Литературная викторина по книге Н. Носова Приключения Незнайки и его друзей


Литературная викторина по книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Цель: повышение интереса к  самостоятельному чтению произведений      Н.Носова
Ход занятия
1.Эмоциональный настрой
Нас книжки в город пригласили.Смекалку вы не позабыли?Хочу предупредить заранее,Что впереди вас ждут испытания.До старта несколько минут,В стране Читалии нас ждут.Как тут не выбирай пути,Ее никак не обойти.Так поторопимся! Нас с вамиЖдет встреча с добрыми друзьями.
2. Литературная игра- путешествие
- Сегодня, ребята, мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам прочитанной книги.
Бывают в этой жизни миги,
Когда накатит благодать,
И тут берутся книги в руки
И начинаются читать
Вонзив пытливые зеницы
В печатный знаков чёрный рой.
Сперва одну прочтешь страницу.
Потом приступишь ко второй.
А там, глядишь, уже и третья
Тебя поманит в путь сама…
Ах, кто придумал книги эти –
Обитель тайную ума?
Я в жизни их прочел с десяток,
Похвастать больше не могу.
Но каждой третьей отпечаток
В моём свирепствует мозгу.
Вот почему в часы досуга,
Устав от мирного труда,
Я книгу – толстую подругу –
Порой читаю иногда.
(Игорь Иртеньев)
Всем полезно чтениеПро себя и вслух.Книга – самый верный,Самый лучший друг.Из нее узнаешь тыОбо всем на светеНа любой вопрос онаБез труда ответит.В ней стихи и сказки,Все к твоим услугам!   
Береги же книгу! Стань ей другом!
- Книги – наши друзья. Какую книгу вы прочитали? Кто автор этой книги?
Рассказ о Н. Н. Носове.
Николай Николаевич Носов родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в посёлке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Талант писателя проявился еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией.
В развитие детской литературы Николай Носов внёс своеобразный и существенный вклад. Умение писать с юмором, «смешно» - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов был щедро наделён этим даром. Всенародной любовью пользовалась его трилогия сказок о Незнайке: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953—1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958), «Незнайка на Луне» (1964-1965). В 1969 году автор был награждён за неё Государственной премией РСФСР им. Н.К. Крупской. «Весёлый талант», говорят о нём взрослые, а дети от души смеются, читая о похождениях Незнайки, о мальчишках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу. Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках читатель постигает такие нравственные понятия, как честность, долг, дружба, совесть.
Носов- детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных,
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!
Игра- путешествие
-А теперь начнем нашу игру – путешествие. Здесь собрались две команды: Малыши и Малышки.
-  Сейчас мы посмотрим, насколько вы были внимательны при чтении. Попробуем  ответить на вопросы. Команды отвечают, а жюри оценивает.
Задания по прочитанному произведению
1.Конкурс «Давайте познакомимся».
Каждая команда будет загадывать загадки. Ваша задача их разгадать.
1.Этот умный коротышка
Прочитал уже все книжки
Он и вправду много знает
И девчат не обижает 9Знайка)2. Он, конечно, самый главныйОзорник-шалун забавный.Он в огромной синей шляпеНеумеха и растяпа (Незнайка)
3. Это – друг Незнайки верный.Очень скромный он, наверно,Он отменный музыкант,У него большой талант (Гусля)
4. Этот очень любит кушатьБулки, пряники, голушки…Он с Незнайкою летал –На Луне он побывал. (Пончик)
5. Этот очень любопытный ,В жажде знаний ненасытный.Он всегда везде спешитИ друзей своих смешит. (Торопыжка)
6. Этот очень-очень важный.Он с касторкою отважноНа болезнь бросаетсяВсех лечить старается (Пилюлькин)
7. Эти двое малышейМеханики отличныеВсе могут сделать и быстрейИ лучше заграничного. (Винтик и Шпунтик)
8. Этот - мастер рисоватьКрасками и кистью.Может он нарисоватьИ портрет и листья. (Тюбик)
9. Эта доктор лечит медомА не как Пилюлькин – йодом.Её любят коротышки –И девчонки и мальчишки (Медуница)
10. Этот мальчик вечно хмурый,Он бубнит и сердится.Сладкой дать ему микстуры,Пусть улыбкой светится! (Ворчун)
11. Этот парень – астроном,Всё про звезды знают.Телескоп стоит на доме -Солнце изучает. (Стекляшкин)
12. Этот мальчик – сладкоежка,Любит сладенький сироп.Не мешала бы пробежка,Фрукты, овощи, укроп.(Сиропчик)
13. У них дела идут не скоро:«Как-нибудь развеется!»На «авось» решают споры,На «небось» надеются. (Авоська и Небоська)
14. Коротышка этотОчень удивительный.Всё всегда везде теряетОчень убедительно.(Растеряйка)
15. Этот парень очень славныйДруг Незнайки самый главный.Они, бывает, ссорятся,Но дружба не расстроится. (Гунька)
16. Этот славный коротышкаПро девчонок и мальчишекСочинит стихи-поэмыВедь не зря он стал поэтом. (Цветик)
17. Очень смелый коротышка.Он с ружьем наперевес,Бульку взяв к себе под мышку,На охоту топал в лес. (Пулька)
18.У хорошенькой малышкиГолубые глазки.Она очень любит книжки –И стихи, и сказки. (Синеглазка)
19. Эта славная девчушкаОт природы хохотушка.Словно муха чёрная,Но зато задорная (Мушка)
20. Эта девочка-цветочекНосит юбку белую.Любит в поле ветерочекИ клубнику спелую. (Ромашка)
21. Она Незнайкина подружка,Добрая и честная.Очень славная девчушка,Как весна прелестная. (Кнопочка)
Вопросы по произведению (команды работают в группах)
1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?
а) Незабудок;
б) Колокольчиков;
в) Одуванчиков.
2. Малыши и малышки очень любили музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на разных музыкальных инструментах. Все слушали его и хвалили. Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Гусля Незнайке?
а) Барабан;
б) балалайку;
в) гармошку.
3. После того как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, он решил сделаться художником. Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?
а) Пончик;
б) Торопыжка;
в) доктор Пилюлькин.
4. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?
а) Пылесос;
б) автомобиль:
в) воздушный шар.
5. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?
а) 5 дней;
б) неделю;
в) 10 дней;
6. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...:
а) горький;
б) безвкусный;
в) невкусный.
7. «Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи». Из чего был сделан мост?
а) Из прутьев;
б) из стеблей льна;
в) из коры березы.
8. «Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротышка. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе». С кем из малышек подружился Незнайка?
а) С Медуницей;
б) с  Кнопочкой;
в) с Селедочкой.
Кроссворд-тест «В Цветочном городе»
Выбрать правильный ответ и вписать в кроссворд по номерам. Какая команда быстрее решит.
В выделенных клетках по вертикали:
Что Незнайка нарисовал Пилюлькину вместо носа?
По горизонтали:
1.     В стихах Незнайки Торопыжка проглотил: зонт, очки, утюг?
2.     Рифма, которую Незнайка придумал к слову "пакля": квакля, пискля, рвакля?
3.     В стихах Незнайки под подушкой у Авоськи лежала: ватрушка, волнушка, старушка?
4.     Рифма, которую Незнайка придумал к слову "палка": дикарка, копалка, селёдка?
5.     Любимый музыкальный инструмент Незнайки: гусли, рояль, труба?
6.     Изображая Торопыжку, Незнайка сзади ему пририсовал: веник, парус, хвост?
7.     Все коротышки знали, что Незнайка: болтун, мудрец, плакса?
8.     Пилой коротышки пилили: бочка, гриб, сосна?
9.     Незнайка полагал, что на него свалился кусок солнца, а это был: жук, кот, мяч?
у т юг рв а к л я в а т ру шк а с е л ё дк а т ру б а хв о с т б а л т у нг ри б ж у к Музыкальная пауза. Исполнение песенки «В траве сидел кузнечик».
 Конкурс «Узнай профессию»  Вписать в таблицу профессии.
Персонаж Профессия
ПИЛЮЛЬКИН ГУСЛЯ ПУЛЬКА СТЕКЛЯШКИН ВИНТИК, ШПУНТИК СВИСТУЛЬКИН ТЮБИК Профессии: Врач, музыкант, охотник, милиционер, механики, художник, астроном, архитектор.
Конкурс: «Кому что принадлежит?» 
 Собака Булька – охотнику Пульке
Лунный камень – ЗнайкеКомбинезон с одной кнопкой – Торопыжке
Волшебная палочка – Незнайке
Градусник – доктору ПилюлькинуМед – Медунице
Гаечный ключ – Винтику и ШпунтикуКонкурс «Узнай имя коротышек»
ВЕТЦИК-Цветик КЮБИТ-Тюбик НАЙКАЗ-Знайка НИВТИК-Винтик ПУШТИНК-Шпунтик КАГУНЬ-Гунька ЧИКНОП-Пончик ЛЯГУС-ГусляКонкурс «Бюро находок»
-Кто забыл свои вещи?
Предметы: мольберт, телескоп, булка, инструменты (гаечный ключ, отвертка), музыкальные инструменты (труба, балалайка), йод, книги.Конкурс «Цифровой диктант» (работа в группах)
- Сейчас команды напишу цифровой диктант про главного героя сказки. Если вы согласны, ставите цифру 1, если нет – 0
1. Из Незнайки не получилось художника.
2. Он решил стать поэтом.
3. За помощью он пришел к поэту Цветочку.
4. Незнайка считал себя очень способным
5. К слову палка малыши не смогли придумать рифму.
6. Если слово в рифму придумать нельзя, то его нужно выдумать.
7. Незнайка сочинил стихи про Знайку, Торопыжку, Пилюлькина и Авоську
8. Незнайка собирался почитать стихи соседям, но не стал.
(1 1 0 1 0011)
Подведение итогов
- вот и закончилось наша игра – путешествие. Все вы молодцы. Побольше общайтесь с друзьями – книгами. Они подарят вам много радостных минут.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про  злобных врагов и смешных чудаков,
 Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Н.Найденова
К книге надо относиться как к жизни. Ее надо читать собственными глазами, рассматривать, выискивать в ней точное знание. И идти от книги к книге. Ведь книга – это дорога. 
Когда вы что-нибудь шьете, вам нужен материал, нитки. Если вы что-нибудь сколачиваете, нужен инструмент, гвозди, дерево. А для того, что бы жить и развиваться, надо знать необыкновенное количество книг.
Не надо пугаться, что написано уже столько книг. Все равно, мол, всех не прочитаешь. Если вы верите в себя, вы будете идти все дальше по жизни, а книги будут идти с вами вместе и будут с вами разговаривать.
Дорогие друзья! Я знаю, вам запомнятся навекВсе книги, что вы в детстве прочитали,Когда открылись солнечные далиВ прозрачной тишине библиотекИ вы взрослее и мудрее стали