Урок по обучению грамоте на тему: « Согласный глухой твердый звук [ц]. Буквы Ц, ц. 1 класс ПНШ


МОУ «Лицей № 7»




Из опыта работы
учителя начальных классов
Матявиной Е. С.





ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
урок в 1 классе




«Согласный глухой твёрдый звук [ц].
Буквы Ц, ц.»







г. Саранск
ТЕМА: Согласный глухой твёрдый звук [ц].
Буквы Ц, ц.

ЦЕЛИ: Познакомить учащихся с буквами ц, Ц; с условным обозначением
согласного глухого твёрдого звука [ц]; учить акцентированному
произношению согласных и гласных звуков на основе
одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию
перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе
двухуровневых моделей слов; формировать осмысленное чтение
целыми словами; развивать внимание, память, фонематический
слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас
учащихся; учить умению работать в группах, в парах.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники «Азбуки», модели предложений,
презентация.

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке Обучения грамоте вы были внимательны и активны, не боялись высказывать своё мнение, делать выводы, учились работать не только индивидуально, но и в парах, группах. Ну что ж, за работу!

Выявление детьми темы и целей урока.

- У вас уже открыта страничка учебника, на которой мы будем работать. Посмотрите внимательно и назовите тему сегодняшнего урока.
- Какие задачи мы поставим сегодня для себя? Чем будем заниматься на уроке?
- Как много нам надо сегодня успеть, так давайте быстрее начинать.
А начнём мы с вами с повторения ранее изученного. Готовы?

Актуализация знаний.

Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
Чем предложение отличается от набора слов?
Сколько слов может быть в предложении?
Приведите примеры предложений, состоящих из 1 слова.
Приведите примеры предложений, состоящих из 2 слов.
Приведите примеры предложений, состоящих из 3 слов.
Из чего состоят слова?
Сколько слогов может быть в слове?
Приведите примеры слов, состоящих из 1 слога.
Приведите примеры слов, состоящих из 2 слогов.
Приведите примеры слов, состоящих из 3 слогов.
А может кто-то назовёт слово из 4 слогов?
Как узнать, сколько в слове слогов?
Из чего состоят слоги?
Чем на письме мы обозначаем звуки?
Какие бывают буквы?
- Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете буквы.
- Найдите лишнюю букву в каждой строке и объясните, почему она лишняя.

Открытие нового знания.

- Какую же новую букву мы сегодня будем изучать? /Показать на ленте букв/
- Какая это буква?
- Ребята, это последняя буква, которую мы сегодня будем изучать.
Буква - именинница.
- Откройте в конце учебника алфавит и найдите эту букву.
- Какое место она занимает? 24
- Назовите букву, которая предшествует букве ц.
- Назовите букву, которая следует за буквой ц.
- Что общего у этих 3-х букв?
Вернитесь опять на стр.110, найдите в левом верхнем углу звуковую модель. Можно по ней определить какой это звук?
- Произнесите эту букву хором, произнесите звук, который она обозначает.
- Дайте характеристику этой буквы.

Первичное закрепление новой темы.

Работа с одноуровневыми схемами.
А сейчас поработаем с одноуровневыми схемами.
- Какое слово зашифровано в 1 схеме?
- Как понимаете значение слова цех?
- Давайте назовём звуки в этом слове, чётко интонируя каждый звук и расселяя их по домикам.
Аналогично проводится работа со словом цапля.
- Какой новый звук встретился в этих словах?
- Где он находится?

Работа с двухуровневыми схемами.
- Какое слово зашифровано в 1 схеме?
- Как оно записано на 1 уровне?
- Как вы это определили?
- Произнесите эти звуки, интонируя каждый звук и давая им характеристику.
- Как записано это слово на 2 уровне.
- Назовите эти буквы.
- Прочитайте это слово по слогам.
- Сколько в этом слове слогов?
- Какой 1 слог, какой 2, какой ударный?
- Прочитайте с ударением.
Аналогично ведётся работа со словами цепь, цирк.

Работа со слоговыми схемами и чтение слогов.
- Что означает 1 слоговая схема?
Чтение слогов.
- Что означает 2 слоговая схема?
Чтение слогов.
- Что-нибудь заметили при чтении этих слогов? цы - ци
- Почему эти слоги пишутся по-разному, а читаются одинаково?

Разминка для глаз.

Вторичное закрепление.

Чтение слогов и слов с буквой ц по цепочке /1 ряд/
- На какие группы можно разбить эти слова?
- Назовите слова, обозначающие предметы.
- Назовите слова, обозначающие признаки.
- Назовите слова, обозначающие действия.
- Как понимаете значение слова циркуль?
- Объясните значение слова церковь.
- Кто такой рыцарь?

Работа с моделями предложений.
- А сейчас работаем в парах.
Составляем модели предложений.
ПАДАЕТ И КРУЖИТСЯ ПЕРВЫЙ СНЕГ.
1 учащийся работает у доски.
НА АРЕНЕ ЦИРКА ВЫСТУПАЮТ ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ.
1 учащийся работает у доски.

3.Чтение слов на розовом фоне.
- Что обозначает эта пиктограмма?
Чтение пар слов по цепочке /2 ряд/

Работа с пословицами в группах.
- А теперь работаем с пословицами.
- Прочитайте 1-ую пословицу.
- Как вы её понимаете? Обсудите в группах.
- Прочитайте 2-ую пословицу.
- Как вы её понимаете? Обсудите в группах.

5. Весёлая разминка.

- Продолжите предложения словами со звуком [ц].

Итог урока.

- Выберите любое предложение и продолжите его:
Сегодня на уроке
Я узнал
Я удивился
Я научился
Я запомнил












































15