Предпрофильный курс «Вода знакомая и загадочная»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №28


Предпрофильный курс
По теме:

Вода
знакомая и загадочная





Автор:
Дзюба Татьяна Владимировна,
учитель физики МАОУ лицея №28


г. Таганрог
2014 г.

Программа предпрофильного курса по физике.
«Вода знакомая и загадочная».

Необходимая составная часть всего живого. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами Ты величайшее в мире богатство
Антуан де Сент-Экзюпери


Введение.
Вода – самое распространенное на Земле вещество. Почти 3/4 поверхности земного шара покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера. Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; огромными массами снега и льда лежит вода круглый год на вершинах высоких гор и в полярных странах. Не только на поверхности земли, но и в ее недрах находится вода, пропитывающая почву и различные горные породы, образуя грунтовые воды, дающая начало источникам и ключам. Водная оболочка планеты – гидросфера Вода играет определяющую роль в геологической истории Земли, в формировании климата и погоды, в круговороте веществ, в физиологической и биологической сферах жизни.
Мы воспринимаем ее как привычного спутника нашего быта, всегда готового прийти на помощь. В современном мире прогресс напрямую связан с наличием надежного источника водоснабжения, поэтому пресная вода – основа экономической жизни человека. Но на доступные людям водоемы приходится менее 1% пресной воды. При этом этот процент с годами уменьшается в связи с загрязнением, а потребность в воде неуклонно растет.
И ученые всего мира, решают вопрос о рациональном использовании запасов воды человечеством, открывают ее новые модификации, пробуют получать воду искусственным путем, и, как следствие вода раскрывает благодаря современным исследованиям перед нами свои уникальные свойства. А именно, вода обладает информационной структурой, т. е. имеет память. Она может учить и лечить. Существует более 100 видов воды, обладающих различными химическими и физическими свойствами. Вода может находиться в суперионном состоянии, даже, являться источником для получения золота (по мнению некоторых исследователей).
Выдвигается шесть гипотез о происхождении на Земле этого уникального вещества.
Научные исследования продолжать молодому поколению и именно ему предстоят новые открытия в изучении воды и, возможно, в решении вопроса о происхождении жизни на нашей планете.

Пояснительная записка.
Разработанный курс рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий.
В школах, где нет профильного и предпрофильного обучения, учитель физики может использовать материал данного курса для проведения факультативных занятий или обогащения информацией уроков физики, химии, биологии в общеобразовательных классах.
Курс рассчитан на 14 часов. Он является интегрированным, что позволяет показать учащимся необходимость многогранного использования научных знаний на практике, тесную связь дисциплин естественно-научного профиля, а именно, физики, химии, биологии, экологии, медицине. В данном курсе учащиеся так же смогут получить и использовать свои знания по географии, информатике, алгебре.
Данный предпрофильный курс предполагает использование учителем личностно-ориентированной технологии обучения.
Целью курса является подведение учащихся к осознанному выбору естественно-научного профиля обучения.
Тема курса является значимой для учащихся, позволяет привить навыки здорового образа жизни и помогает в экологическом воспитании подростков.
Курс рассчитан как на опережение учебной программы, поскольку включает в себя некоторые разделы физики, изучаемые в 10-м классе, так и на возврат к уже изученному в 8-м классе.
Последовательность изучения тем является логически связанной, при этом осуществляется плавный переход от одной естественнонаучной дисциплины к другой, не нарушая целостное восприятие, большая роль отводится практическим работам, что способствует формированию у учащихся навыков исследовательской деятельности.
В процессе изучения материала учащимся предлагается работа с научно – популярными статьями, текстами с использованием метода эмоциональной остановки при их чтении, метода графических образов, которые способствуют осмыслению, более глубокому пониманию и усвоению достаточно серьезной информации.
Широко используются современные информационные технологии (интерактивные модели, виртуальные лабораторные работы, презентации). Предполагает работу в компьютерном классе с использованием проектора или мультимедийном кабинете.
В ходе изучения данного предпрофильного курса создаются условия для решения следующих задач:
Развивающие:
Создание условий для формирования самоидентификации личности.
Развитие познавательной активности и творческой деятельности учащихся.
Развитие коммуникативных способностей, навыков коллективной деятельности.
Создание условий для реализации личности в интересующих его видах деятельности: исследовательской, познавательной, практической, прикладной.
Развитие навыков самостоятельного приобретения научных знаний, и их дальнейшего применения.
Общеобразовательные:
Углубление и обобщение знаний, полученных о свойствах воды и водных ресурсах из школьного курса физики, химии, биологии, географии.
Применение знаний, умений, навыков из различных областей наук при решении творческих задач.
Понимание роли научного знания для жизни человека и биологических систем.
Умение использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни с целью охраны здоровья и окружающей среды.
Сформирование умения использовать в целях образовательной деятельности различные виды источников информации, применение новых информационных технологий.
Воспитательные:
Осознание учащимися целостности мира и самого себя как одной из его составляющих.
Формирование навыков здорового образа жизни.
Воспитание толерантности.
Экологическое воспитание учащихся.

Ожидаемый результат:
Формирование навыков исследовательской и поисковой деятельности.
Формирование навыков коллективной работы.
Самоидентификация личности и как следствие, выбор учащимися естественнонаучного профиля.
Осознание учащимися неразрывных связей между различными областями наук.
Формирование знаний о значении воды для здоровья человека.
Осознание учащимися проблемы охраны водных ресурсов и необходимости их сбережения.
Информационно- методическое обеспечение:
Физика 7 – 11. Кирилла и Мефодия. CD-ROM.
Физика 10. Илекса. Москва. CD-ROM.
Физика 7 – 11. Библиотека наглядных пособий. CD-ROM.
Открытая физика. CD-ROM.
Дидактические материалы по физике, биологии, химии.

Содержание программы
Гипотезы о происхождении воды. (1 ч)
Ознакомительная информация о курсе. Входная диагностика учащихся.
Шесть гипотез о происхождении воды. Формирование групп по интересам. Постановка долгосрочных целей и разработка плана работы группы.
2. Химические свойства и структура воды.(4 ч)
Строение молекулы воды и ее изотопных форм. Тяжелая вода. Проблема изучения строения молекул воды. Многообразие химических свойств воды. PH- фактор. Проблема очистки воды и охраны водных ресурсов. Механизм диссоциации воды при электролизе. Суперионное состояние воды.
Практические работы :
1. Создание моделей молекулы воды.
2. Очистка воды в домашних условиях.
3. Исследование химических свойств воды.
4. Отделение кислотной компоненты от щелочной. Получение живой и мертвой воды.

Экскурсии:
Экскурсия на пункты очистки воды и водоемы города (Таганрогский залив, балка Черепаха).
3. Физические свойства воды (5 ч)
Тепловые свойства воды и их значение. Теплопроводность воды. Зависимость плотности, объема, температуры кипения воды от внешних условий. Явление смачивания и не смачивания. Капиллярные явления. Поверхностное натяжение. Вода- проводник электричества.
Практические работы:
5. Определение удельной теплоемкости воды и ее сравнение с удельной теплоемкостью льда.
6. Кипение воды при пониженном давлении.
7. Испарение в закрытой и открытой колбе.
8. Изучение явления смачивания и не смачивания.
9. Определение коэффициента поверхностного натяжения воды различными способами.
10. Сравнение электропроводности воды чистой, соленой и сладкой.
4. Вода и биологические системы.
Информационная структура воды. (2 ч)
Вода- источник белково- нуклеидной жизни. Память воды. Лечение водой изнутри и снаружи.
Практические работы:
11. Определение времени выживания живых организмов (лягушек) в различных водных средах.
12. Кодирование воды.
5. Заключительное занятие (2 ч).
Защита исследовательских проектов, и публикаций, докладов и т.д.
Выходное тестирование учащихся.






Учебно – тематическое планирование.


Наименование темы
Количе ство часов
Форма организации учебной деятельности

1
Гипотезы о происхождении воды.
1
Погружение в эксперимент (демонстрация опытов из всех разделов курса). Учебный диалог. Мини - лекция. Входная диагностика. Формирование творческих групп. Планирование работы группы.

2
Химические свойства воды
4


2.1
Строение молекул воды и ее изотопных форм. Тяжелая вода. Проблема изучения молекулы воды. Является ли вода жидкостью?
1
Постановка проблемы. Практическая работа №1 с использованием компьютерной модели. Учебный диалог. Индивидуальная и групповая работы.
Сообщения учащихся.


2.2
Многообразие химических свойств воды. РН – фактор.
1
Сообщения учащихся. Дискуссия. Практическая работа №2

2.3
Проблема очистки воды и охраны водных ресурсов.
1
Экскурсия на водоочистные сооружения и водоемы города. Практическая работа №3.

2.4
Механизм диссоциации воды при электролизе. Суперионное состояние воды. Вода «живая» и мертвая»
1
Индивидуальная, парная и групповая работа. Сообщения учащихся. Практическая работа №4.

3
Физические свойства воды.
5


3.1
Тепловые свойства воды и их значение. Теплопроводность воды. Горячий лёд.
1
Групповая и индивидуальная работа. Практическая работа №5. Практическая работа №6. Обсуждение результатов.

3.2
Зависимость плотности, объёма, температуры кипения воды от вне6шних условий.
1
Практическая работа №7. Обсуждение результатов. Решение качественных задач. Индивидуальная и групповая работа.

3.3
Поверхностное натяжение. Явление смачивания и не смачивания. Капиллярные явления.
1
Постановка проблемы учащимися и самостоятельный поиск её решения. Учебный диалог.
Практическая работа №8.
Индивидуальная и групповая работа.
Практическая работа №9.




3.4
Вода – проводник электричества или диэлектрик?
1
Сообщения учащихся. Практическая работа № 10.
Индивидуальная и групповая работа.

4
Вода и биологические системы. Информационная структура воды.
2


4.1
Вода – источник белково – нуклеидной жизни.
1
Мини – лекция. Учебный диалог.
Практическая работа №11. Дискуссия.

4.2
Память воды. Вода, которая лечит. Вода «живая» и «мертвая». Её роль
в жизни человека.

Практическая работа №12. Индивидуальная и групповая работа.

5
Заключительное занятие
2


5.1
Защита исследовательских проектов учащихся, публикаций, докладов и т.п.
1
Защита творческих работ. Рецензирование.
Выходная диагностика.


Модельные средства, используемые при изучении курса.
С учетом возраста, потребностей учащихся и поставленных задач используются следующие модельные средства:
1) Исследовательские: выдвижение гипотез, проведение исследований, построение умозаключений, создание проекта, доклада и т.п.
2) Эвристические: наглядные пособия (анимации, компьютерные модели, схемы, рисунки, таблицы, фотографии ).
3) Эмоциональные: презентации, сказка, игры, демонстрационный эксперимент.

Изучение кипения воды. Капилляры.

Загрязнение Мирового океана.
Разработки уроков.
Физические свойства воды.
3.3. Поверхностное натяжение. Смачивание и не смачивание. Явление капиллярности.

Цели урока:
Создание условий для эффективного накопления учащимися своего собственного личностного опыта, самореализации, развития интеллектуальных способностей и ключевых компетенций (исследовательской, информационной, коммуникативной, познавательной).

План и содержание урока.

Номер шага
Деятельность учителя и
содержание этапа.
Действия учащихся

1
Просит учащихся выдуть мыльный пузырь.
Выдувают.
Смотрят

2
Предлагает сформулировать и записать вопросы, которые возникли у каждого при наблюдении. Выписывает на доске те, которые вызвали интерес у большинства учащихся и соответствуют теме урока.
Формулируют. Записывают.

3
Формулирует цели урока вместе с учащимися.
Участвуют в учебном диалоге.

4
Ставит вопрос:
«Почему мыльный пузырь имеет форму шара?»
Выдвигают гипотезы.

5
Предлагает изобразить мыльный пузырь, с учетом его молекулярного строения.
Рисуют.

6
Ставит вопрос:
«Молекулы внутри или снаружи мыльного пузыря испытывают более сильное притяжение друг к другу и почему?»
Высказывают предположение, что изнутри, т. к. они имеют больше «соседей»

7
Предлагает поработать индивидуально с текстом (распечатан) методом эмоциональной остановки для подтверждения предположения.
Читают, записывают значимое для себя. Делают вывод о существовании поверхностного натяжения.

8
Ставит вопрос:
«Почему пузырь некоторое время не отрывается?»
Делают предположения о существовании некоторой силы.

9
Предлагает дать название этой силе.
Называют силой поверхностного натяжения.

10
Ставит вопрос:
«Капля воды или масла оторвется раньше?»
Делают предположения.

11
Демонстрирует отрыв капель разного рода жидкостей. Просит сделать вывод.
Наблюдают. Выдвигают гипотезу о роли вещества.

12
Информирует о существовании коэффициента поверхностного натяжения. В процессе учебного диалога с учащимися формулирует определение и математическую запись коэффициента поверхностного натяжения.
Слушают. Записывают.

13
Наливает воду в предварительно смазанное парафином решето и просит объяснить учащихся ситуацию.
Наблюдают. Делают предположения. Используют имеющиеся знания о не смачивании.

14
Демонстрирует растекание капли воды на стекле, парафине и бумаге. Просит описать демонстрацию любым удобным способом и объяснить результат наблюдений.
Наблюдают. Описывают.
Пробуют объяснить.

15
Ставит вопрос:
«В каком случае силы притяжения молекул воды друг к другу больше, чем к твердому телу? Почему?»
Делают предположение.

16
Предлагает сформулировать определение смачивания и не смачивания.
Формулируют определение.

17
Предлагает группам по выбору провести исследование смачивания и не смачивания с использованием компьютерной модели или рассмотреть вопросы о применении этих явлений в жизни человека и животных, а затем, обсудить выводы групп.
Формируют группы. Выполняют исследование. Практическая работа №8.
Обсуждают.
Делают выводы.
Выступают с сообщениями.

18
Ставит вопрос:
«В стеклянной трубке большого или малого диаметра вода поднимется на большую высоту?»
Делают предположения.

19
Демонстрирует поднятие воды по стеклянным трубкам. Просит объяснить.
Наблюдают. Используя знания, полученные в 7 классе и жизненный опыт, приходят к пониманию явления капиллярности.

20
Предлагает в группах по выбору определить коэффициент поверхностного натяжения воды различными способами (используя медицинский шприц или стеклянную трубку и линейку). После выполнения защитить работу.
Самостоятельно выполняют исследование. Практическая работа №9.
Записывают выводы. Обсуждают результаты.

21
Предлагает выполнить индивидуальный тест по теме и оценить свою работу.
Выполняют. Оценивают.

22
Предлагает группам подвести итоги работы, отразив на листах ватмана изученный материал в понимании группы.
Обсуждают. Записывают,
рисуют,
составляя свой план работы на уроке.

23
Предлагает сравнить выводы групп, выбрать наиболее понравившиеся учащимся и записать выводы в тетрадь.
Выбирают, записывают.

24
Предлагает ещё раз объяснить опыт с мыльным пузырем.
Объясняют, используя полученные знания.

25
Проводит рефлексию учащихся. Предлагает заполнить карты индивидуального развития.
Делают самоанализ своей деятельности. Заполняют индивидуальные карты развития.

26
Дает домашнее задание на выбор:

Придумать вопросы по данной теме и ответить на них.
Рассчитать коэффициент поверхностного натяжения воды сладкой, чистой и соленой. Сделать выводы.
Рассчитать коэффициент поверхностного натяжения воды горячей и холодной. Сделать вывод о зависимости коэффициента поверхностного натяжения от температуры.
Записывают задание.






Химические свойства воды.

2.1. Строение молекулы воды. Многообразие ее изотопных форм. Проблема изучения молекул воды. Тяжелая вода. Является ли вода жидкостью?

Цели урока:
Образовательные:
- актуализация знаний учащихся о строении молекул веществ, изотопах, агрегатных состояниях вещества, химических связях.
- углубление знаний о структуре молекулы воды.
- формирование у учащихся навыков работы с научно - популярными текстами.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса и творческой активности, самостоятельного приобретения знаний.
- развитие пространственного воображения и образного мышления.
- формирование навыков исследовательской деятельности, интеллектуальных способностей.
- создание условий для самореализации личности и самоанализа.
Воспитательные:
Развитие коммуникативных способностей, навыков общения в ходе групповой деятельности.


План работы:
1. Организационный момент (целеполагание). Постановка проблемы.
3. Поиск решения проблемы. Диалог. Работа в группах с текстом (научно- популярная литература).
4. Сообщения учащихся.
5. Мини- лекция с использованием компьютерной модели. Рефлексия.
6. Домашнее задание.

Ход урока:

Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”.
(Леонардо да Винчи)
Учитель:
Наука познает строение вещества. Иногда кажется, что загадок в природе уже не осталось.
Но это иллюзия! Перед вами как будущими исследователями открывается огромное поле деятельности по изучению самого, на первый взгляд простого вещества- воды. И сегодня вы, переходя от простого к сложному, откроете многие тайны о структуре воды и о самих себе. А, в начале, составьте из отдельных элементов (модель вещества в разобранном состоянии), молекулу воды так, как вы ее представляете, затем зарисуйте ее.
Ученики выполняют задание.
Учитель наблюдает за их деятельностью, видит картину затруднений.
Учитель: Опишите Вашу модель.
Возможные затруднения учащихся: не смогли верно собрать, не смогли изобразить, испытывают трудности при описании.
Учитель: выясняет затруднения и напоминает учащимся химическую формулу молекулы воды H2O. И повторно просит дать устное описание модели.
Ученики: описывают. Сравнивают с рисунком на слайде.
Учитель: А теперь соберите несколько таких молекул и покажите как выглядит вода в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Для этого вспомните как расположены молекулы воды между собой в различных агрегатных состояниях.
Ученики: собирают модели. Описывают. В случае затруднений учитель предлагает учащимся воспользоваться учебником физики за 7 класс и найти там решение проблемы.
Ученики: осуществляют поиск необходимой информации. Устраняют затруднения.
Учитель: показывает компьютерную модель изотопов воды и спрашивает: Что это за вещество? И в каком состоянии?
Ученики: строят предположения, выдвигают гипотезы.
Учитель: предлагает объединиться в группы и поработать с дополнительной литературой, учебником химии и интерактивными моделями для решения этой проблемы методом эмоциональной остановки.
По окончании работы дети получают самостоятельно информацию о суперионном состоянии воды и способах их получения.
Учитель: предлагает ученикам выступить с сообщением от групп и установить истину: Что же за вещество было им продемонстрировано.
Ученики: выступают с сообщениями.
Возможны следующие варианты сообщений:
1) Вода в природе бывает нескольких сортов: обычная, или протиевая (Н2О); тяжелая, или дейтериевая (D2О); сверхтяжелая, или тритиевая (Т2О), но ее в природе почти нет.
Различается вода и по изотопному составу кислорода. В природе обнаружено 3 изотопа кислорода 016, 018, 017.
В ускорителях и реакторах физики сумели создать еще 5 изотопов кислорода и работают над созданием еще изотопов водорода. Таким образом насчитывают не менее 18 видов воды по ее изотопному составу. Но состав воды все время меняется. Если подсчитать все возможные соединения, то результат будет неожиданный: в мире может существовать 235 вод, из которых найдено более 100. Существует гипотеза о существовании антиводы.
На компьютерной модели мы наблюдали тяжелую воду в жидком состоянии (D2О); Об этом можно судить по структуре и расположению ее молекул.
Вот так она выглядит на фотографии (демонстрирует).
Тяжелая вода есть повсюду, но ее добыча очень энергоемка и дорогостоящая.
Учитель: Все ли согласны с сообщением? Кто хочет дополнить ответ?
Возможные дополнения других групп: Мы согласны с тем, что это тяжелая вода. Но хотим рассказать о том, что в природе такой воды отдельно не существует, хотя ее происхождение земное.
Дейтерий- образуется из протия вследствие захвата им нейтрона космического излучения. Т.о. Тяжелая вода есть в мировом океане, ледниках, атмосферной влаге.
Свойства D2O и Н2О иные. Температура кипения тяжелой воды + 101,4°С, а температура кристаллизации + 3,81°С. Плотность на 10% больше, чем у обычной, т.е. 1104 кг/м3
Учитель: Спасибо. Ваш багаж знаний о воде значительно увеличился. Попробуйте теперь сконструировать модель тяжелой воды и представить свое предсказание будущего, в котором вода станет тяжелой.
ученики составляют модель тяжелой воды и обсуждают в группах.
возможные гипотезы учащихся:
Так как увеличится температура кристаллизации воды то это приведет к изменению климата, таянию ледников и возможно, к глобальному наводнению.
Учитель:
- Как вы считаете, вода - это жидкость?
Учащиеся в недоумении.
Учитель: Тогда, просмотрите следующий текст, подчеркивая то, что вас заинтересует и сделайте вывод.
Ученики: считают текст об открытии ученых США.
Учитель: Что Вам показалось интересным? Непонятным? Противоречивым? Какие были затруднения при чтении?
Ученик: (возможный ответ): много научных понятий - это непонятно, противоречие в моем преставлении о воде и открытии ученых, интересны полученные сведения о том, что вода- пластичный лед. Затруднения при чтении научного текста- недостаток знаний.
Учитель раскрывает смысл непонятных ученикам терминов (спектроскопия, фемтосекунда).
Учитель: Попробуйте теперь еще раз рассказать о том, что Вы узнали из статьи.
Ученик: В США доказали, что жидкая вода- это необычайно пластичный лед. Они пришли к такому выводу, ответив на вопрос о взаимодействии молекул воды между собой, доказав на основе спектрального анализа, что при переходе изо льда в жидкость вода не разрывает водородные связи между соседними молекулами, но эти связи становятся подвижными и короткие разрывы позволяют молекулам перемещаться друг относительно друга.
Учитель: Спасибо. А теперь давайте еще раз вернемся к нашим моделям и вспомним, что мы знали о воде раньше и что узнали нового, а затем заполним следующую таблицу, которую будем продолжать на следующих занятиях.

ВОДА

ЗНАЛИ
УЗНАЛИ

Учащиеся: Обобщают знания в устной форме.
Возможные ответы:
- Знали формулу воды: Н2О, модель строения, 3 агрегатных состояния воды;
- Узнали, что существует более 100 вод, отличающихся по изотопному составу, вода может быть тяжелой, легкой и она не является жидкостью.

В виде схемы:


ВОДА

ЗНАЛИ
УЗНАЛИ

Н2О
жидкость
D2O, T2O
235 вод
пластичный лёд



Учитель: Давайте подведем итоги урока, ответив на следующие вопросы (выдает карточки) Вашей индивидуальной карты. Ее мы будем заполнять в течение всего курса. И по окончании каждый для себя сделает выводы.




Индивидуальная карта развития ученика:
Индивидуальная карта развития ученика(цы) _________________________








Тема урока
Мои действия на уроке (слушал, выполнял экспери-мент, общался.. )
Я на уроке научился, узнал (оценивать свои действия, приобре- тать знания самостоятельно)
В чем ценность урока для меня?
Что вызвало затруд-нения и почему?
Свою работу я оценил бы на оценку потому, что
Группа выставила мне за работу оценку.
Меня
порадовало
(огорчило).













В конце урока учитель еще раз проводит рефлексию, выясняя затруднения учащихся.
Домашнее задание на выбор:
1) Построить из подручных средств модель молекулы воды и ее изотопных форм;
2) Найти информацию о легкой и супертяжелой воде, подготовив мини- реферат.

Занимательные задачи к курсу.
Поверхностное натяжение. Капиллярные явления.
1. Что сжимается под давлением больше - вода или свинец? (Ответ: вода, в 8 раз)
2. Что тяжелее: атмосфера всего Земного шара или вся его вода и во сколько раз? (Ответ: вода в 270 раз)
3. В каком случае из крана самовара падают более тяжелые капли: когда вода горячая или когда она остыла? (Ответ: остывшая на 24% тяжелее)
4. Какая вода поднимается в капиллярных трубках выше - холодная или горячая? (Ответ: холодная)
5. При какой температуре поверхностное натяжение воды равно 0? (Ответ: 100°C)
6. Почему дождевые капли круглые?
7. Как заставить стальную иглу плавать на воде?
Тепловые явления.
8. Может ли вода кипеть при 0°С?
9. Замерзнет ли вода в бутылке, погруженной в смесь воды со льдом?
10. Почему вода гасит огонь? Какая должна быть вода: горячая или холодная?
11. Как закипятить воду в бумажном стакане?
12. Может ли лед быть нагревателем?
13. Почему вода, обладая большей теплотой парообразования, чем спирт охлаждает слабее?
14. Почему мокрый предмет замерзает на морозе сильнее, а во время морозов влажная почва промерзает вглубь меньше, чем сухая?
15. В одном случае для скорейшего таяния снега тротуары посыпают солью. В другом - для получения низких температур снег смешивают с солью в соотношении 2:1. Т.о. в первом случае соль вызывает нагрев, а в другом - охлаждение. Так ли это?
16. Температура кипения прямо пропорциональна давлению над поверхностью воды. Почему же в закрытой кастрюле вода закипает быстрей, чем в открытой, где давление над поверхностью ниже?
17. Будут ли затоплены материки мировым океаном, если весь, плавающий в нем лед растает?
18. В две одинаковые кастрюли налито равное количество воды одинаковой температуры, в одну кипяченая, в другую - сырая. В какой кастрюле вода закипит быстрее?
Химические свойства воды.
Вода и биологические системы.
20. Бывает, что, набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем? (Ионы серебра убивают микроорганизмы, и вода дольше не портится).
21. Назовите естественные фильтры в природе. (Песок, известняк).
22. Как можно решить проблему заболачивания? (Посадить влаголюбивые растения).
23. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при слабом освещении, но очень нуждается в воде. Почему? (Мох всасывает воду ризоидами – зеленый мох или нижней частью стебля – сфагнум, при недостатке влаги развитие мха задерживается, и растение гибнет. К тому же вода нужна для размножения мхов).
24. Какое растение поднимается из воды с восходом солнца и вновь опускается на дно после захода солнца? (Кувшинка, водяная лилия).
25. Какой грызун строит плотины на реках? (Бобр).
26. Где раки зимуют? (В ямах на дне реки).
27. Какое животное способно выпить 250 л. воды сразу? (Верблюд).
28. В северных морях водоросли растут лучше, чем в морях южных морей. Почему? (В холодной воде растворяется больше кислорода, который необходим для дыхания).




Литература

М.С.Атаманская: Технология графических образов.-Ростов-на-Дону.:Издательство РО ИПК и ПРО, 2004.
М.С.Атаманская: Возможности конструирования содержания образования учителями физики..-Ростов-на-Дону.:Издательство РО ИПК и ПРО, 2006.
Э.М. Браверман: Преподавание физики, развивающие ученика. - М. : Ассоциация учителей физики, 2005.
В.Г.Гульчевская: Современные педтехнологии в профильном и предпрофильном обучении. – Ростов –на-Дону, 2005.
Я.И. Перельман: Занимательная физика. - М. : Наука, 1991.
Я.И. Перельман: Знаете ли вы физику. - М. : Наука, 1992.
//Наука и жизнь. №10, 2000.
Ф.Г. Лепехин: Электролиз воды.
Д. Харакоз: О памяти воды.- Физика. Факультет молекулярной и биологической физики МФТИ, 2006.
В. Елькин: «Как появилась вода на земле»
//Физика. 1 сентября. №17- 2000- 2006.
В.А. Касьянов: Физика 10- М. :Дрофа, 2005.
А.В. Перышкин: Физика 8- М. :Просвящение, 2005.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. СD - ROM.
Физика 7- 11. Кирилл и Мефодий. CD - ROM.




Некоторый иллюстративный материал.
1. Молекулы воды.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Изучение тяжелой воды.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



3. Модель молекулы тяжелой воды.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Изучение явления капиллярности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Получение «живой» и «мертвой» воды.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415










Загрязнение мирового океана15