Элективный курс по истории России в 9 классе История в лицах


«ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
Элективный курс по выбору в 9 классе

 
Пояснительная записка
нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа
Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2015-16 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2014 г.;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Рабочая программа по элективному «ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ»
для 9 класса составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,
- Примерной программы основного общего образования по истории
- авторской программы А.А. Данилова,
- на основе учебного плана образовательного учреждения МОБУ «СОШ №1 им.А.П.Гайдара»
Цели курса.
1. Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов об основных этапах важнейших событиях, происходивших в России и мире, о крупных деятелях отечественной истории.
2. Воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся
3. Формирование личностного отношения к истории своей страны, потребности самостоятельного поиска и расширения исторических знаний.
Задачи курса.
1. Помочь учащимся в овладении новых знаний по отечественной и всемирной истории с древнейших времен до н.XX века.
2. Научить учащихся самостоятельно вести поиск информации, анализировать различные источники.
3. Способствовать воспитанию патриотизма и становлению активной гражданской позиции.
общая характеристика предмета, курса
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Программа элективного курса “История в лицах“ ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. История предстает перед учащимися в персонифицированном виде, что позволяет сформировать представление у обучающихся о роли личности в исторических процессах различных эпох.
В данном курсе более глубоко и объемно изучается деятельность великих исторических личностей, оставивших неизгладимый след в истории нашего государства. Рассматриваются также актуальные проблемы развития России в определенные периоды.
Программа данного элективного курса по истории России предназначена для 9 класса общеобразовательного учреждения.
 
 информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом
 Курс предназначен для учащихся 9 классов в объеме 17 часов, состоит из 3 тем. Программа курса ориентирована на занятия в виде лекций и практикумов, формой контроля по итогам изучения курса является защита реферата.
роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы
 В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
1. работать с различными видами исторических источников и справочной литературы;
2. выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий c древнейших времен до н.XX века;
3. оценивать роль личностей и роль народа в развитии исторического процесса
содержание учебного предмета, курса1.Роль личности в истории России IX –XIVвв. 5ч.
Великий князь Святослав. Воспитание и дружина. Отвоевание путей по Оке, Волге, Дону. Поход в Болгарию и закрепление на Дунае. Роль Переяславца в дунайских войнах Святослава. Война с Византией. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава. Слава русского оружия.
Александр Невский, его победы. Походы на Балтике против немецкого и шведского нашествия .3.                 Князь Дмитрий Донской. Деятельность по укреплению столицы. Борьба с Тверью. Отношения с Золотой Ордой. Русь при Дмитрии Донском. Сеча на Воже. Куликовская битва. Нашествие Тохтамыша. Последние годы жизни Дмитрия Донского.
2.Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв. 7ч.
1.                 Самозванец Лжедмитрий 1. Причины признания “царя Дмитрия Ивановича“. Борис Годунов – опричник – правитель – царь.
2.                   Минин и Пожарский. Формирование народных ополчений. Деятельность Минина и Пожарского по изгнанию интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.
3.                  Воспитание, характер и стремления Петра 1. Занятия юного царя в период правления матери (1689 – 1694). Азовские походы. “Великое посольство“. Северная война. Поражение под Нарвой. Санкт – Петербург. Военно-морской флот. Победы под Лесной и Полтавой. Завоевания в Прибалтике. Морские сражения. Окончание войны. Новые правительственные учреждения. Сенат и коллегии. Табель о рангах. Историки о Петре Первом.
4.                     Екатерина Великая и ее окружение. Либеральный курс. Уложенная комиссия 1767 – 1768 гг. Дворянские вольности. Мотивы государственной деятельности Екатерины. Сочинения императрицы. “Просвещенный абсолютизм”.
3.Роль личности в истории России XIX –н. XXвв. 5ч.
1.                 М. М. Сперанский. Деятельность в Александрово – Невской семинарии. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.
2.                  Биография Столыпина. Начало служебной деятельности в министерстве внутренних дел. Деятельность в Саратовской губернии. Новое назначение: министр внутренних дел. Решение проблемы аграрных преобразований. Переселенческая политика. . “Капитализация” деревни. Меры по разрушению общины. Переселенческая политика. Защита помещичьего землевладения. Противоречивость и незавершенность реформы. Трагический финал.
 
планируемые результаты: личностные, метапредметные и предметные:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность
Метапредметные результаты:
—способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы в т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
— овладение целостным представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миро- понимания и познания современного общества, истории собственной страны;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия суццностi4 и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны в человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления в сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, характеристик исторических деятелей. письменные контрольные работы, тесты, ответ по картине, викторины и др.
Виды контроля Текущий Промежуточный Итоговый
Формы контроля Дифференцированный опрос
Фронтальный опрос
Решение разноуровневых заданий
Диктант по основным понятиям и терминам Тестирование по теме в форме ОГЭ
Составление таблицы (схемы)
Составление презентации
Индивидуальное сообщение
Зачет Итоговый зачет.
Содержание рабочей программы «История в лицах»
 
Раздел рабочей программы Количество часов
1. Роль личности в истории РоссииIX –XIVвв.
5
2. Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв.
7
3. Роль личности в истории России XIX –н. XXвв.
5
Итого 17
Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока Виды, формы
контроля. Примечания
план факт Роль личности в истории России IX –XIVвв.5ч.
1. Великий князь Святослав.
Конспект, план-характеристика деятельности 2. Походы князя Святослава. Слава русского оружия.
Контурная карта- походы Святослава 3. Александр Невский и его победы. Контурная карта- походы А.Невского 4. Князь Дмитрий Донской.
Конспект, план-характеристика деятельности 5. Великие битвы Донского.
Историческое описание Куликовской битвы. 2. Роль личности в истории России XVII-XVIIIвв.7ч.
6. Самозванец Лжедмитрий 1.
Харак -истика исторического деятеля 7. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Харак -истика исторического деятеля 8. Народные ополчения в годы Смуты.
Историческая карта – путь народного ополчения 9-10 Эпоха Петра I.
Харак -истика исторического деятеля 11-12 Екатерина Великая. Харак -истика исторического деятеля 3. Роль личности в истории России XIX –н. XXвв.
13. М. М. Сперанский.
Государственная деятельность. Харак -истика исторического деятеля 14. П. А. Столыпин. Биография Столыпина: служебная деятельности в министерстве внутренних дел, новое назначение: министр внутренних дел. Ответ на вопросы истор. документа. 15. Аграрные преобразования реформатора. Переселенческая политика. Ответ на вопросы истор. документа. 16. Практикум по составлению характеристики исторического деятеля. Характеристика исторического деятеля 17. Зачетное задание. Реферат. Условия реализация курса:
учебный кабинет;
учебная и методическая литература;
публицистический и документальный материал;
Интернет - ресурсы.
Список литературы:
1.      Борзаковский П. К. Императрица Екатерина Вторая Великая.- М., 1991 г.
2.      Карпов Г. М. История России в лицах. Деятели петровской эпохи. – М, Школьная пресса, 2002 г.
3.История России в лицах и датах. М., 1995.
4.      Манько А. В. Выдающиеся деятели XIX в. – М., Школьная пресса.
2003г.
5.      Манько А. В. Выдающиеся деятели XX в. – М, Школьная пресса, 2004 г.
6.      Морозова Л.Е. История России в лицах. 1 половина XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.
7.      Перхавко В. П. История России в лицах.IX - начало XVII в.- М., Школа – Пресс, 2000 г.
8.      Публицистические статьи из газет и журналов.
9.      Сборники документов.