Разработка единого урока по теме Семья и Отечество в моей жизни


Дата 24 мая 2016 года
Тема: «Семья и Отечество в моей жизни»
Класс : 5 б
МБОУ СОШ № 6 им. Ц.Л. Куникова, г. Туапсе, Краснодарский край.
Учитель: М.С. Яковенко
Задачи: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества, развивать мышление, речь, воображение; прививать понимание «Семья - ячейка общества, неотъемлемая часть нашей родины», «Школа-наш общий дом», «Класс-маленькая семья».Оборудование. Компьютер, доска, фотографии, презентация.
Эпиграф на доске.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
Ход урока.
Организационный момент.
Введение в ситуацию.
Беседа «Что такое семья», «Школа- наш общий дом», «Наше Отечество»Кл. руководитель.Примерные ответы детей…Чтение стихов. Прослушивание песни.
Загадки и викторина «О семье»
Обсуждение проблемной ситуации.
Рефлексия. Самоанализ.
Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня на нашем классном часе. Обратите внимание на доску (читает эпиграф), о чем мы будем сегодня говорить? (дети отвечают – о любви к России)
Введение в ситуацию.
- Учитель:
Международный день семьи – 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году. Согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова семья – это «группа живущих вместе близких родственников», семья – это «объединение людей, сплоченных общими интересами».
- А как вы понимаете это слово «семья»?
(дети отвечают)
3.Беседа «Что такое семья»?
Учитель: Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Высказывания детей).
- Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Такое место – это ваш дом, ваша семья.
Мы с вами будем говорить о тех, кто живет рядом с нами, с кем мы живем. Мы будем говорить о матери и отце.
Семья- это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
- Послушайте стихи о семье.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле
Семья
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Учитель:
- О чем идет речь в этих стихотворениях? Что же это СЕМЬЯ, какая она должна быть?Что для вас семья?
(дети отвечают)
- Расскажите об отношениях, сложившихся в ваших семьях.
(дети рассказывают)
4.Загадки и викторина «О семье»
-А сейчас я загадаю семейные загадки.
Кто любить не устает,Пироги для нас печет,Вкусные оладушки?Это наша...(бабушка)
Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат,Для меня он — старший...
ОТВЕТ (брат)
Он трудился не от скуки,У него в мозолях руки,А теперь он стар и сед —Мой родной, любимый...
ОТВЕТ (дед)
Кто же с маминой сестройПриезжает к нам порой?На меня с улыбкой глядя,Здравствуй! — говорит мне...
ОТВЕТ (дядя)
Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:— Всех милее наша...
ОТВЕТ(мама)
Кто нежнее всех на свете? Кто готовит нам обед? И кого так любят дети? И кого прекрасней нет? Кто читает на ночь книжки? Разгребая горы хлама, Не ругает нас с братишкой. Кто же это? Наша...
ОТВЕТ(мама)
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно ...
ОТВЕТ (папа)
Кто любимей всех на свете?И за всю семью в ответе?От зарплаты до зарплатыЧто б мы делали без ...
ОТВЕТ(папы)
Без чего на белом светеВзрослым не прожить и детям?Кто поддержит вас, друзья?Ваша дружная...
ОТВЕТ(сеьмя)
Это слово каждый знает,Ни на что не променяет!К цифре «семь» добавлю «я» —Что получится?
ОТВЕТ(семья)
Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая...
ОТВЕТ(сестренка)
Мамы старшая сестра —С виду вовсе не стара,С улыбкой спросит: Как живете?Кто в гости к нам приехал?
ОТВЕТ(тетя)
Мы в беде друг другу помогаем,Вместе делаем уроки и играем,Вместе ходим на прогулку, в магазин.Когда нет тебя, то я один.Приходи скорее, я скучаю,Даже в игры без тебя я не играю.Мне общение с тобою очень нужно,А еще нужна мужская...
ОТВЕТ(дружба)
На контрольной даст списать,С ним всегда легко болтать.Если надо, даст совет,Знает мой любой секрет.
ОТВЕТ(друг)
Говорят, что мы похожи.Отвечаем: «Ну и что же?».Говорят, что неразлучны.Друг без друга вправду скучно.Говорят, что мы болтушки...Ну и что! Ведь мы...
ОТВЕТ(Подружки)
Радость делит он со мной,За меня всегда горой.Коль беда случится вдруг,Мне поможет верный...
ОТВЕТ(друг)
Учитель:
- Ребята, вот еще одно стихотворение о семье.
Воскресенье
Олег БундурВоскресенье - вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому что в воскресенье Мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоем, А потом мы всей семьею Чай с блинами долго пьем. А в окошко льется песня, Я и сам запеть готов, Хорошо, когда мы вместе, Даже если нет блинов.
Учитель:
- Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы о семье.
Викторина «Вопросы о семье».
Вопросы:
 Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
 Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
 Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
 Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
 В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева».Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
 В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».)
 Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
 Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг.Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.)
 Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
 В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
Учитель:
- Вот еще одно замечательное стихотворение о семье.
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
«Традиции и обычаи в моей семье».
Учитель:
- Возможно, каждый из вас встречал счастливые семьи, в которых уже несколько поколений существуют свои обычаи и традиции в семье. Одни из них собирают материалы по истории своего рода и семьи и передают их по наследству, другие всей семьей собираются за столом по вечерам, третьи по выходным отправляются на берег моря или в лес. Существует множество традиций и обычаев, они являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех ее членов.
Каждая семья стремится создать уют, атмосферу гостеприимности, неповторимости, чтобы, находясь вдали от дома, каждый из членов семьи понимал, что его ждут дома, обязательно выслушают и поймут, окажут поддержку и помощь в трудную минуту. Кроме того, это особенно важно для каждого из нас, это помогает ощутить себя значимой частью Фамилии, развивает чувство защищенности и уверенности, а также это ценности, это неизменно.
Учитель:
- А теперь послушаем, какие семейные традиции и обычаи есть в семье ваших одноклассников.
(дети рассказывают)
Учитель:
- Ребята, мы живем на Кубани, в казачьем крае. У казаков тоже есть свои традиции и обычаи. Вот послушайте для начала стихотворение.
Заветы старины в семье казачьей Хранились свято испокон веков. Обычай хлебосольства куреней богатых Прославил Край родных отцов. Заботливо хозяйка домом управляла, Растила по обычаям дедов своих детей. Работы все в полях справляла, Кормила, холила коней... Казачек все любили, уважали, Как спутниц храбрых в жизни и в бою. Им почести повсюду воздавали Так было на Кубани, Тереке, Дону! До наших дней дошли сказанья О славных прародительницах наших, Отважно дом свой от набегов Врагов коварных защищавших. Прелестный образ казачки молодой Воспет не раз поэтами в стихах. С ее чарующей восточной красотой Оставил след в восторженных сердцах! 
Учитель:
- Какие традиции и обычаи казаков вам встретились в стихотворении?
(дети отвечают – женщина-мать растила детей, следила за домом, работала в поле, была красивая, ее все любили.Так же она была храброй и верной спутницей своего мужа.)
«Школа - наш общий дом»
Учитель.
- Ребята, большую часть года, где вы находитесь? (дети – в школе)
- А ведь школа это тоже дом?! Наш общий дом. А наш класс – семья. Дружная семья взрослых: учителей. Учеников и родителей. А наш школьный дом!
Родная школа
Ветер шторы колыхнул тихо поутру,Снова рано, как всегда, в школу я пойду.Со всех сторон, как муравьи в муравейник свой,Дети на урок спешат, как к себе домой.Здание родное школы радует сердца,Педагоги заменяют маму и отца.Кладезь знаний и умений обнаружим здесь,На любой-любой вопрос все ответы есть.И на праздник дискотеку тут подарят нам.Просто школа предлагает: "Всю себя отдам!"Стайкой годы пронесутся, никогда нам не забытьТу заботу, ласку, счастье, что умела ты дарить. 
Учитель:
- Кто знает, какие традиции есть в нашей школе? (дети перечисляют- линейки, куниковская неделя, «бескозырка» и т.д.)
- Да, ребята, еще маленькими вас приводят в школу ваши родители. Доверяя учителям самое дорогое, что у них есть – это вы, их дети. Здесь вы проводите большую часть времени: учитель на уроках, посещаете разные кружки и секции. Приобретаете разнообразные навыки. Растете. И наступает то время, когда вы заканчиваете школу. Последний звонок! Выпускной бал! Слезы родителей, учителей, ваши слезы! И память! Вы никогда не забудете то время, которое провели в стенах родной школы. И с нежностью будете вспоминать о своих учителях и, ставших такими х родными, своих одноклассников!
«Наше Отечество»
Учитель:
- Ребята, семья, школа –это маленькое Отечество. Отчий дом- это моя квартира, там мама папа, бабушка, дедушка, мои родные люди. Отечество- место,  где ты родился , я родилась в Туапсе и мои родные тоже, это для нас родина, а находится наш город в России , значит Россия моё Отечество. Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь. Отец и мать два главных человека в жизни каждого человека. Нашу родину называют матушка Россия. Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Место, где ты родился и вырос , где твои корни - это Отечество. Семья - это малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет! Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. 
Учитель:
- Предлагаю вам послушать стихотворения об Отечестве и Родине и подумать, о чем в них говорится?
Славься, Отечество.
Любите Родину, любите –Россию – Родину свою!Ей честь и славу возноситеИ в перемирьях, и в бою.
Во дни истории свершений –Во дни потерь, во дни победРоссия – книга откровений –Вам дарит свой всезримый свет.
Прекрасен мир, вели́ки страны,Но есть средь них одна, что – мать,Способная и боль, и раныСвоей любовью пеленать –
Россия! Та, что неподъёмныйСвой Крест безропотно несёт.Тот самый – никогданесъёмный –Тот, что однажды мир спасёт!
23 февраля 2014ТерентiйТравнiкъРодина.
К тебе, хранительница мира,К тебе, всеславная земля,Судьбою вверенную лируВсерадостно склоняю я!
Когда бы все пути земныеВ один, искомый, в ней сошлись,Слова прошения простыеВ молитве устремились б ввысь,
То в час сей, посланный любовью,Слёз умиленья, не тая,Её венчал бы я строкою:Блаженна Родина моя!
Куда б меня не пригласили,Где б ни был я – она со мной –Благословенная Россия –Её величье и покой!
25 января 2014 ТерентiйТравнiкъРоссия, Родина, Отчизна В звезде рубиновой,Как в призме,Дороги сходятся,Лучась…Россия,Родина,Отчизна –Прочна понятий этихСвязь.
Она прочна и нерушима,Как сила братского Родства.Как хлеб и соль –Необходима,Как сущность сложности –Проста.(Л. Татьяничева) 
Завет 
В час испытаний Поклонись отчизне По-русски, В ноги, И скажи ей: «Мать! Ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни! С тобою — жить, С тобою — умирать!»Будь верен ей. И, как бы ни был длинен И тяжек день военной маеты,- Коль пахарь ты, Отдай ей всё, как Минин, Будь ей Суворовым, Коль воин ты.Люби ее. Клянись, как наши деды, Горой стоять За жизнь ее и честь, Чтобы сказать В желанный час победы: «И моего Тут капля меда есть!» (Д. Кедрин, 1942)
Отчизна 
Какое слово светлое – Отчизна.Оно, как свет, струящийся по листьям.Оно, как шёпот в травах родника.Как белые, зимой в полях, снега.Какое слово тёплое – Отчизна.Оно, как дом, как печь, как хлеб душистый.Как детский сон под маминым крылом.Как трель скворца весною за окном.Какое слово гордое – Отчизна.Я в нём читаю деда с фронта письма,Он не пришёл тогда назад с войны,Его победе – слышишь, нет цены!Какое слово мудрое – Отчизна.Оно, как русло бесконечной жизни:Живая в нём и мёртвая водаСмешались в сплав единый навсегда.Всего семь букв – и сколько сразу смысла.Какое слово ёмкое – Отчизна…(С. Каргашин)
5. Обсуждение проблемной ситуации.
Учитель:
- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда:
- Что же самое главное и важное для каждого человека? (семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.)
- Является ли школа вторым домом и семьей для человека? (да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы)
- Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину? (дети отвечают, говорят о бессмертном полке)
Учитель.
- Предлагаю прослушать песню о России ансамбля казачьей песни «Криница» - «Мать-Рассея».
(прослушивание песни)
6. Рефлексия.
- А в подведении итогов нашего классного часа я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.
(Дети по очереди высказываются.)
7. Подведение итогов.
- Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне было
приятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом
был радостным и уютным. Закончить наш классный час мне хотелось словами Никитина:
И сладко песнь в честь родины поётся,И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,И с радостью внимаешь звуку слов:«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»
И. Никитин
Всего вам доброго!
Список, использовавшихся в создании классного часа, интернет - ресурсов:
http://co953sv.mskobr.ru/novosti/provedenie_klassnyh_chasov_na_temu_sem_ya_i_otechestvo_v_moej_zhizni/http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/03/31/klassnyy-chas-semya-v-moey-zhiznihttp://gigabaza.ru/doc/76560.htmlhttp://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-semya-v-moey-zhiznihttp://www.prosto-mariya.ru/semeinye-tradicii-i-obychai_497.html (мое)
http://mirvsemye.ru/obychai-i-traditsii-v-semye.phphttp://www.razumniki.ru/stihi_pro_shkolu.htmlhttp://child.kodeks.ru/welcome/show/633200018/74