Конспект урока по теме Проблема смысла жизни и назначения человека в произведении (повести) В.Г. Короленко “Парадокс”.


Тема: Проблема смысла жизни и назначения человека в произведении (повести) В.Г. Короленко “Парадокс”.
- познакомить учащихся с личностью В.Г. Короленко; героями его произведений;
- познакомить с героями рассказа “Парадокс”, размышлениями автора о смысле жизни
- выявить гуманиста, направленность произведений Короленко; Сформировать личное отношение
- закрепить навык работы с текстом
Ход урока.
Опрос.
Вопрос: рассказать о Короленко, используя материал учебника.
Какие люди и почему интересовали писателя и становились героями его произведений?
Анализ рассказа “Парадокс”.
Уточним значение слова “парадокс” – мнение, расходящееся с общепринятым, даже противоречащее здравому смыслу.
- От чьего лица ведётся повествование?
- Расскажите о времяпрепровождении мальчиков в заброшенном углу старого сада. Почему автор говорит об атмосфере сказки и полусказки, царившей здесь?
- Почему Вся жизнь рассказчика и его 8-летнего брата проходит в фантазиях?( По-видимому, мальчики читали много книг о путешествиях и приключениях, обладают живым воображением, а реальная жизнь была для них бедна впечатлениями)
- “Я до сих пор очень ясно помню эту минуту столкновения наших иллюзий с трезвой действительностью в лице Павла”, -признаётся рассказчик.
Объясним значение слова “иллюзия” | 2 значения: 1) прямое: обман чувств, нечто кажущееся, болезненное состояние, ошибочное восприятие предметов и явлений.
2) переносное: нечто несбыточное, мечта.
- В каком значении употребляет это слово рассказчик?
- Найдите в тексте очерка ( 2 и 3 ч.) слова, характеризующие поведение Павла в необычной ситуации, сделайте вывод об отношении к нему рассказчика.
А) “Павел стоял, несколько даже удивлённый, на нашем дворике и смотрел на нас, сильно 123123, своим серьёзно выпученными и слегка глуповатыми глазами”
Б) “И только лакей Павел захохотал в заднем ряду нелепо и громко”.
В) “Павел фыркнул и опять получил тумака”.
(Обратить внимание учащегося на то, что рассказчик не любит Павла, даже считает его глуповатым не потому, что лакей совершает глупые поступки, а потому, что он не чуток к тонким нравственным духовным проявлениям жизни. Павел для мальчиков-героев – символ реальности, ворвавшийся в сказку.
- Какова же эта реальность? Почему вместе с удивление и неловкостью они испытали чувство страха?(реальность оказалась груба, бестолкова)
- Чтение эпизода “Встреча с феноменом” (ч. 3)
- Как части 1 и 2 готовили читателя к кульминации очерка встреча с феноменом?(Сюжетно! плавный переход от сказки к жизни.)
- Как вы объясните афоризм, написанный феноменом?(быть счастливым для человека так же естественно, как для птицы летать)
- Внимательно перечитайте портретную зарисовку Яна Залуского во время написания им афоризма (3ч.) и напутственные слова, обращённые к мальчикам при прощании (ч.4)
Докажите, что отнюдь не для щедрого вознаграждения писал феномен свое крылатое выражение.(Калека искренне желал мальчикам счастья, до написания афоризма он смотрел на ребенка “умным, задумчивым и смягчённым взглядом, который становился все мягче и всё страннее”. А потом, вновь повстречав мальчиков на пустынной дороге за городом, снова дважды, словно заклятие, повторил для них прекрасные слова.
- Какова роль образа матери в эпизоде с феноменом?
А) В синих глазах матери испуг и сожаление, наиболее точное выражение, передающее чувства людей при встречи с калекой. 
Б) Мы ничего не знаем о реакции матери на кощунственное «крестное знамение» феномена, но именно перед ней он извиняется за это.
В) Наконец, мать благодарна глядит на Залуского, написавшего добрый афоризм ее детям. Она, как нравственный, камертон, отделяет истинное, доброе, человечное от циничного и наносного.
- В чём парадокс изречения Я.З?(ответ подсказывает сам автор афоризма: “Это афоризм, но и парадокс вместе. Афоризм сам по себе, парадокс в устах феномена. Феномен тоже человек, и он менее всего создан для полёт и для счастья тоже ”)- Какова связь между ключевыми словами очерка о том “для чего собственно создан человек” о “назначении жизни” с афоризмом феномена?(Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни. «Вера в реальность и осуществимость счастья для каждого окрыляла читателя, будила в нем стремление к значимому, звала к деянию. Ян Залуский упорным трудом смог развить свой ум, стать человеком «очень просвещенным», здоровый же человек тем более может достичь много. Нужны лишь труд и воля»
Обобщение по уроку.
Д/З Прочитать статью “подумаем над рассказом Короленко ” (252-253), ответить на вопросы 1-3, страница 254.
Тема ”Духовный перелом в жизни юных героев”.