Как Прошка Житин стал человеком (урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу К. Станюковича «Человек за бортом»

Как Прошка Житин стал человеком
(урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу К. Станюковича «Человек за бортом»


Учитель русскогоязыка и литературы
МОУ «СОШ № 11 г.о. Саранск
Першикова О.В.


Цели урока : 1. привлечь внимание к нравственной проблеме, поставленной в рассказе.
2. вызвать интерес к размышлениям о характерах и взаимоотношениях людей.
3. обучить умению психологической характеристики личности.
4. воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
 
Оборудование: портрет К. Станюковича.
 
Эпиграф:  Ничто так не радует людей, как то, когда их прощают за их зло и платят добром за зло.
Л. Толстой.
 
На доске: « План психологического исследования личности»
1. Проблема «Как Прошка стал Прохором».
2. Объект исследования (т.е., тот человек, которого мы будем исследовать).
3. Предмет исследования (т.е., что мы исследуем).
а) Особенности характера;
б) Внешность;
в) Поведение,
г) Отношения с другими людьми.
4. Методы исследования (т.е. , что мы будем делать, каким образом проводить исследование):
а) Наблюдение (внешность, фигура, походка, отношения с другими людьми)
б) Беседа; эмоциональная сфера;
в) Что чувствует и переживает этот человек.
 
г) Шкала человеческих ценностей:
1. Материальное благополучие;
2. Друзья.
3. Самоутверждение.
4. Человеческие отношения.
5. Вывод.
 
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Мы прочитали с вами рассказ К. Станюковича «Человек за бортом».
Сегодня будет не совсем обычный урок. Мы с вами выступаем в роли психологов, т.е. людей, профессия которых включает в себя разбор различных человеческих качеств, характеров, поступков.
На доске план сегодняшнего урока. Мы с вами будем учиться исследовать самого человека, его душу. Анализировать его поступки. Мы попытаемся разобраться, как Прошка Житин стал Прохором. Т.е., говоря языком психологов, он изменил свой социальный статус. Это и есть та проблема, которую мы сегодня будем изучать. А объект исследования – главный герой рассказа Прошка Житин.
 
2. Где происходят события рассказа? (На корабле в открытом море).
- Чем отличается жизнь людей на корабле от обычной повседневной жизни?
(Люди в замкнутом обществе. Они общаются с одними же и теми людьми. Хорошо знают друг друга.)
Каждый на корабле имеет свой социальный статус. В таких коллективах есть люди, которых все уважают, некоторых недолюбливают, есть и свои отверженные, которых не уважают, все над ними издеваются.
Станюкович применяет в своем рассказе очень интересный прием. Он, в зависимости от того, как зовут человека товарищи, показывает отношение к нему команды, а следовательно и социальный статус на корабле.
- Как матросы зовут Шутикова?
(Егоркой, нежно, любовно и относятся также)
- Как у русских обращаются к человеку, которого уважают?
(По отчеству).
- К кому на корабле так обращаются? Что он за человек?
(К Лаврентьичу, он поддерживает традиции корабельного братства, и именно к нему обращаются в случае конфликтов между матросами).
Того, кого недолюбливают, называют по фамилии. Кого?
(Игнатова. Хотя человек он вроде и положительный, но жадный, за копейку удавится сам, и другого удавит).
(Прошкой. Пренебрежительно, неуважительно, звучит как собачья кличка).
Какой же социальный статус (или общественное положение), судя по имени занимает Прошка?
(Самое низкое).
Итак, напоминаю – наша задача: выяснить, как Прошка превратился в Прохора. Начинаем наше исследование.
Станюкович таким образом строит рассказ, что мы еще, ничего не зная о Прошке, не видя его, слышим о нем из уст матросов.
- Что они говорят о нем?
(-подлец Прошка
- паршивая собака
- лодырь беспутный
- собачий сын
- вор
- собака)
Заметьте ни одного доброго слова!
- Почему к нему такое отношение команды?
(Он ленив, уже крал у товарищей, его никто не уважает).
3. Выразительное чтение эпизода с.282 (3ч.)
- Какие слова в характеристике Прошки не могут не обратить на себя внимание?
(Привычная покорность забитого животного).
- Почему же он такой? Откуда в нем это?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить о том, кем был он в прошлом?
(Дворовый человек).
- Кто такие дворовые люди?
(Это крепостные крестьяне, живущие в доме барина, на положении домашней прислуги).
- Крепостные, кто они?
(Рабы).
Не оттуда ли все Прошкины проблемы и беды? Он ведет себя как забитое животное, он привык, что его все бьют, унижают. Ведь у него не возникает мысли о сопротивлении. Оттуда же и лень (ведь работаешь не на себя, а на барина, желание украсть (ведь у барина всего много), он легко врет (это может уберечь от наказания и т.д.
- А что Прошка представляет собой внешне?
Выразительное чтение эпизода с. 283-284
- Ради какой же цели живет Прошка? Что для него самое главное в жизни?
(цели его низменные: украсть, выпить, сытно поесть, поухаживать за женщинами).
- И какой же человек перед нами предстает?
(Неприятный, как внутренне, так и внешне).
5. А теперь понаблюдаем за Прошкой во время допроса. Подчеркнем в тексте слова, характеризующие состояниеПрошки.
(«безответно снес затрещину, только лицо сделалось тупее и испуганнееи т.д.). Это и характеризует состояние Прошки в тот момент.
- А как вы думаете, о чем Прошка думает в это момент?
(Прошка думает о том, что надо потерпеть, а деньги-то не найдут).
Эта сцена вообще безобразна. Но ведь матросы молчат. И только один не выдерживает и останавливает разошедшегося Игнатова. Кто это сделал? Почему?
(Это Егор Шитиков, потому что ему стало жаль Прошку, он не мог смотреть, как его унижают и бьют).
- Что чувствует Прошка: облегчение, удивление, раскаяние?
(Удивление, облегчение).
- А раскаяние?
(Нет).
Должно было, наверное, произойти нечто, что могло пробудить Прошкину душу.
6. Выслушаем самого Прошку.
Пересказ от первого лица сцену разговора Прошки и Егора Шитикова.
- Чем потряс Прошку поступок Шитикова?
(Он пожалел, поверил).
Послушайте маленький отрывок из художественного произведения, написанного в 13 веке «Моление Даниила Заточника».
«Как олово пропадает, когда его часто плавят, так и человек, когда он много бедствует. Моль одежду ест, а печаль человека. Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день».
Давно написано, но как точно, верно. Глотком свежей воды явилась для Прошки доброта Шитикова.
- Что же сделал Прошка?
(Отдал деньги).
- Как объяснили это матросы? А как вы думаете, почему?
(Матросы решили, что Прошка испугался избиения, А деньги он отдал потому, что почувствовал себя человеком).
То, что сделал Шитиков, у психологов называется «внушение доверием» и считается одним из самых сильных воспитательных приемов. Человек, который понимает, что ему доверяют, начинает пересматривать свое поведение.
Выразительное чтение «С той памятной ночи»
- Как проявляется «привязанность его благодарной души»?
  Под свое покровительство и свой непогрешимый авторитет взял Шутиков Прошку, а тот не мог не быть ему благодарным. Итак, Прошка начал меняться, но пока еще Прошка, а не Прохор.
- После какого случая Прошка все же добился уважения команды?
Краткий пересказ эпизода «Спасение Шитикова».
- Чему так удивился капитан?
(Тому, что трус и рохля Прошка, не раздумывая, рискуя жизнью, бросился на помощь».
- Что явилось для Прошки наивысшей наградой? Важны ли для него медаль и денежное вознаграждение?
(Похвала Лаврентьича. «Молодца, Прохор!)
Зачитаем по ролям.
С этого дня Прошка перестал быть Прошкой и превратился в Прохора.
В заключении урока, как вывод, как итог мне хочется прочитать слова Л. Толстого: «Доброта побеждает все, сама непобедима. Ничто так не радует людей, как то, когда их прощают за их зло и платят добром за зло.
Чтение последнего абзаца.
 

15