Конспект занятия по формированию целостной картины мира по теме Родной Воронеж (дошкольники- подготовительная группа)


Слайды
Содержание ООД


















1.Карта «Российской Федерации»













2.Воронеж












3.Степь и кочевники



4. Крепость





5. Караульная вышка



6. Воронеж-крепость





7. Строительство флота

8. Петр1






9. Мосты





10.Герб







11. Автобус


12. Три солдата






13. Чижовский плацдарм
14. Цирк
15. Площадь Ленина


16. Театр

17. Библиотека
18. Кольцовский сквер




19. Кольцов
20. Деревня и Кольцов.










21. «Спартак»


22. «Пролетарий»





23. Памятник Никитину




24. Постоялый двор










25. Петровский сквер.

26. Стелла










27.мемориал-монумент в честь защитников Воронежа.

30. Котенок



Организованная образовательная деятельность
Познавательно-исследовательская деятельность
Формирование целостной картины мира
Подготовительная группа
Тема: «Родной город».
(«С днем рождения, Воронеж»)

Задачи: продолжать знакомить детей с родным городом, его историческим прошлым и настоящим, прививать патриотические чувства на примере поэтического слова, воспитывать чувство уважения, гордости, бережное отношение к истории родного края.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о семье, Родине.


Ход деятельности.

Слайд «Карта «Российской Федерации»
1.Оргмомент
2. Основная часть.
- Ребята, кто может сказать, что изображено на иллюстрации.
Ответы детей: «»
«Да, это наша Родина, Россия. Родиной мы её зовём потому, что в ней родились, в ней говорят на родном для нас языке, и всё для нас родное. Родину старшее поколение часто называет матерью или матушкой потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать. Она нас защищает и бережёт от всяких врагов.
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней живут наши отцы, деды, прадеды.
Много на свете красивых мест, много государств и земель, но одна у человека мать, одна и Родина. Все любят свою Родину и рассказывают о ней с большой гордостью и любовью».
Выходят трое детей и читают стихотворение « Родина моя».
1.Наша Родина – Воронеж
Город древний и родной.
Многое сейчас мы вспомним
Из истории его.
2.Много лет, десятилетий и
Столетий проплыло.
Над землёю наших предков,
Всё, что было – уж прошло.
3.Но от самого рожденья
Мы историю храним.
О делах веков прошедших
Мы сегодня говорим.
Когда-то давным - давно на месте города Воронеж было дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная, непаханая, с вражьими тропами.
 Но вырос на пути Воронеж в 1585г.
 На засечной черт, на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость,  обнесенная дубовыми стенами,  с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал  Воронеж.
Почувствовала степь: конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод- дают сигнал караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная –в старинных названиях этих улиц -память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками А всегда ли наш город был таким красивым, большим, с кирпичными домами?
Да, ребята, первоначально наш город представлял собой деревянную крепость. В 1585 году ее поставил на берегу реки Воронеж воевода Сабуров. Он и считается основателем Воронежа. Деревянные строения менее прочны и долговечны по сравнению с каменными, они бессильны перед огнем. Из истории известно, что Воронеж несколько раз горел. Город вновь восстанавливался. Все больше появлялось каменных зданий.
 Зимой 1696года под Воронежем  началось строительство флота. Он был нужен для того, чтобы получить выход  к Черному морю.
Строительство велось 15лет.
- Ребята, а кто приказал строить корабли в Воронеже? –царь Петр1.
- Зачем нужны были корабли нашей стране?-(охранять границу )
    Поэтому наш город называют колыбелью русского флота.
Шли года, столетия, наш город перестраивался, достраивался, становился краше и краше; и превратился в большой, красивый город.
- На какие два берега разделила река Воронеж наш город?
- На каком берегу мы живем?
- А как называются мосты, которые перекинулись через водохранилище?(Если дети затрудняются: Левый и правый берег соединены между собой мостами, их три: Вогрэссовский, Чернавский и Северный. Эти мосты отличаются друг от друга своими конструкциями: Вогрессовский – ровный, Чернавский – с полукруглым основанием, Северный – двухэтажный.
Воспитатель: «Каждый город имеет свой герб, свои символы. Посмотрите, пожалуйста, на герб нашего города: щит разделен надвое, в верхней части которого, в золотом поле - двуглавый черный орел, а в нижней части поля что вы видите?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Да, земля означает наше плодородие. А вода из сосуда означает реку Воронеж».

Ребята, давайте мы с вами совершим маленькую поездку по городу. Вспомните, что когда мы переезжаем через водохранилище, то дорога ведет вверх на «Чижовский плацдарм».
Посмотрите, это памятник «Три солдата дают залп из оружия».
- Почему,  именно на этом месте стоит памятник? (Могила воинам Советской Армии. 1942-43г. скульптур Толмачева, архитектор Селютин в1975г.)
Правильно, в 1943году в этих местах при освобождении Воронежа  от немецко-фашистских захватчиков шли очень тяжелые бои. И не смотря  на то, что погибло очень много наших солдат, Чижовский плацдарм был освобожден. Отправляемся дальше, в самый центр города.
А сейчас мы проезжаем знакомое здание. Все люди любят ходить в цирк, отдыхать и веселиться.
А вот мы и приехали на площадь Ленина. Все  вы видели большую городскую елку, гуляли с родителями по площади.
- Кто вспомнит, какое здание стоит слева от памятника В.И.Ленину? Да, это Государственный театр оперы и балета. Построили его в 1961году архитекторы А.В.Миронов и Б.В.Ефимов. Справа от памятника расположена центральная, городская библиотека имени Никитина.
С площади мы сразу попадаем в красивый сквер. В центре сквера расположен фонтан, по краям стоят лавочки, где люди отдыхают.
В сквере много деревьев, подстрижен красиво кустарник, а рядом с фонтаном стоит памятник.
- Как называется этот сквер?
- Почему его так назвали?
Да,  памятник этот Алексею Васильевичу Кольцову, который родился в 1809году в городе Воронеже, на окраине в Гусиновке. Домик, где родился поэт, не сохранился. Через несколько лет семья из Гусиновки перебралась в центр города. Они жили на улице Большой Дворянской, а сейчас это проспект Революции. Как и все дети, Алеша любил побегать, порезвиться. Однажды в 16 лет он упал с лошади и сильно ударился о землю. На всю жизнь он остался сутуловатым. Отец Алеши промышлял стадами баранов, летом он брал Алешу в степь, помогать пасти скот. Поля, раздолье степей приводили поэта в восторг, их он воспевал в своей поэзии: « Путник», «Русь». Умер поэт 29 октября 1842 года, в возрасте 33 лет. В 1868 года состоялось открытие памятника А.В.Кольцову. Скульптор-выходец из Италии Августин Трискорни. Сквер, где находится этот памятник, назван его именем.
От Кольцовского сквера  мы пройдем и увидим кинотеатр «Спартак». Это очень красивое здание, с высокими колонами.
А если мы пройдем вперед, то попадем на главную центральную улицу города -проспект  Революции ( раньше Большая Дворянская ) Это широкая улица, а начинается она с кинотеатра «Пролетарий» ( архитектор Ю.В.Львов). Раньше кинотеатр назывался «Увечный воин», который принял своих первых посетителей в 1916году. Но этот первый кинотеатр был разрушен в годы Великой Отечественной войны.
Рядом с кинотеатром расположена площадь имени Никитина.  В центре стоит памятник
Ивану Савичу Никитину.
  -Ребята, кто такой И.С.Никитин? Почему люди чтят память Никитину?
  Да, И.С.Никитин родился в городе Воронеже в1824году . Мать у него умерла рано, поэтому Ване пришлось рано начать работать. Он был содержателем постоялого двора, где путники могли отдохнуть в домиках и покормить, напоить своих лошадей.
Будущий поэт много трудился и общался с бедными людьми. Он видел, как трудно живут люди и эту трудную жизнь и надежду И.С.Никитин потом выразил в своей поэзии: «Дедушка», «Пряха», «Ночлег в деревне» и т.д..
Поэт в своих стихотворениях прославляет мужество русского народа,  любовь к родному краю. Умер поэт в 1860году в 37 лет.
В 1911году был открыт памятник И.С.Никитину, но в Великую Отечественную войну его разрушили. Похоронили И.С.Никитина рядом с А.В.Кольцовым на Новомитрофановском кладбище.    
 Дальше по проспекту Революции Петровский сквер.
-Кто может сказать, кому посвящен этот памятник? (Петру I)
     А сейчас давайте вернемся на площадь Победы.
- Ребята, вспомните, когда, в каком году  немецким захватчикам удалось ворваться в пределы Воронежской области? ( летом 1942года 13 июня была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров. 26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города, в июле в город ворвались немцы.)
  А сейчас давайте посмотрим на эти стелы, поставленные в честь воинов Великой отечественной войны.
 В 1943 году 25 января Советская Армия освободила город Воронеж от немецко-фашистских захватчиков, а 9 мая 1945 года наши войска победили полностью фашистов.
В этот день прогремел самый большой праздничный салют. А 30 лет спустя в центре города Воронежа на площади Победы открыли новый мемориал-монумент в честь защитников Воронежа. В скульптурной группе – солдат и партизан, мать с ребенком на руках и старик 
С каждым днём наш город становится краше и краше. Мы любим свой Воронеж и гордимся им.
А закончить наше занятие хочется еще одной иллюстрацией памятника «Котенок с улицы Лизюкова». В городе верят, что если потереть левую лапку котенка, это обязательно поможет исполниться самому заветному желанию, а если пяточку потрогать - оно исполнится очень быстро.
И сейчас мы посмотрим мультфильм про котенка Васю, которому и посвящен этот памятник

3. Итог.