Урок по литературному чтению для 1 класса «Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц, ц»


Технологическая карта урока литературного чтения
1. ФИО учителя Тимохина Анна Григорьевна
2. Предмет литературное чтение (обучение грамоте)
3. Класс 1-б
4. Тема урока Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.
5. Тип урока Знакомство с новым материалом
6. Место и роль урока в изучаемой теме Первый урок по теме
Цели урока:
Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;
Формировать навык чтения;
Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;
Задачи урока:
Обучающие:
уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;
продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;
распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;
читать тексты, выполнять задания к ним.
Развивающие:
развивать умение анализировать и обобщать;
развивать внимание, речь, логическое мышление;
способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.
Воспитывающие:
воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;
воспитывать аккуратность, желание трудиться/
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что звук [ ц ] обозначается буквами Ц, ц;
- читать слова с буквой ц;
- отвечать на вопросы по изученному материалу.
Метапредметные:
- определять учебную задачу;
- находить в тексте нужную информацию.
Личностные:
- проявлять интерес к чтению
Необходимое техническое оборудование
ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока
№ Этап урока Время, мин Цель Содержание учебного материала Методы и приемы Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент. 1 Проверка готовности обуч-сяПриветствует обуч-ся, проверяет готовность обуч-ся к уроку, создает эмоциональный настрой Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
2 Развитие речевого аппарата 3 Выработка необходимых движений языка и воздушной струи для произнесения свистящих звуков с,з,ц
Месим тесто- Улыбнуться- Немного приоткрыть рот- Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя..»
Блинчик- Улыбнуться- Приоткрыть рот- Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу- Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5
Качели- Улыбнуться- Открыть рот- Поставить кончик языка за верхние зубы- Поставить кончик языка за нижние зубы Наблюдение, работа с иллюстрацией Следит за правильным выполнением упражнений Выполняет артикуляционные упражнения для свистящих звуков
3 Актуализа-ция знаний 3 Актуализиро-вать знания Страница учебника 51 Наблюдение, работа с иллюстрацией Организует работу с предметной картинкой: спрашивает, кто на ней изображен, что делает кузнец, предлагает произнести слово кузнец по слогам, установить их количество, назвать второй слог, произнести его протяжно, определить сколько в нем звуков. Сообщает, что третий звук обозначен буквой цОпределяет, что на предметной картинке изображен кузнец, выделяет звук [ ц ] во втором слоге
4 Постановка цели урока 2 Подведение обуч-ся к формулировке и постановка задач урока. Составление плана работы - А сейчас, опираясь на слова-помощники, определим задачи нашего урока:
- повторить, что мы знаем о … и …;
- познакомиться с … звуком и с новой …;
- учиться отличать новые … и … от других звуков и букв;
- учиться читать … и … с новой …
(написаны на слайде) Наблюдение. Работа по плану урока Организует диалог с обуч-ся, в ходе которого конкретизируются задачи урока.
Озвучивает тему и цель урока. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Совместно с обуч-ся составляет план урока Высказывает предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.
5 Освоение нового материала.
«Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц» 8 Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;
Знакомство с буквой
На что похожа эта буква?
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц (э),
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка!
(Буква Ц на слайде) Наблюдение, работа с текстом. Работа по плану -Знакомит с буквой ц.
Предлагает охарактеризовать звук по алгоритму (плану). --Предлагает прочитать слоги-слияния, определить будет ли звук [ ц ] читаться мягко, почему.
-Организует чтение пар слов, спрашивает, что объединяет эти слова, чем они различаются. -Характеризует звук (согласный, глухой, твердый)
-Читает слоги-слияния, определяет, что звук [ ц ] не может быть мягким.
-Читает пары слов, определяет, что это формы единственного и множественного числа
Физминутка 2 Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесбере-гающих задач урока. Музыкальная физкультминутка
«Буква на дискотеке».
Все люди умеют танцевать. Движения похожие на танцы, есть у насекомых, птиц и зверей. В сказках танцуют даже неодушевленные предметы: столы, стулья, умывальники. Но никто никогда не видел, как танцуют буквы. А может быть, им тоже хочется побывать на дискотеке? Представь себя буквой Ц и покажи, как она могла исполнять современный дискотечный танец. Наблюдение, сравнение Создает эмоциональный настрой, объясняет условие. Выполняет физкультминутку, делает движения, похожие на
6 Первичное закрепление 5 Подведение к самостоятельному выводу Наблюдение за произношением звука и его характеристика
- Давай еще раз произнесем звук и прислушаемся к нему.
- Когда ты произносил звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)
- Что тебе мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)
Вывод: звук [ ц ] - согласный.
- Закрой ушки пальчиками, произнеси звук.
- Как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)
Вывод: звук [ ц ] – глухой.
- Назови слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ
- Что заметил? (произносим одинаково)
Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.
- Как будем обозначать звук [ ц ] на схеме? (синим квадратиком) Наблюдение, сравнение Побуждает к высказыванию своего мнения, помогает в формулировке выводов Произносит звук и прислушивается к нему, старается самостоятельно сделать выводы. Характеризует звук
7 Продолже-ние работы по теме урока 7 Формирование навыков чтения Стихотворение С.Маршака, с.51
На слайде записаны слова:
волчицы цирк лисицы цилиндр
зайцы циркуль куницы цикорий тигрицы цинк
медведицы цифра Беседа, сравнение, работа с текстом, наблюдение Читает стихотворение С.Маршака, проводит беседу по стихотворению.
Наводящими вопросами помогает сделать вывод, когда пишется ЦЫ, а когда -ЦИ Слушает стихотворение С.Маршака. Читает предложение с восклицательной интонацией, находит букву ц в тексте.
Читает слова на слайде.
8 Работа над дикцией 2 Развитие речевого аппарата Послушай и повтори чистоговорку.
Цо-цы-цу-ца – захотела есть овца.
Цу-ца-цо-цы – съела с грядки огурцы.
Ца-цо-ци-це – попадет теперь овце Читает чистоговоркуСлушает и повторяет чистоговорку9 Подведение итогов 1 Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей Проводит беседу по вопросам:
- Вспомни, какие задачи мы поставили перед собой?
- Все ли мы выполнили?
- Что было самым интересным на уроке?
- Что вызвало затруднение? Рефлексия, контроль Проводит беседу по вопросам.
Отвечает на вопросы.

10 Оценка деятельности обуч-ся 1 Выяснить эмоциональное настроение.
Зелёный – всё получилось,
Жёлтый – надо ещё поработать
Красный – было трудно на уроке Предлагает оценить обуч-ся свою деятельность.
Оценивает обуч-ся, выражая словесную похвалу Определяет свое эмоциональное состояние на уроке.
При подготовке к уроку были использованы материалы:
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Веселые конкурсы для больших и маленьких – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2009
Гурин Ю.В., Пикулева Н.В.,Фадеева Л.Л., Яснов Н.Д. Трудные звуки. ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2013
Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте. Москва. «ВАКО» 2012
Интернет-ресурсы:
- http://jemchujinka.info/news2/kompleks-artikulyatsionnyih-uprazhneniy-dlya-svistyashhih-zvukov-s-s-z-z-ts.html