Воспитательная программа Здоровый класс (начальные классы)

Программа «Здоровый класс»
Девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Пояснительная записка
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Такие социальные пороки, как бездуховность, алкоголизм, наркомания, преступность, разрастаясь, калечат психическое и физическое здоровье нации и порой сводят на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
Для решения этих проблем МБОУ «СОШ №1» стало региональной площадкой ИнКО «Школа территория здоровья» в системе образования Омской области и разработало программу «Школа здоровья, культуры и творчества». В рамках данной программы была разработана и реализуется экспериментальная комплексно-целевая программа «Здоровый класс» для учащихся начальной школы. Программа рецензирована к.п.н. старшим преподавателем кафедры воспитания и дополнительного образования «ИРООО» Куценко И.П.

Программа здоровьесбережения обучающихся, в соответствии с определением Стандарта это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2010 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы «Письмо МО РФ №408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ №202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровью детей и подростков РАМ №199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования;
Конвенцию ООН о Правах ребнка.

Цели программы:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.
4. Развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.
5. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
6. Ведение валеологического паспорта класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся; ведение учащимися со 2 класса «Дневников здоровья».


Обоснование программы
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностных отношений. Но, учитывая слабое состояние здоровья современных детей, актуализируется проблема формирования ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так как стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонениям нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны.
Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению.
Перед школой стоит задача созданий условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды.
Можно выделить несколько компонентов здоровья:
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-иформационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Задачи медицинских работников: выяснение причин заболеваемости и определение способов лечения, а также дальнейшая профилактика выявленных заболеваний. Что касается школы, то ее основная задача – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
Уровень психологической помощи учащимся.
Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потанцевала школьника, становится актуальной задачей современной школы.
Система мер по сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды учебного заведения.
Исполнителям программы «Здоровый класс» необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого нами создана прогнозируемая модель ученика.

Модель личности ученика:
Это – человек:
относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знающий механизмы и способы поддержания здоровья;
физически развитый;
стремящийся к физическому совершенствованию;
без вредных привычек;
знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.

Примерное содержание
работы в начальных классах по формированию культуры
здорового и безопасного образа жизни

Основные направления реализации программы:
санитарно-гигиеническое;
физкультурно-оздоровительное;
физкультурно-спортивное;
информационно-обучающее;
психологическое.

Санитарно-гигиеническое направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные

Питание:
завтраки и обеды
регулярно
заведующий столовой
классный руководитель

Режим работы
2 раза в год
администрация

Динамические перемены
регулярно
классный руководитель

Зарядка для глаз
регулярно на 2, 4 уроке
классный руководитель

Физкультурные минутки
на каждом уроке
учителя-предметники

Освещение
регулярно
учителя-предметники

Воздушный режим
регулярно
учителя-предметники

Медицинские осмотры
2 раза в год
медицинские работники

Влажна уборка
регулярно
заведующие кабинетами

Прогулки на свежем воздухе
регулярно
классный руководитель

Утренняя зарядка
регулярно до уроков
классный руководитель






Физкультурно-спортивное направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные

Уроки физкультуры
3 часа в неделю
учитель физкультуры

Хореография
1 час в неделю
педагог дополнительно-
го образования

Спортивные секции
1 час в неделю
учитель физкультуры

Участие в соревнованиях
по плану школы
учитель физкультуры




Физкультурно-оздоровительное направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные

Дни здоровья
1 раз в четверть
учителя физкультуры

Оздоровительный лагерь при школе
июнь, июль
администрация
начальник лагеря




Информационно-обучающие направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные

Предметные уроки
регулярно
учителя-предметники

Уроки ОБЖ
10 часов в год
классный руководитель

Уроки здоровья
1 раз в неделю
классный руководитель

Кружок «Природа вокруг нас»
2 раза в неделю
педагог дополнительно-
го образования

Беседы фельдшера
1 раз в четверть
фельдшер

Лекции для родителей
1 раз в четверть
администрация
учителя
фельдшер



Психологическое направление
Мероприятие
Сроки
Ответственные

Лекции для родителей
1 раз в триместр
психолог, логопед

Диагностика психичес-
ких состояний учащихся
2 раза в год
психолог

Тематические классные часы и психологические игры
по запросу
психолог

Индивидуальные консультации для учащихся, родителей, педагогов
по запросу
психолог, логопед


Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны:
- действительно поддерживать у младших школьников должный запас "адаптационной энергии";
- стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость);
устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние.

Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Игровые оздоровительные технологии.
Веселые физминутки на уроках в начальной школе.
Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
Дыхательная гимнастика.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
Взаимосвязь показателей заболеваемости учащихся с организацией их учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики.

Базовыми компонентами на всех ступенях реализации программы является:
формирование ценностного отношения к вопросам, касающиеся здоровья и здорового образа жизни;
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе и другому человеку;
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями и различными видами спорта.

Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровый класс»
Полная реализация программы обеспечит:
повышение функциональных возможностей организма учащихся;
формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности;
создание эффективной системы мероприятий, направленных на укрепление здоровья и повышение работоспособности учащихся;
разработку и апробирование комплекса организационно-педагогических условий, способствующих осуществлению практической направленности оздоровительной работы на базе данной программы;
рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Оценка результатов достижения целей состоит в сравнительном соотнесении замыслов и ожидаемыми конечными результатами программы «Здоровый класс».


Исполнители программы
Учителя-предметники, классный руководитель, воспитатель ГПД, руководитель спортивной секции, педагоги дополнительного образования, фельдшер школы, библиотекарь, психолог, логопед, социальный педагог, старшая вожатая.

Контроль за выполнением программы
Контроль за выполнением программы осуществляют директор школы, заместители директора по учебной и воспитательной работе.

Работая по программе «Здоровый класс», педагогический коллектив, учащиеся и их родители имеют реальную возможность сохранить здоровье каждого школьника.









15