Конспект урока математики Сложение и вычитание чисел в пределах 10000

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нижнеомская средняя школа № 2».








Конспект урока математики "Сложение и вычитание чисел в пределах 10000"
6 класс, адаптированная программа для детей с умственной отсталостью









Составитель:
учитель коррекционного класса
МБОУ «Нижнеомская СШ №2»
Воробьева Елена Ивановна





2016 г.
Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 10000».
Цель: формирование умения решать примеры и задачи базового уровня на сложение и вычитание чисел в пределах 10000.
Задачи:
1. Закреплять умения решать примеры и задачи изученных видов.
2. Формировать навыки устных и письменных вычислений.
3. Развивать мышление, речь, слуховое восприятие и внимание.
4. Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Оборудование: учебники, тетради, индивидуальные карточки-задания, цветные карандаши.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы, применяемые на уроке:
Наглядный
Практический
Рефлексивный
Формы обучения:
Индивидуальная
Фронтальная
Парная



















Ход урока:
I. Орг. момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Тихо сели. Ноги вместе.
Книги, ручки – все на месте,
Руки замерли у всех.
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех!
II. Устная работа
На слайде ряд чисел (трехзначные + одно четырехзначное). (Слайд 2.)
376, 274, 864, 4729, 537.
- Какое число в данном ряду лишнее? (4729.)
- Почему? (Оно четырехзначное.)
- Почему оно так называется? (Оно состоит из четырех разрядных единиц.)
- Ребята, давайте узнаем, как хорошо мы помним разряды чисел.
(На слайде число 4729.) (Слайд 3.)
- Какое число по количеству знаков записано на слайде? (Четырехзначное)
- Сколько единиц в этом числе? (9)
- Сколько сотен? (7)
- Назовите единицы тысяч. (4)
- Какой разрядной единицей является число 2? (Десяток.)
- Назовите предыдущее число (4728)
- Назовите последующее число (4730)
- Сколько получится, если к данному числу прибавить 120? (4849)
- Сколько получится, если из данного числа вычесть 410? (4319)
III. Пальчиковая гимнастика
- Давайте запишем число. Откройте тетради.
- Для того, чтобы руки вас хорошо слушались, и вы красиво писали в тетрадях, выполним разминку для пальчиков.
- На горе мы видим дом (сложить домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – "крыша дома")
Много зелени кругом: (волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразить деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделать из ладоней "бутон")
Окружает все забор (нарисовать в воздухе палочки)
За забором – чистый двор (погладить ладонью стол)
Мы ворота открываем (изобразить открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы "побежали" по столу)
В дверь стучимся: тук-тук-тук (кулаком по столу)
Кто-то к нам идет на стук (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли (вытянуть руки вперед, как будто что-то несете).
- Отступите от написанного 4 клетки. Запишите число. Классная работа. Пишите аккуратно. Не забывайте в конце поставить точки.
IV. Определение темы урока
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел сказочный герой. Кто из вас его узнал? (Незнайка.) (Слайд 4.)
- Как вы думаете, почему его так зовут? (Потому что он ничего не знает.)
- Так вот, Незнайка пришел к нам за помощью. Ему задали на дом решить задачу. А он не может это сделать. Как вы думаете, ребята, мы сможем помочь Незнайке или нет. Давайте попробуем, послушайте задачу.
Задача: В парниках вырастили 1820 кг помидоров и 2930 кг огурцов. Сколько килограммов овощей вырастили в парниках? (Слайд 5.)
- Мы умеем решать такие задачи?
- Какие числа присутствуют в задаче? (Четырехзначные.)
- Значит, с какими числами мы будем работать сегодня? (С четырехзначными.)
- Запишем тему урока: "Сложение и вычитание четырехзначных чисел". (Слайд 6.)
- Ребята, перед вами 4 предложения. Как вы считаете, исходя из темы урока, какие из данных предложений мы могли бы взять в качестве целей? Объясните свой выбор. (Слайд 7.)
Закрепление умения решать задачи на сложение и вычитание четырехзначных чисел.
Закрепление умения решать задачи на умножение и деление четырехзначных чисел.
Закрепление умения решать примеры на сложение и вычитание четырехзначных чисел.
Закрепление умения решать примеры на умножение и деление четырехзначных чисел.
V. Повторение пройденного материала
- Молодцы! Теперь давайте вернемся к задаче и поможем Незнайке решить ее.
- Что известно в задаче? (Нам известно, что в парниках вырастили 1820 кг помидоров и 2930 кг огурцов.)
- Что нужно узнать? (Сколько килограмм овощей вырастили в парниках?)
- Как узнаем, сколько всего овощей вырастили в теплице? (Нужно к помидорам прибавить огурцы.)
- Какое действие будем выполнять? (Сложение.)
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить сложение? (Правило.)
- Вспомните правило письменного сложения четырехзначных чисел.
Правило: при письменном сложении четырехзначных чисел единицы одинаковых разрядов подписываются друг под другом. Действия выполняются, начиная с разряда единиц.
- Запишите решение задачи в тетради. (Один ребенок работает у доски, остальным напоминаем о том, как писать в тетрадях.)
- Какие числа складывали? (Четырехзначные.)
- Назовите компоненты сложение. (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.)
- Подумайте, какой вопрос нужно поставить, чтобы задача решалась вычитанием. (На сколько кг огурцов больше, чем помидоров?)(Слайд .)
- Что нужно знать, чтобы правильно выполнить вычитание? (Правило.)
- Вспомните правило письменного вычитания четырехзначных чисел.
Правило: при письменном вычитании четырехзначных чисел единицы одинаковых разрядов подписываются друг под другом. Действия выполняются, начиная с разряда единиц.
- Как вы считаете, мы помогли Незнайке?

VI. Решение задачи
Решение задачи в парах.
Решение задачи на стр. 61 № 247. Составить краткую запись и решить задачу. (Слайд 8.)
Муж. обувь – 637 пар
Жен. обувь - ? на 584 пары ( ?
Детск. обувь - ? на 756 пар (
Решение.
1) 637 + 584 = 1221 (п) – женской обуви.
2) 1221 – 756 = 465 (п) – детской обуви.
3) 637 + 1221 + 465 = 2323 (п) – всего обуви.
Ответ: 2323 пары обуви всего привезли в магазин.
После решения задачи выполняется проверка по эталону.
- Ребята, проверять решение задачи вы будете по эталону.
- Как вы считаете, сколько всего баллов можно получить за задачу? (5 баллов. За каждое правильно выполненный элемент задачи ученик получает 1 балл.)
- За каждое правильно выполненное действие и ответ вы ставите себе (+) - если верно решено или записано и (-) – если неверно. (Слайд 9.)
- У кого 5 плюсов? Молодцы, вы решили все верно.
- У кого 4, 3, 2, 1 плюсов? Где допустили ошибки? Какие это ошибки? Вычислительные или в действии? В каком действии?
VII. Физминутка
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по два раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом опять вперед – тут немного отдохнет.
Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно!
Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно – расслабление приятно!
VII. Закрепление знаний
Самостоятельная работа по карточкам. Работа выполняется на индивидуальной карточке.
Детям раздаются карточки, их задача – решить примеры, соотнести номера примеров с цветами и раскрасить бабочку. (Слайд 10.)

- Ребята, вы получили карточки, посмотрите и скажите, какое задание вы должны выполнить. (Решить примеры.)
- После того, как решите примеры, соотнесите их ответы с цветами и раскрасьте бабочку.
- Давайте подумаем, как будем оценивать выполнение задания. (Сколько цветов верно раскрасили, столько баллов получили.)
- Сколько всего баллов возможно получить за задание? (5 баллов.)
- Почему? (Пять цветов = пять баллов.)
- Перед выполнением задания предположите насколько хорошо вы сможете справиться с ним. Пользуясь слайдом, раскрасьте верхний кружок одним из трех цветов: (Слайд 11.)
зеленый – я справлюсь со всем заданием;
желтый – я справлюсь с большей частью задания;
красный – я справлюсь с меньшей частью задания.
- Молодцы! Все примеры вы решили. Теперь, пользуясь слайдом, раскрасьте бабочку. (Слайд 12.)
- Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. (Слайды 13-17.) Ребята, покажите друг другу, какие красивые бабочки у вас получились.
- Оцените свою работу, пользуясь слайдом. Раскрасьте нижний кружок одним из трех цветов: (Слайд 18.)
зеленый – я справился со всем заданием;
желтый – я справился с большей частью задания;
красный – я справился с меньшей частью задания.
- Сравните с тем, чего вы ожидали. Совпали или отличаются цвета. Как вы думаете почему?
- Ребята, вы хорошо потрудились. Листочки я заберу, чтобы выставить вам отметки.

IX. Подведение итогов
- Какую цель ставили в начале урока?
- Какие математические задания выполняли?
- Что вызвало трудности?
- Что нужно сделать, чтобы справиться с трудностями?
- В дальнейшем мы продолжим отрабатывать эти навыки.



















Карточка 2

10000 – 2648 =
5489 – 3697 =
5122 + 1478 =
3569 + 1900 =
1456 + 1932 =


Карточка 3

4589 + 2763 =
6648 – 4856 =
8052 – 1452 =
8680 – 3211 =
1246 + 2142 =
Карточка 4

3479 + 3873 =
9026 – 7234 =
4589 + 2011 =
3885 + 1584 =
8702 – 5314 =


Карточка 1

4512 + 2840 =
10000 – 8208 =
1686 + 4914 =
2440 + 3029 =
4624 – 1236 =

·15