Конспект урока Освоение космоса — выдающееся достижение 21 века, 9 класс


Тема урока: «Освоение космоса - величайшее научно-техническое достижение 20 века» (Е.А.Чивардова, учитель истории МКОУ Умётовская СШ Камышинского района)
Цели урока: 1. Обобщение и расширение знаний по теме.
2. Развитие аналитического, сравнительного мышления
учащихся.
3. Отработка навыков:
- работы с дополнительными источниками информации;
- составления компьютерной презентации;
- публичного выступления.
4. Формирование личностного позитивного отношения к
изучаемым событиям истории страны.
5. Подготовка к государственной итоговой аттестации.
Техническое оснащение: ноутбук, проектор.
Оборудование: презентации учащихся, рефераты учащихся, рецензии на рефераты, тесты ЕГЭ, тесты ГИА, книжная выставка.
Основные понятия и персоналии: научно-технический прогресс, космическое соперничество. Н.И. Кибальчич, К.Э. Циалковский, С.П. Королёв, космонавты и астронавты.
Тип урока: защита проектов.
Предварительная подготовка: - мозговой штурм (выбор темы);
- формирование групп;
- распределение ролей (дизайнер, генератор
идей, держатель темы, аналитик);
- совместная работа в группе;
- поиск материала по проблеме;
- анализ информации;
- подготовка презентаций, оформление.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Помощь в выборе темы: подготовка анкеты, проведении анкетирования, составление SWOT – анализа.
Помощь в формировании групп, распределении ролей.
Помощь в выборе индивидуальной темы группы (в случае необходимости).
Помощь в отборе и градации материала.
Помощь в подготовке презентаций (в случае необходимости).
Помощь в составлении рецензий (в случае необходимости) Участие в анкетировании.
Выбор темы занятия в ходе «мозгового штурма».
Выбор группы и собственной роли для работы над проектом.
Выбор темы группы.
Поиск материала в различных источниках информации.
Анализ, систематизация и отбор материала.
Написания реферата.
Создание презентации.
Создание текста выступления.
Написание рецензии.
Подготовка к оппонированию.
Ход урока:
Организационный момент.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Приветствует обучающихся.
Проверяет их готовность к уроку.
Напоминает основные принципы занятия. Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к уроку.
Вспоминают основные принципы занятия.
Слайд №1.
Основные принципы занятия:
Сотрудничество учителя и учеников на всех этапах урока.
Уважение к любому личностному мнению.
Право на собственную позицию.
Присоединение к теме.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подводит учащихся к формулированию темы урока.
Побуждает к обоснованию её актуальности.
Комментирует результаты SWOT - анализа Формулируют тему зачётного занятия.
Обосновывают её актуальность
Учитель: Назовите тему зачётного занятия …
Слайд №2
Освоение космоса –величайшее
научно-техническое достижение 20 века
Учитель: Выбор темы неслучаен. Почему она актуальна?
Обоснование актуальности
Учитель: Обратите внимание на результаты SWOT - анализа, которые ещё раз подтверждают популярность данной темы.
Краткий анализ полученных результатов
Слайд №3
Результаты SWOT-анализа
Изобретение Значимость открытия Рез
Самолёт 5 2 8 8 5 9 9 8 3 5 10 5 9 86
Хим. оружие 6 1 7 7 6 4 7 7 10 8 8 6 5 82
Телевидение 4 6 6 3 4 5 8 5 2 3 7 2 3 58
Антибиотики 9 4 3 10 9 8 10 3 5 6 9 7 6 89
Ядер. оружие 8 7 9 6 7 7 6 9 6 10 6 9 8 98
Водор. оружие 7 5 5 5 8 6 5 2 7 9 5 8 7 79
Освоение космоса 10 10 10 9 10 10 4 10 8 7 4 10 10 112
Моб. телефон 1 3 2 1 1 1 2 1 1 2 3 1 1 20
Пер.комп. 3 8 1 4 3 2 1 6 4 1 2 3 4 42
Интернет 2 9 4 2 2 3 3 4 9 4 1 4 2 49
Целеполагание.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подводит учащихся к формулированию целей урока. Формулируют цели зачётного занятия, опираясь на ключевые слова.
Учитель: Сформулируйте цели сегодняшнего занятия… (обобщить, систематизировать, проанализировать, расширить)
Слайд №4.
Цели занятия:
1. Обобщение и расширение знаний по теме.
2. Отработка навыков:
- работы с дополнительными источниками информации;
- составления компьютерной презентации;
- публичного выступления.
План совместных действий работы над проектом:
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Напоминает основные этапы работы над проектом. Называют пройденные этапы.
Составляют план занятия.
Оценивают возможность выполнения.
Кратко обосновывают выбор ролей. Представляют участников группы по ролям урока.

Слайд № 5.
План совместных действий работы над проектом:
Мозговой штурм (выбор темы).
Формирование групп;
Распределение ролей (дизайнер, генератор
идей, держатель темы, аналитик).
Совместная работа в группе.
Поиск материала по проблеме.
Анализ информации.
Подготовка презентаций, оформление.
Презентации работ.
Оппонирование.
Рецензии на работы.
Оценивание работ.
Учитель: Какие этапы работы над проектом пройдены…
Задача сегодняшнего дня – заключительный этап работы над проектом.
Слайд № 6.
План занятия:
1. Презентации работ.
2. Оппонирование.
3. Рецензии на работы.
4. Оценивание работ.
Защита проектов.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Уточняет регламент.
Выступает в роли эксперта.
При необходимости:
Задаёт уточняющие вопросы.
Помогает правильно сформулировать вопрос.
Помогает выйти из затруднительной ситуации. Представляющие проект:
Демонстрируют компьютерную презентацию.
Сопровождают презентацию рассказом.
Отвечают на поставленные вопросы.
Прослушивают рецензию, при необходимости вносят в неё коррективы.
Производят самооценку выполненной работы (Приложение 2)
Слушающие защиту проекта:
Прослушивают защиту.
Формулируют и задают вопросы защищающимся (Приложение 1)..
Оппонируют по спорным вопросам.
Представляют рецензию на проект (Приложение 3).
Производят взаимооценку работ (Приложение 2)
Обговорим регламент:
- представление – до 7 минут;
- вопросы оппонентов – до 2 минут;
- выступление рецензентов – до 2 минут.
Слайд №7.
Регламент работы
- представление работы – до 7 мин;
- вопросы оппонентов – до 2 мин;
- выступление рецензентов – до 2 мин.
Учитель: Для выработки навыков публичного выступления у вас на столе:
Шпаргалки, которые помогут задавать вопросы в корректной форме (Приложение 1).
Оценочные листы, где вы оцениваете работу группы (Приложение 2)
5.2. Защита проектов (прилагаются на диске: текст реферата, текс представления, презентация учащихся):
1. «Мечтатель из Калуги - К.Э.Циолковский».
2. «50-летию первого полёта человека в космос посвящается. С.П.Королёв».
3. «Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе».
4. «Освоение Марса ».
5. «Соперничество и сотрудничество. СССР или США».
5.3. Представление рецензий (Приложение 3).
5.4. Оппонирование – вопросы (возможно по шаблону Приложения 1).
6. Вопрос урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует вопрос.
Побуждает к откровенному ответу на вопрос, к дискуссии. Отвечают на поставленный вопрос, отстаивая собственное мнение.
Учитель: Что двигало этими людьми, что заставляло стремиться в космос? (выход на тему патриотизма)
Слайд № 8.
Вопрос урока
Что двигало этими людьми, что заставляло стремиться в космос?
7.Закрепление изученного.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Подбирает вопросы по данной теме по материалам Единого Государственного экзамена.
Напоминает правила заполнения бланков при ответе.
Организует самопроверку учащихся.
Организует анализ допущенных ошибок (при наличии) Отвечает на предложенные вопросы.
Оформляет бланк ответов (Приложение 4)
Проводит самопроверку правильности ответов, пользуясь ключом.
Анализирует причины допущенных ошибок.
7.1. Ответы на вопросы.
Слайд № 9.
1. Какое из названных событий произошло в 1957 году:
1) первый полёт человека в космос;
2) XX съезд КПСС;
3) запуск первого искусственного спутника Земли;
4) Карибский кризис?
Слайд № 10.
С какими именами связано освоение космоса:
1) С.П.Королёва и Ю.А. Гагарина;
2) А.Н.Туполева и С.В. Ильюшина;
3) С.И.Вавилова и Т.Д. Лысенко;
4) И.В. Курчатова и А.Д. Сахарова.
Слайд № 11.
Первый в мире искусственный спутник Земли был запущен в СССР, когда руководителем страны был:
1) И.В. Сталин;
2) Н.С. Хрущёв;
3) Л.И. Брежнев;
4) М.С. Горбачёв.
Слайд № 12.
Установите соответствие между событиями и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
События Даты
А) полёт первого спутника 1) 1949
Б) отставка Н.С.Хрущёва 2) 1957
В) полёт в космос Ю.А.Гагарина 3) 1964
Г) испытание первого советского
ядерного устройства 4) 1961
А Б В Г
Слайд № 13.
Прочтите отрывок из книги «Дорога в космос» и напишите фамилию автора.
«Корабль вышел на орбиту – широкую космическую магистраль. Наступила невесомость, то самое состояние о котором я читал в детстве в книгах К.Э.Циалковского. «Интересно, что скажут люди на Земле, когда им сообщат о моём полёте,» – подумалось мне… В 10 часов 35 минут корабль «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился в заданном районе на вспаханное под зябь поле…»
7.2. Самопроверка.
Слайд № 13.
Проверь себя
№ вопроса Ответ
1 3
2 1
3 2
4 2,3,4,1
5 Ю.А.Гагарин
Учитель: Вы легко ответили на предложенные вопросы?
Как вы думаете, почему это случилось?
Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные в ходе подготовки к занятию и его проведения?
8.Подведение итогов.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей, владение которыми демонстрирует учащийся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом.:
компетентности в решении проблем, поскольку обязательным является решение учащимся собственных проблем средствами проекта;
компетентности в работе с информацией
коммуникативной компетентности . Проводит самооценку проекта
Получает «обратную связь» от всех субъектов проектирования
Оценивает себя в деятельности
Предлагает вариант дальнейшего развития работы по данному направлению.
8.Рефлексия.
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация учеников к свободному высказыванию. Личностный ответ на поставленный вопрос (в случае готовности)
Можете ли вы озвучить, а лично для Вас почему важна эта тема, стала ли она для Вас личностно-значимой??
Приложение 1.
ШПАРГАЛКА
При формулировании вопроса можно воспользоваться шаблоном:
Уточните, правильно ли я понял ….
Какая точка зрения более близка вашей группе …
Позвольте спросить ….
Из вашего выступления я не до конца понял…
У меня осталась неясность…
Разрешите моё сомнение…
Почему …
Приложение 2.
Оценочный лист
Группа № 1 Тема «Мечтатель из Калуги - К.Э.Циолковский».
Исполнение презентации
1 Качество представления
2 Ответы на вопросы
3 Рецензия (оценка реферата) 4 Активность оппонирования
5 итого
5 Группа № 2 Тема «50-летию первого полёта человека в космос посвящается. С.П.Королёв».
Исполнение презентации
1 Качество представления
2 Ответы на вопросы
3 Рецензия (оценка реферата) 4 Активность оппонирования
5 итого
5 Группа № 3 Тема «Ю.А.Гагарин – первый человек в космосе».
Исполнение презентации
1 Качество представления
2 Ответы на вопросы
3 Рецензия (оценка реферата) 4 Активность оппонирования
5 итого
4 Группа № 4 Тема «Соперничество и сотрудничество. СССР или США»
Исполнение презентации
1 Качество представления
2 Ответы на вопросы
3 Рецензия (оценка реферата) 4 Активность оппонирования
5 итого
5 Группа № 5 Тема «Освоение Марса»
Исполнение презентации
1 Качество представления
2 Ответы на вопросы
3 Рецензия (оценка реферата) 4 Активность оппонирования
5 итого
5 Критерии оценки:
Картинки соответствуют теме – 1балл;
Картинки соответствуют рассказу – 1 балл;
Используется анимация, музыка и т.д. – 1балл;
Общий дизайн (нравится, не нравится) – 1 балл;
Слаженность работы команды – 1балл.
Соответствует теме – 1 балл;
Интересно слушать – 1 балл;
Научно изложено – 1балл;
Рассказывают свободно – 1балл;
Оригинальность – 1балл.
Группа ответила на 1 вопрос – 1балл;
Группа ответила на 2 вопрос – 2 балла;
Группа ответила на 3 вопроса – 3 балла.
Оценка поставлена рецензентами.
Группа задала 1 вопрос – 1балл;
Группа задала 2 вопроса – 2 балла;
Группа задала 3 вопроса – 3 балла.
Приложение 3
РЕЦЕНЗИЯ.
Тема работы:__________________________________________________
____________________________________________________________
Авторы:_____________________________________________________
Актуальность темы:____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Основной тезис (самая главная мысль)____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самые интересные тезисы работы:_______________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостатки работы (в чём у вас возникли сомнения, каковы недостатки текста, компьютерного оформления):____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая оценка (донёс ли автор свою мысль до читателя):____________
_____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рецензенты:
Приложение 4.
Бланк ответов.
№ вопроса Ответ
1 2 3 4 5 Алгоритм построения урока - проекта
 
Модуль организации учебной деятельности
   
Учебное занятие, структура -  лекция – лабораторное занятие
Возрастная категория Старшая ступень, средняя ступень
Основополагающий вопрос Возможно ли?   Можем ли мы?   Что значит?
Проблемный вопрос Как мы можем? Почему? Каким образом?
 
Вопросы учебной темы (направляющие вопросы) Составлены для каждой группы.
Этапы проекта  
Организационно- подготовительный Мозговой штурм (формулировка проблемы)
Формирование групп
Распределение ролей (дизайнер, генератор идей, держатель темы, аналитик)
Самостоятельная работа в группе по алгоритму
Выбор формы проекта
Аналитический Поиск материала по проблеме
Обсуждение информации.
Гипотезы
Обобщение
Выводы
Публикация – тема моего исследования
Подготовка презентаций, оформление
Заключительный Презентация
Обсуждение
Рефлексия
Оформление проекта Презентация, веб-сайт, буклет, журнал, листовка, видео-клип
Аннотация – краткое описание идеи проекта Какие вопросы раскрывает, основные теоретические положения
Ключевые слова, термины понятия
Презентация
  Выступление группы-7-10 минут
Обсуждение -5 минут
Параметры оценки презентации Логичность
Объем материала и характер источников
Выявление и анализ  проблемы
Дизайн  проекта
Заинтересованность  аудитории
Итоговое обсуждение 10 минут
Оценка деятельности
группы Критерии оценки презентации и веб-сайта, рейтинг проекта,
Рефлексия Самооценка учащегося
 
Андрей
генератор идей, дизайнер
Алексей
аналитик
Артём
генератор идей, дизайнер
Николай
держатель темы аналитик
Николай
генератор идей, дизайнер
Максим
аналитик

Александр
генератор идей, дизайнер
Андрей
держатель темы аналитик

Анастасия
генератор идей, дизайнер
Вера
держатель темы аналитик
Надежда
генератор идей, дизайнер
Мария
держатель темы аналитик
Александр
технический
редактор Анастасия
аналитик