Этическая беседа с элементами театрализованных действий «В гостях у этикета»


В гостях у Этикета.
Этическая беседа с элементами театрализованных действий.
Цель: познакомить с ключевыми требованиями современного этикета,
раскрыть перед учащимися значение основного понятия;
показать необходимость и важность знаний норм культурного поведения;
упражнять в соблюдении хороших манер;
формировать желание вести себя культурно;
развивать интерес к данной теме;
совершенствовать навык работать в команде.
Оборудование: мультимедийная презентация, зеркала, телефоны, таблички со словами (этикет, воспитанность, красота, культура, приветливость, порядок, учтивость).
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Сегодня мы поговорим с вами на очень серьёзную тему. Но любой важный разговор необходимо проводить, если собеседники готовы к нему. Давайте проверим нашу готовность.
2. Погружение в тему занятия.
- Знаете ли вы, что значит слово ЭТИКЕТ? Для чего он нужен? Кто, по-вашему, должен его соблюдать?
В каждой стране существуют особые правила поведения в обществе, но в основном традиционный этикет во всём мире предписывает определённую линию поведения. Сегодня мы с вами узнаем много интересного об этикете и словно побываем у него в гостях.
3. Знакомство с основными понятиями.
- Давайте познакомимся с этим господином. Кто же он Этикет?
Этикет – французское слово, имеет несколько значений: надпись, этикетка, ярлык, церемониал.
Этикет – это общечеловеческая норма морали, совокупность правил поведения в обществе: приветствия, обращения, поведение в общественных местах, манеры и одежда.
Английский писатель Джонатан Свифт, автор знаменитой книги «Робинзон Крузо», утверждал, что «воспитанный – тот, кто наименьшее количество людей поставил в неловкое положение».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Известный философ Джон Локк считал, что «хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой».
- Как вы думаете, что он имел ввиду?
В своей книге «Письма о добром и прекрасном» академик Дмитрий Лихачёв писал: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажённое злобой, выглядит безобразно».
- Почему Д. Лихачёв говорит о красоте человеческого лица? Разве может лицо стать безобразным?
- Какое высказывание вам запомнилось? Почему? Какие слова связаны со словом этикет? Какие фотографии напомнили вам о том, что вы встречали в жизни?
Вывод: итак, с этикетом дружат воспитанность и красота. ( на доске появляются эти слова)
3. Упражнения в умении управлять мимикой своего лица.
- Господин Этикет знает, что в России первый трактат по этикету был составлен в 1717 году по приказу Петра I и назывался очень интересно – «Юности честной зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Здесь рассматривались правила поведения на людях, за столом, в церкви. Как утверждается в трактате, «воспитанного отличают три добродетели – приветливость, смирение и учтивость».
- Как вы понимаете слова «смирение», «учтивость»?
Господин Этикет предлагает взглянуть каждому из вас на себя в зеркальце. Попробуйте показать эти добродетели на своих лицах. Как у вас это получается. Попробуйте изобразить злость, каприз, угрюмость. Что вы чувствуете? А теперь снова улыбнитесь своему отражению, покажите приветливость, доброту. Когда вам было приятно на себя смотреть?
- Прошло уже почти 300 лет со дня появления этого трактата. Как вы думаете, нужен ли он в современном обществе? Или этикет – это господин прошлого и можно прожить и без него?
Вывод: этикет появляется там, где живут приветливые, скромные люди, готовые оказать доброжелательный приём, там, где есть культура и порядок. ( появляются новые записи – культура, приветливость, порядок, учтивость…)
Физминутка Звериная зарядка (http://www.trepsy.net/pedagog/fizmin)
Раз - присядка,Два - прыжок.
Это заячья зарядка.А лисята как проснуться(кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться(потянуться)Обязательно зевнуть(зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть(движение бедрами в стороны)А волчата спинку выгнуть(прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть(легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый(руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы(ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе(переступание c ноги на ногу)Долго топчется на месте(раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало –Начинает все сначала!(развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
4. Театрализованные действия.
- Господин Этикет считает, что он появляется в разных ситуациях нашей жизни. Он предлагает вам стать актёрами и показать эти ситуации. Мы разделимся на несколько групп. Каждой группе даётся табличка и правила – помощники. Попробуйте показать господина этикета или наоборот обратите наше внимание на его отсутствие.
- Итак, начинаем.
А) В автобусе.
При входе в транспорт соблюдай очерёдность.
Мужчины уступают место женщинам, молодые – старым.
Неприлично разглядывать попутчиков.
Не разговаривать громко.
Стоять прямо, не опираться на людей.
Б) В театре
Нельзя опаздывать.
Проходить на своё место только лицом к сидящим.
В зрительный зал не принято приносит любую еду.
В антракте можно угоститься в буфете.
Нельзя во время спектакля разговаривать.
По окончании спектакля не следует торопиться в гардеробе
В) Телефонный разговор
Если звонят домой, снимая трубку, следует сказать: «Слушаю» или «Алло».
Звонящий должен уточнить: «Это квартира таких – то?»
Не следует допытываться: «Кто говорит?»
Звонящий должен поздороваться и попросить пригласить к телефону нужного человека.
Если он не оказывается дома, необходимо извиниться за беспокойство.
Нельзя без надобности вести пустые разговоры по телефону.
Г) В школе
Не следует одноклассников делить на «хороших» и «плохих».
Выражение «Каждый человек в чём – то талантлив» имеет глубокий смысл.
Соблюдай порядок на парте, в портфеле, в одежде.
Не забудь здороваться с вахтёром, дежурными, учителями, техническим персоналом, одноклассниками.
Не хлопай дверью класса.
С уважением относись к тем, кто младше.
На уроках учись уважать чужое мнение.
Д) Дома.
Учись дома красиво вести себя за столом.
Поддерживай порядок.
Не забывай добрые слова для домашних.
Не капризничай перед родными.
Уважай труд домашних.
Не забывай поздравлять родных. Помни, что слово может ранить.
- Показ учащимися театральных миниатюр с краткими комментариями взрослого и самих детей.
Вывод: Легко ли соблюдать все требования господина Этикета? Почему? Нужен ли этикет детям? Почему? От чего зависит культура человека? Почему этикет так необходим в нашей жизни?
5. Подведение итогов.
- Вот мы и познакомились поближе с господином Этикетом.
Как вы думаете, изменилось ли что – то в нас после этого разговора?
Как вы считаете, что легче – соблюдать правила этикета или просто знать их?
Какие слова помогают нам не забывать про этикет? (воспитанность, культура, приветливость, доброта, учтивость, порядок…)
Наша встреча подошла к концу и мы с вами сейчас попрощаемся. Но господин Этикет не хочет прощаться с вами. Он будет всегда рядом: главное не забывайте его правила. И тогда людям будет приятно с вами общаться, и всё у вас в жизни будет получаться красиво, как и у господина Этикета.
Использованная литература.
Книга для маленьких принцесс. Современная энциклопедия для девочек/глава Этикет. – Ростов н/Д, 2007.