Внеклассное мероприятие на тему Уроки вежливости

ГБОУ Республики Марий-Эл «Савинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III, IV вида».









Внеклассное мероприятие
«Уроки вежливости»





















Подготовила:
Воспитатель I категории Цепелёва Я.В.





Тема: «Уроки вежливости».
Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости; учить детей употреблять различные словесные формы вежливости; прививать детям этические нормы поведения; воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей, развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей.


Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Что мы должны сказать? (Здравствуйте)
2. Подготовительная работа.
Ребята, сегодня к нам в гости пришёл ещё один гость, Незнайка. Он принёс с собой задания, с которыми ему самому не справиться и просит вас ему помочь. Поможем Незнайке?
( в руке конверт с заданиями)
Давайте послушаем первое задание.
Слова напечатаны и вывешены на доску.
1.Из слова СВЕТ взять вторую и третью буквы – ВЕ
2.Из слова УЖ взять вторую букву - Ж
3.В слове МАЛИНА найти третью и четвёртую буквы – ЛИ
4.В слове ВЕРЕВКА найти пятую букву – В
5.В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ
Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ (слайд 1)
Молодцы ребята, помогли Незнайке выполнить задание.
А что же такое вежливость?
(ответы детей )
3. Тема урока
Вежливость – соблюдение правил приличия. Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый ( слайд 2)
Послушайте, откуда пришло к нам это слово:
- Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте.
- Ах, ты невежа – говорили ему.
Он очень обижался и кричал в ответ
- Нет, я вежа, вежа, вежа!
Странное слово. Но на самом деле оно не странное , а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность.
Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить здравствуйте, спасибо, пожалуйста, извините и остальные вежливые слова.
Гимнастика для глаз
-Какие вы ещё знаете волшебные слова? (здравствуйте, добрый день, извините, Будьте любезны, до свидания, спасибо)
(Ответы детей)
А сейчас Незнайка предлагает вам поиграть в игру “Подскажи словечко”. Он хочет, чтобы вы угадали волшебные слова.
Растает даже ледяная глыба (слайд 3) От слова тёплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень, Когда услышит (добрый день).
Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, Мы говорим (извините, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании На прощанье говорят (до свидания).
Встретил Витю я соседа, Встреча грустная была. На меня, он как торпеда, Налетел из-за угла. Но представьте, зря от Вити Ждал я слова (извините).
А как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми?
(ответы детей)
Один мальчик тоже знал вежливые слова. Послушайте стихотворение о нем и скажите, вежлив ли мальчик Витя?
Малыша обидел Витя, Но перед школою в строю, Витя просит: “Извините, Я ошибку признаю”. На урок пришел учитель, Положил на стол журнал. Следом Витя: “Извините, Я немного опоздал”. Спор давно ведется в классе: Вежлив Витя, или нет? Разберитесь в споре нашем И скажите нам ответ.
Скажите, вежлив ли Витя? Почему?
(ответы детей)
Физкультминутка
- Для того, чтобы быть вежливыми вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами. От этих слов становится теплее, радостнее, светлее на душе. В слове заключается великая сила, они могут совершить чудо, поэтому их называют “волшебными”.

ВЫВОД: Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще и они будут говорить их вам. Важно лишь, говорить их искренне, от души. (слайд 4)
Ребята, Незнайке интересно, а какие вы еще знаете вежливые слова:
-когда вы здороваетесь с кем-нибудь? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)
-когда прощаемся с кем-нибудь? ( До свидания, прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, доброго пут . Другу можно сказать – пока .)
- если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (Прошу Вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)
- когда извиняемся перед кем-нибудь? (Извините, простите; извините, пожалуйста; прошу прощения.)
Молодцы, как много вежливых слов вы назвали.
Незнайка хочет рассказать вам историю о вежливом мальчике Алёше, а вы ребята должны догадаться какие именно вежливые слова употребил Алеша.
4. Закрепление
Однажды Алеша ехал в автобусе. Он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. На следующей остановке в автобус вошла женщина с ребенком на руках. Алеша встал и сказал ей “..”.
Женщина тоже была вежливая и сказала Алеше: “.”
Вдруг автобус неожиданно остановился. Алеша не удержался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Алеша, что надо держаться, но Алеша быстро сказал ему: “”
И мужчина улыбнулся и ответил: “Ничего, бывает. Ты сам-то не ушибся?”
Молодцы, ребята. Теперь я уверена, что в подобных ситуациях вы поступите так же, как Алеша.
Вот вы и узнали о вежливом мальчике Алеше, а теперь узнаем приключения Незнайки.
1. Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” (Сколько ошибок сделал Незнайка?)
( ответы детей)
Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. ( Что ему надо было сказать прохожему?)
( ответы детей)
Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна! Я вчера интересный фильм посмотрел!”
( ответы детей)
Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится всем рассказать, какой он вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка сердиться перестал. (Как вы думаете, что ему сказал Незнайка?)
5. Подведение итогов. Вот и подошло к концу наше занятие.


15