Статья Когда следует обратится к логопеду


Консультация для родителей «Когда обращаться к логопеду?»
составила учитель-логопед Ильина А.А.
Не пора ли нам к логопеду? Этот вопрос задают себе большинство родителей дошкольников. Ведь речевые проблемы у дошкольников встречаются всё чаще и чаще.
Речь детей развивается постепенно и то, что хорошо для маленьких ребят, порой совсем не уместно для старших дошкольников. Однако, бывают ситуации, когда родители не замечают, что возникли какие - то отклонения в речевом развитии или, наоборот, предъявляют завышенные требования к речи малыша. Чтобы такого не случилось с вами, предлагаю ознакомиться:
Возраст ребёнка когда логопеду нужно обращаться, если:
В 1 год Ребенок не произносит 2 – 10 слов типа «мама», «дай»
В 2 года Ребенок не разговаривает, все объяснения с окружающими детьми сводятся к жестам и мычанию.
В 2,5 года Нет элементарной фразовой речи – ребёнок не объединяет 2-3 слова, например «мама да», «папа би»
В 3 года До 3 лет молчал, а потом активно заговорил.
Неправильно воспроизводит простой ритмический рисунок.
У ребёнка сохраняется повышенное слюноотделение.
Ребёнок не может выполнить простые движения органов артикуляции.
Ребёнок отказывается от слов в общении, заменяя их жестами, хотя изолированно повторить эти слова может.
Ребёнок не может выполнить простую инструкцию, например «возьми мячик», а также усложненные двухсоставные поручения, например «пойди на кухню и принеси ложку»
После 3 лет Ребёнок продолжает упрощать слоговую структуру слов, например «афон» вместо «телефон»
Ребенок не употребляет простейшие грамматические конструкции (род, число, падеж)
К 3,5 годам Ребёнок не различает на слух похожие звуки, слоги и слога, например «бочка - почка»
В 4,5 года. Не сформирована звуковая сторона речи: ребенок не произносит звуки или произносит их не правильно.
Ребёнок не стремиться к общению
Ребёнок не рассказывает о том, что видел, не задает вопросов.
В период с 3-х до 5-ти лет желательно проконсультироваться у логопеда в любом случае. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, однако нарушение звукопроизношения может быть как следствием естественных физиологических причин, так и симптомом речевой патологии.
Физиологическая дислалия — расстройство звукопроизношения, наблюдающееся у детей в возрасте до 5-ти лет и обусловленное недостаточным развитием движений органов артикуляции, а также недостаточной сформированностью фонематического слуха. Физиологическая дислалия иначе называется возрастным нарушением звукопроизношения.
Насторожиться и заподозрить, что с речью ребенка не все в порядке, родители должны при таких ошибках:
Ребенок взаимозаменяет звуки.
Если ваш ребенок вместо «жук» говорит «зук» - это лишь неумение говорить звук «Ж», которое до определённого возраста является вариантом нормального речевого развития. А если ребенок не только вместо «жук» говорит «зук»,но и вместо «зонт» говорит «жонт» - значит, он не слышит, не различает звуки «Ж» и «З», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются. Поэтому не ждите ведите его к логопеду.
Ребенок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние.
И в два и даже в три года ему позволяется коверкать слова почти до неузнаваемости, но в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Дети могут опускать или добавлять согласные звуки, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, та же ритмика. И нарушение слоговой структуры – сигнал, что ребенок не слышит ритма слова. Хотя при нормальном развитии эта функция формируется к двум – двум с половиной годам.
Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли.
В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.
Выдоха у ребенка не хватает на фразу, добирает воздух посреди слова.
Слова прерываются, создается впечатление всхлипывания.
Ребёнок не стремиться к общению.
Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки, ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.
Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво.
Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).
Ребёнок говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно.
Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.
Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы.
Ребенок довольствуется бытовыми ответами(например: «да», «нет», «неа», «там», не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов: «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как?».
К логопеду нужно обратиться, если по заключениям детских врачей-специалистов выявлено следующее, например:
Отоларинголог установил - снижение слуха, а это возможны трудности в овладении всеми сторонами речи
Невролог выявил - отклонения в тонусе мышц. Поставил какой-либо неврологический диагноз
Хирург посоветовал - подрезать укороченную подъязычную уздечку. Возможны, трудности звукопроизношения, проблемы с общением.
Стоматолог выявил аномалии зубочелюстной системы или неправильный рост зубов, а также, если Ребенок просовывает язык между зубами
Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры.