Разработка внеклассного мероприятия Вода — наше богатство


Тема: Вода - наше богатство
Цели: способствовать формированию представления учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости ее сбережения.
Задачи: Образовательная: Обобщить и расширить знания учащихся о воде как необходимом условии существования человека и природы Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к воде как к ограниченному природному ресурсу Развивающая: Развивать умение работать над решением проблемы в команде, делать выводы и формулировать правила сбережения воды.
Ход занятия
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я хочу начать урок словами древнего китайского философа Лао Цзы: «Это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо, и на свете нет ему равного». О нём и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Но, в начале, прошу отгадать несколько загадок:
Ни рук, ни ног, А гору разрушает. (Капля)Не конь, а бежит, Не лес, а шумит. (Река)
Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро, пруд)
Летом в знойУгостит водой ледяной.(Родник)
Кругом вода,А с питьем беда.(Море)Шел долговяз - в землю увяз. (Дождь)
Живет - лежит,Умрет - побежит(Снег)
Детки сели на карниз И растут всё время вниз. (Сосульки)
Учитель: Что объединяет все эти загадки? Ответ: Они о воде.
Вопрос: Что такое вода? Ответ: Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха.
Вопрос: Что вы знаете о воде? Ответы учащихся.
Вода входит в состав всех живых организмов, есть в почве и воздухе. Ни один живой организм не может существовать без воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат).
Вопрос: Сколько воды на Земле? Ответ: Более 70% поверхности Земли покрыто водой. Вопрос: Сколько воды нужно взрослому человеку в сутки? Ответ: 70%.
Вопрос: Сколько времени может прожить человек без воды? Ответ: от 2 до 10 дней.
Если человек теряет 12 процентов воды, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами, а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.
Учитель: Вода и её обитатели – герои многих литературных и художественных произведений.
Задание 1:
Где нашёл свой ключик Буратино? (в пруду)
Кто спасался в полынье от лисы? ( Серая шейка)
Куда тянула воз Щука? (в воду)
Кто из водяных жителей утащил Дюймовочку? (Жаба) В какой сказке речка была молочной? ( Гуси-лебеди)
Задание 2: Прослушайте фрагменты музыкальных произведений и определите, о каких песнях идет речь? Ученики слушают фрагменты песен и отвечают.
Задание 3: Назовите картины русских художников, на которых изображена вода.
Ответы учащихся и демонстрация картин:
Иван Айвазовский «Девятый вал»
Исаак Левитан «Тихая обитель», «Весна. Большая вода»
Николай Рерих «Заморские гости»
Илья Репин «Бурлаки на Волге»
Виктор Васнецов «Алёнушка»
Задание 4: Составьте пословицы о воде
Вода всему госпожа как вода
Не плюй в колодец от лихой воды
Богато живем воды и огонь боится
Мир силен коли льется вода
Что за беда молодецкая еда
Хлеб да вода пригодится водицы напиться
Жди большой беды сполна воду пьем
Учитель: Мировые запасы воды огромны, но 97% составляет соленая вода, не пригодная для использования в быту, сельском хозяйстве и промышленности. А потребление с каждым годом растет. На одного человека в среднем приходится 400 литров в день, 200 же лет назад хватало и 10-ти литров. Некоторые регионы и даже страны испытывают дефицит питьевой воды.
Вопрос: На что мы тратим воду? Ответы учащихся.
Много воды требуется промышленным предприятиям и сельскому хозяйству. Например, чтобы вырастить пшеницу, из которой потом испекут одну булку, требуется 200 литров воды.
Вопрос: Назовите причины нехватки пресной воды. Ответы учащихся.
- Увеличение численности населения
- Создание новых предприятий
- Сокращение водоносности рек
- Загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами и т.д.
Вопрос: Можем ли мы решить проблему дефицита воды?
Ответ: Да, если будем экономить воду.
Задание 4: Рассчитаем потребление воды 1 человеком за день.
Деятельность Мытье лица и рук Туалет Душ Ванна Стиральная машина Чистка зубов под краном Мытье посуды руками под краном ИТОГО
Расход одного раза 7 л 9 л 70 л 200 л 12 л 8 л 20 л 326 л
Таким образом, за неделю 1 человек тратить не менее 326*7=2282л
Давайте посчитаем, во сколько это обойдется семье: 2,3куб.м*26руб/куб.м=59,8руб.
За год расходы составят: 0,326*365 дней=118,990 куб.мРасходы за год в денежном выражении на 1 человека: 118,990*26=3093 рубля
Учитель: Расходуя неэкономно воду, мы не только сокращаем запасы воды, но и увеличиваем расходы семьи.
Задание 5: «Разумное потребление воды». Давайте составим правила сбережения воды.
Работа в группах по 4 – 5 человек в течение 10 минут. Правила могут быть проиллюстрированы рисунками. Презентация работы групп.
Заключение: Итак, сегодня мы расширить знания учащихся о воде как необходимом условии существования человека и природы. Надеемся, что эти знания пригодятся вам в жизни и помогут сэкономить такой удивительный ресурс как вода.