикует другую версию калмыцкого предания, записанную им во время путешествия по южной и юго-восточной России в начале 60-х годов XIX века. Здесь труд выполняет уже сам Далай-лама, который решил с горы на Урале натаскать земли в болотистую приволжскую степь. Он насыпал Большой кусок земли, взял с собой хлеба, соли и пошел в степь. Сделав привал, уставший Далай-лама, отсыпал часть земли из мешка, так появилось Богдо Малое. Онидет дальше, силы его слабеют, но он идет до кровавого пота. Наконец. Далай лама падает под тяжестью своей ноши. Мешок с землей каменеет и остается навеки священной горой Богдо. Из рук Далай-ламы упал и узелок с солью, которую размыла вода, так образовалось озеро Баскунчак.
О другой причине выполнения труда говорится в предании из сборника «Каспийские легенды и сказки» (Волгоград 1969). В этом вариантедействующими лицами являются не святые люди, а два богатыря - отец и сын.Они пасли отары чужих овец. В ту пору в прикаспийской степи не было никаких возвышенностей, и уследить за разбредающимися овцами было трудно. Отец и сын отправились на Урал, решив принести оттуда по глыбеуральского камня, чтобы использовать их в калмыцкой степи как наблюдательные пункты. Отец взял большую глыбу, а сын поменьше. В пути младший богатырь изнемог и умер. Похоронив сына, отец со своей ношей отправляется дальше. Проходя берегом соленое озера, он нагнулся, чтобы взять в рот щепотку соли, и тут глыба всей своей тяжестью придавила его.Земля вокруг от крови окрасилась в багряный цвет. Глыба стала горой Богдо.
Этиологическая концовка характерна и для других преданий. Как отмечал С.Г. Гмелин, «Калмыки сим изъявляют особый вид горы, которая с первоначальной стороны цела, а с другой расселась».
3.5. Почему ее считают священной горой
В вышеприведенных преданиях о горе Богдо действуют святые люди Далай-лама, праведники, ламы. Факт выполнения труда именно святым людьми призван объяснить не только образование горы Богдо, но и е священность, причину поклонения ей калмыков. В предании, записанном Федчанко, народ сообщает, что Далай-лама взялся за тяжелую работу с благородной целью, чтобы засыпать уральской землей болотистую поверхность калмыцкой степи. Ради этого Далай-лама жертвует собой.
О горе Богдо существуют и другие предания и легенды, не имеющие своей целью объяснить ее образование. Известный польский ученый и писатель Иван (Ян) Потоцкий, побывав в калмыцких степях в 1797 году, всвоих записках сообщил предание о калмыцком духе-покровителе, который обитает на вершине горы Богдо и низвергает в пропасть каждого, кто осмелился бы взойти на гору. Впрочем, И.Потоцкий не сообщает, у кого записал предание. Возможно, эта легенда бытовала среди русских, живших неподалеку от горы Богдо и знавших, что калмыки поклоняются этой горе. Богдо относится к редкому числу звучащих гор. Даже при слабом ветре возникающие в трещинах и щелях сквозняки оседают звуки, в которых можно услышать и страстный шепот, и злое бормотание, и горестный плач. Не удивительно, что кочевавшие в окрестностях горы Богдо калмыки, не зная истинных причин явления, почитали гору священной - местного обитания горного духа Цаган-Эбугена. Необходимо отметить, что эта реальная гора Богдо, которую калмыки открыли для себя в XVII веке с приходом на Волгу, не соотносится с их одноименной эпической горой. Культ священной горы Богдо у калмыков существовал и в древние времена, когда их предки - ойраты - кочевали в Азии. Она воспета в эпосе «Джангар».
Напомним, что духом калмыцкой горы Богдо выступает Белый старец, покровитель животных и хозяин земли. У монголов культ Белого старца связан с горой Джимисту, а у бурят - с горой Бурин-хан. Для многих центрально азиатских народов характерен обычай строить пирамидки из камней, которые являются прямыми аналогами гор, для исполнения культа ова (общего молебна и принесения жертв). При вынужденном переселении на большие расстояния многие этнические группы старались воспроизводить наиболее важные атрибуты прежних культов гор и ова в новых условиях. В таких случаях культ гор или их «хозяев» становился средством маркировки символического или реального освоения новой территории. Так произошло и с калмыками. С уходом с мест кочевий в западной Монголии ими были покинуты традиционные места поклонения. Единственная крупная гора в приволжской степи стала объектом их поклонения, получив символическое название Богдо уул. Культ приволжской горы Богдо и ее «хозяина» послужил калмыкам маркером их исторической памяти и реального освоения нового жизненного пространства. С приходом калмыков на новую территорию у них соответственно претерпел изменения и культ ова, в котором центральное место стало занимать почитание общенационального покровителя Белого старца. Кроме горы Богдо, обряд «Ова тяклhн» исполнялся калмыками и на священных курганах, холмах (на второй день праздника YpcCap).
Гора Богдо является господствующей на всей Прикаспийской низменности, и дух этой священной горы Белый старец был призван калмыками стать хозяином местности, всей прилегающей территории, покровителем народа.
3.6. Почему люди стремятся посетить гору Богдо?
Гора Большое Богдо традиционно считалась Священной горой и надо побывать на ней не один раз, чтобы прочувствовать ее скрытые силы, древнюю историю и значимость. Ребята провели опрос среди своих родственников, знакомых и спросили, посещали
Наш одноклассник Мулдаев Эрдня со своей семьей посетил гору Богдо на летних каникулах. Он и его мама поделились своими впечатлениями, показали фотографии. Они отметили, что очаровательная природа в сочетании с живительным степным воздухом, наполненным полынью и солью, дарит массу незабываемых впечатлений и придает заряд бодрости и энергии. Для организованных групп разрешено посещение заповедника в сопровождении егеря или научного сотрудника. На вершину Богдо можно подняться по лестнице и хорошо протоптанной тропе от самого подножия всего за 10 минут. Это очень легкий подъем, но двигающиеся этим путем сотни людей, вооруженные фотоаппаратами, чтобы сфотографироваться на вершине, могут увидеть лишь малую часть тех красивейших и уникальных мест, которые хранит гора. Для того, чтобы до них добраться и сделать удачные, необычные снимки, необходимо потратить много времени и сил. Особенно красивы эти места в марте-апреле, когда в степи и на склонах расцветают тюльпаны.



Ученица нашего класса Эренженова Энкира рассказала, что ее дядя снимался в фильме «Небесный верблюд». Съемки этой картины проходили летом у подножия священной для калмыцкого народа горы Богдо.Несмотря на то, что в основе сюжета картины "Небесный верблюд" лежит калмыцкая легенда, воплощать историю в жизнь решили именно на Астраханской земле. Подкупили местные ландшафты, соленое озеро и гора Богдо.
У Лиджиевой Цаганы много родственников побывали там. Они рассказали, что у подножия горы люди совершают обряды, приносят жертво-приношения, молятся. Со времен древних предков калмыки совершали паломничество к горе Богдо. Считалось, что она наделяет человека огромной энергией, неземной силой. Человек, который взбирался на самую вершину горы, чтобы почитать молитву, был уверен, что его молитва обязательно дойдет до неба.

4. Наши дела.
4.1. Акция «Удивительное рядом».
Мы решили провести акцию «Удивительное рядом», чтобы познакомить наших одноклассников и сверстников с других классов с этой священной горой. Для них мы подготовили заочную экскурсию на гору Богдо. Также мы оформили стенд в фойе начальных классов, чтобы каждый желающий ученик и даже учитель мог прочитать об этом уголке природы и посмотреть на эту гору.
4.2. Наше творчество
В классе провели конкурс рисунков «Незабываемое творение природы»
Группа художников представили гору Богдо и окружающую ее природу. Каждый отметил в своем рисунке ее необычный цвет, форму. Группа литера-торов нашли стихи, и даже частушки, посвященные горе Богдо. На классном часе они прочитали и пропели их своим одноклассникам.
5. Заключение
Работая над данной исследовательской работой, мы узнали много интересного о горе большое Богдо.
Нарисовали рисунки и провели конкурс «Незабываемое творение природы»
Провели акцию «Удивительное рядом» и показали свой проект нашим одноклассникам и сверстникам из других классов. Рассказали им об особен-ностях этого объекта природы.
Привлекли внимание, как детей, так и родителей к тому, что каждый человек должен знать и изучать историю родного края, его природные достопримеча-тельности.
Мы пришли к выводу, что окружающий мир наполнен чудесами, творимыми природой.
Приложение
На посещение горы Богдо в Астраханской области
Саша ЕльЯ на просторе был, покинув скучный город,Простор теплей, чем отчужденья холод,Который пронизает всё вокругИ загоняет в бестолковый кругХлопот, забот и мелочных проблем,Но видно всем приятен этот плен.Я всё, что на тоску меня наводитОтбросил прочь и чувствам волю дал,Я принял всё, что от земли исходитИ всем, чем должен быть с землёю, тем и стал.Я на горе стоял и слушал песню ветра,Потом глаза закрыв, я слился с ним в одно,Мне было радостно, что я его частицаИ мне с ним быть всегда, везде дано.Я видел, как земля сходилась с небомИ чувствовал их родственную связьИ их родство сияло ярким светом,И, этим светом было всё вокруг согрето.Я с звездным небом оставался на один,Оно спускалось для меня так низко,Оно родное мне и я его есть сын,И чувствовал Создателя я близко.К Нему я обращался не боясь,И было мне легко в том обращении,И чувствовал я между нами связьВ таком простом и нужном нам общении.И Сила нисходила на меня,Которая даёт всем быть в Творении,Она нужна и важна для меня,Чтоб трезвым быть и не входить в затменье.Но вот я в городе, от глаз простор закрыт,За фонарями звёзд почти не видно,Всё не живое здесь и всё вокруг молчит,Как это видеть скучно и обидно.
2. «Гора Богдо»
В степи Астраханского края,Среди травы, среди цветовСтоит Богдо, в лучах сверкая,Гора людей, гора богов.
Изрезано морщинами все тело,Гуляет ветер, теребя бока.Ты сердце наше заняла всецелоИ в памяти останешься всегда.
Прекрасна ты в любое время года:И в солнечных лучах, и в пелене снегов.Ты словно дар нам от прадедов,Ты их привет из глубины веков.
3. А вы знаете, что про гору Богдо есть частушки? Хотите их послушать?
1. Лучше нет нашей природы И роднее нет ее,Пропоем мы вам частушкиО большой горе Богдо.
2. Много сказок и легенд
мы о ней узналиС интересом обо всемВ книжках прочитали.
3. Миллионы лет живетКаждый год гора растетИзвестняк и глина в нейНе гора – степной музей.
4. Возле озера стоюНа гору Богдо смотрю:И красна, и зелена,Словно радуга она.
5. Ветерок чуть-чуть подует,Великана расколдует. Запоет он, зазвучитНе только днем, но и в ночи.
6. Разлеглась у водоема,Будто спящий лев лежит.Всюду гору обойдем мы –До чего прекрасный вид!
7. Выше нет у нас объекта,Далеко ее видать.Чтоб увидели потомки,Надо гору охранять.