Разработка урока по ОРКСЭ Этикет.Вежливое общение.

Тема ЭТИКЕТ. ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Цели: Знакомство детей с понятиями : вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение; интеграция знаний из области этики, психологии, русского языка.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: учить различать понятия вежливая речь и вежливое поведение; обучать правилам уместного употребления вежливых слов;
Развивающие: способствовать развитию культурной речи учащихся,
развивать мышление и прививать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения , уважительное, доброе отношение друг к другу, к старшим.


Ход урока.
1.Беседа. Погружение в тему.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы с вами поговорим об этикете. Что же такое ЭТИКЕТ? Это слово греческого происхождения. Оно обозначает установленный порядок поведения в определенных ситуациях.
Скажите, что такое вежливость?
Ответы учащихся:
- Я думаю, что это воспитанность;
- Мне кажется хорошее поведение;
- Это правила поведения человека;
- Когда человек вежливый, к нему хорошо относятся;
- Вежливые, добрые слова сказать нетрудно, а другому человеку приятно;
-Этот человек к тебе будет лучше относиться.

УЧИТЕЛЬ:
- Да, вежливые люди - воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек - учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и его поддерживать.
Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Щипахиной и подумайте над смыслом этих строк : ( слайд№2)
Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем горсть серебра
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
- Итак, ребята, добрые слова - а к ним относятся и вежливые слова - поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова «дороже, чем горсть серебра».

УЧАЩИЕСЯ: Вывод - не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, делать так, чтобы людям, которые нас окружают, было приятно, удобно, хорошо. Вежливые слова часто называют волшебными словами. Они делают чудеса.
2. Чтение стихотворения учащимися
(слайд № 3) стихотворение Вл. Солоухина « Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

3.Беседа учителя с детьми с использованием проблемных вопросов
УЧИТЕЛЬ:
- Какие же вежливые слова рождает тепло души?

УЧАЩИЕСЯ:
-Спасибо, до свидания, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте, извините, будьте добры и т.д.

УЧИТЕЛЬ:
- Считаете ли вы себя вежливыми?
- Умеете ли благодарить родителей, учителей, сверстников?

4.Самостоятельная творческая работа учащихся в парах
а)Рассмотрите рисунки. Придумайте диалоги между героями, используя вежливые, «волшебные» слова. ( слайд № 4, 5)







УЧИТЕЛЬ:
-б)Разыграйте ситуации, описанные в стихотворении Г.Граубина. Каждый герой должен подумать, что он скажет и сделает.

ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ.
Шел по улице парнишка
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа.
Подарил плаксивой девочке
Цветок-
Залилась веселым смехом,
Как звонок. (ситуация №1, слайд № 6)

До подъезда
Сумку бабкину донес
Бабка строгая
Растрогалась до слез. (ситуация №2, слайд № 7)

Позабавил двух сердитых
Малышей-
Растянулись рты мальчишьи
До ушей.
А мальчишка шел все так же
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа. ( слайд № 8, ситуация №3)

УЧИТЕЛЬ: ( вместе с детьми делает вывод)
5. Обсуждение проблемы этического характера
-С помощью данных слов мы оказываем людям внимание, успокаиваем их, благодарим. Однако одних слов очень часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
- Кто из мальчиков поступает правильно?
( слайд № 9)





6. Обращение к этимологии слова «спасибо»
УЧИТЕЛЬ:
- Ребята, а вы знаете, откуда пришли к нам « волшебные слова»? (слайд№10)

Например, слово «спасибо» известно, в русском языке с 16 века. Оно произошло от слов «спаси бог». Теперь «спасибо»- новое слово. В конце второго слова исчезла буква «г», и из двух слов образовалось слово «спасибо», которое обозначает « Я вас благодарю и желаю вам всех благ».
УЧИТЕЛЬ:
- А вы знаете, что существует несколько этикетных жанров ( слов вежливости) ( слайд № 11)







УЧИТЕЛЬ:
Есть еще не словесные средства выражения вежливости: жесты, улыбка, мимика.
7.Сообщение психолога
Мы узнаем человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению лица.
( слайд № 12)

При разговоре люди придают словам лишь 7 проц. значимости, интонации – 38 прц., а мимике и жестам – 55 проц.



Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка.
Об этом хорошо рассказал Вл. Солоухин.
( слайд № 13)
« А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя; ноги – ходить, рот – поглощать пищу, глаза – смотреть – все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркало, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за 10 дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет»

8.Подведение итогов урока:

Вопрос: Что же такое вежливость?
Ответ: ВЕЖЛИВОСТЬ – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. ( слайд № 14)