Рабочая программа по учебному курсу Избранные главы русского языка


Частное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Рабочая программа по курсу
«Избранные главы русского языка»
9 класс
Учитель русского языка и литературы
Луговая Анастасия Владимировна
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Избранные главы русского языка» для 9 класса
Статус документа
Данная рабочая программа по учебному курсу «Избранные главы русского языка» для 9 класса создана на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Структура документа
Рабочая программа по избранным главам русского языка представляет собой документ, включающий 8 разделов: пояснительную записку, структура курса, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, контроль уровня обученности, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, критерии оценки.
Общая характеристика учебного предмета
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Учебный курс «Избранные главы русского языка» предназначен для подготовки обучающихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации, расширяет, обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах, а также основной целью учебного курса является повышение грамотности. Многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.
Учебный курс позволяет осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки.
Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание сжатого изложения по предложенному тексту, часть «В» - выполнение тестовых заданий с выбором ответа и открытым ответом, часть «С» (15.1,15.2,15.3) - написание сочинения-рассуждения.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль, промежуточная аттестация.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
Целью курса является обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации.
формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса;
комплексная работа с текстом;
развитие речи учащихся
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Предполагаемый результат: качественная подготовка учащихся к государственной аттестации по русскому языку в 9 классе в форме ОГЭ.
Для реализации учебного курса используется пособие:
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальце А.Д., М.: Народное образование, - 384 с.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный курс «Избранные главы русского языка» относится к образовательной области «Филология». Программа рассчитана на 70 часов. Объем учебной нагрузки составляет в 9-ом классе 2 часа в неделю. Рабочая программа разработана в соответствии с учебным недельным планом и календарным учебным графиком средней общеобразовательной школы № 47 ОАО «РЖД».
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки учащихся 9 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический.
Составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста.
Определять стиль и тип текста.
Соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации.
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами.
Находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии.
Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи.
Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи.
Подготовить и сделать сообщение на лингвистическую  тему по одному источнику.
Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи.
Писать сочинения публицистического характера.
Писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Писать заявления, автобиографию.
Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения.
Находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте.
Свободно и грамотно говорить на заданные темы.
Соблюдать при общении  с собеседниками соответствующий речевой этикет.        

Структура курса
№ п/п Раздел (глава) Количество часов
1 Структура экзаменационной работы. Требования. 2
2 Сжатое изложение. 10
3 Тестовые задания с выбором ответа. 30
4 Сочинение-рассуждение. 12
5 Обобщение по русскому языку за курс основной школы. 15
Итого: 70 часов
Содержание учебного курса
Структура экзаменационной работы. Требования (2 часа) Анализ демонстрационного варианта. Критерии оценивания развёрнутого ответа.
Сжатое изложение (10 часов) Тема, идея, проблема текста и способы их формулирования. Композиция. Логическая и грамматическая структура текста. Микротема. Абзац. Главная и второстепенная информация в тесте. Ключевые слова. Приёмы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Практическая работа по теме «Приёмы сжатия текста». Контрольная работа по разделу «Сжатое изложение».
Тестовые задания (30 часов) Текст как речевое произведение. Средства выразительности речи. Практическая работа по теме «Средства выразительности речи». Правописание приставок. Практическая работа по теме «Правописание приставок». Правописание корней. Практическая работа по теме «Правописание корней». Правописание суффиксов. Практическая работа по теме «Правописание корней». Лексика. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Омонимы. Антонимы. Стилистически и эмоционально-окрашенные слова. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Практическая работа по теме «Связь слов в словосочетании». Грамматическая основа предложения. Практическая работа по теме «Грамматическая основа предложения». Предложения с обособленными обстоятельствами, определениями. Пунктуация. Предложения с вводными словами. Практическая работа по теме «Предложения с обособленными членами». Сложное предложение. Практическая работа по теме «Сложные предложения». Сложные предложения, связанные сочинительной и подчинительной связью. Практическая работа по теме «Сложносочиненные и сложносочиненные предложения». Сложное предложение с разными видами связи между его частями. Практическая работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Обобщение по разделу «Тестовые задания». Контрольная работа по разделу «Тестовые задания».
Сочинение-рассуждение (13 часов) Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Классификация речевых и грамматических ошибок. Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, на основе цитаты из текста, на морально-этическую тему. Обобщение по разделу «Сочинение-рассуждение». Контрольная работа по разделу «Сочинение-рассуждение».
Обобщение по русскому языку за курс основной школы (15 часов) Повторение по теме «Орфография». Повторение по теме «Лексика». Повторение по темам «Синтаксис и пунктуация». Особенности заполнения экзаменационных бланков. Практическая работа. Промежуточная аттестация. Пробный экзамен в форме ОГЭ. Анализ пробного экзамена. Повторение по теме «Сжатое изложение». Повторение по теме «Сочинение-рассуждение». Контрольная работа по курсу. Урок-кроссворд по разделу «Обобщение по русскому языку за курс основной школы».
Контроль уровня обученности.
№ п/п Тема. Количество часов Сроки проведения
1 Контрольная работа по разделу «Сжатое изложение». 2 2 Контрольная работа по разделу «Тестовые задания». 2 3 Контрольная работа по разделу «Сочинение-рассуждение». 1 4 Промежуточная аттестация. Пробный экзамен в форме ОГЭ. 2 5 Контрольная работа по курсу. 2 Итого: 9 часов
Календарно-тематическое планирование по избранным главам русского языка
№ п/п Тема урока Кол-во часов Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Виды контроля за уровнем усвоенного Домашнее задание Сроки обучения
План Факт
Структура экзаменационной работы. Требования (2 часа)
1 Анализ демонстрационного варианта. 1 Изучение нового материала. Знать особенности структуры экзаменационной работы, вид и количество заданий. Работа с текстом. Заполнить таблицу. 2 Критерии оценивания развёрнутого ответа. 1 Изучение нового материала. Знать критерии оценивания развернутого ответа. Работа по критериям. Составить схему. Сжатое изложение (10 часов) 3 Тема, идея, проблема текста и способы их формулирования. 1 Изучение нового материала. Знать понятия: тема, идея, проблема текста. Уметь определять тему, проблему и идею теста. Работа с текстом. Выучить определения. 4 Композиция. Логическая и грамматическая структура текста. 1 Изучение нового материала. Иметь представление о композиции текста. Практическая работа. Составить план текста. 5 Микротема. Абзац. 1 Изучение нового материала. Знать понятия: микротема, абзацное членение текста. Уметь находить микротемы исходного текста. Работа с упражнениями. Определить микротемы текста. 6 Главная и второстепенная информация в тесте. Ключевые слова. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: ключевые слова. Уметь применять полученные знания на практике. Работа с текстом. Знать определения. 7 Приёмы сжатия текста. Исключение. 1 Изучение нового материала. Знать понятие исключение. Уметь применять полученные знания на практике. Работа в группах. Написать сжатое изложение. 8 Приёмы сжатия текста. Обобщение. 1 Изучение нового материала. Знать понятие обобщение. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. Написать сжатое изложение. 9 Приёмы сжатия текста. Упрощение. 1 Изучение нового материала. Знать понятие упрощение. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. Написать сжатое изложение. 10 Практическая работа по теме «Приёмы сжатия текста». 1 Повторительно-обобщающий урок. Знать понятие о приёмах сжатия текста.
Уметь применять полученные знания на практике. Практическая работа. Написать сжатое изложение. 11-12 Контрольная работа по разделу «Сжатое изложение». 2 Урок контроля знаний Знать приёмы сжатия текста. Уметь писать текст по памяти, применяя приёмы сжатия. Работа по карточкам, зрительный диктант Повторить определение. Тестовые задания (30 часов)
13 Текст как речевое произведение. 1 Изучение нового материала. Уметь извлекать основную информацию при чтении, находить необходимую информацию для обоснования ответа на поставленный вопрос. Практическая работа. Составить план текста. 14 Средства выразительности речи. 1 Изучение нового материала. Знать основные средства выразительности речи. Уметь находить средства речевой выразительности в тексте. Работа с текстом. С. 92-95, упр. 2 15 Практическая работа по теме «Средства выразительности речи». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь находить средства речевой выразительности в тексте. Практическая работа С. 95-101, упр. 3 16 Правописание приставок. 1 Изучение нового материала. Знать правила на правописание приставок. Уметь применять правила на практике. Работа по карточкам. С. 108-112, упр. 8 17 Практическая работа по теме «Правописание приставок». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять правила правописания приставок на практике. Устный опрос, работа в группах С. 108-112, упр. 9. 18 Правописание корней. 1 Изучение нового материала. Знать правила на правописание корней. Уметь применять правила на практике. Работа по карточкам. С. 105-107 упр. 5. 19 Практическая работа по теме «Правописание корней». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять правила правописания корней на практике. Устный опрос, работа в группах С. 105-107 упр. 6. 20 Правописание суффиксов. 1 Изучение нового материала. Знать правила на правописание суффиксов. Уметь применять правила на практике. Работа по карточкам. С.122-125, упр. 12. 21 Практическая работа по теме «Правописание корней». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять правила правописания суффиксов на практике. Устный опрос, работа в группах С. 125-130, упр. 13. 22 Лексика. Синонимы. Контекстуальные синонимы. 1 Изучение нового материала. Знать понятия: лексика, синонимы, контекстуальные синонимы. Уметь применять полученные знания на практике. Работа с текстом С. 134- 138, упр. 15-16. 23 Омонимы. Антонимы. Стилистически и эмоционально-окрашенные слова. 1 Изучение нового материала. Знать понятия: омонимы, антонимы, стилистически и эмоционально-окрашенные слова. Уметь применять полученные знания на практике. Работа с текстом С. 134- 138, упр. 17. 24 Словосочетание. Связь слов в словосочетании. 1 Изучение нового материала. Знать понятия: словосочетание, связи слов в словосочетаниях. Работа по карточкам. С. 141-145, упр. 18. 25 Практическая работа по теме «Связь слов в словосочетании». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять полученные знания на практике. Проверочная работа. С. 146-150, упр. 19. 26 Грамматическая основа предложения. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: грамматическая основа предложения. Уметь находить грамматическую основу предложения. Работа по карточкам. С. 150-152, упр. 20 (1-15). 27 Практическая работа по теме «Грамматическая основа предложения». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь находить грамматическую основу предложения, определять количество основ. Работа в группах, тестирование. С. 150-152, упр. 20 (16-25). 28 Предложения с обособленными обстоятельствами. Пунктуация. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: обособленное обстоятельство. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. С. 1580-162, упр. 22. 29 Предложения с обособленными определениями. Пунктуация. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: обособленное определение. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. С.153-158, упр. 21. 30 Предложения с вводными словами. Пунктуация. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: вводные слова. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. С. 163-166, упр. 23. 31 Практическая работа по теме «Предложения с обособленными членами» 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь находить обособленные члены предложения, верно ставить знаки препинания. Тестирование Повторить виды односоставных предложений. 32 Сложное предложение. 1 Изучение нового материала. Знать понятия о двусоставном и односоставном предложении. Уметь определять количество грамматических основ. Работа в парах. С. 167-168, упр. 21 (1-15) 33 Практическая работа по теме «Сложные предложения». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь определять количество грамматических основ. Тестирование С. 169 упр. 21 (16-25) 34 Сложные предложения, связанные сочинительной связью. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: сочинительные и подчинительные союзы. Уметь находить союзы. Работа по группам. С. 170-173, упр. 25 35 Сложные предложения, связанные подчинительной связью. 1 Изучение нового материала. Знать понятие: сочинительные и подчинительные союзы. Уметь находить союзы. Работа по группам. С. 173-176, упр. 26. 36 Практическая работа по теме «Сложносочиненные и сложносочиненные предложения». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь находить союзы, определять связь сложных предложений. Тестирование. Повторить виды связи в сложном предложении. 37 Сложное предложение с разными видами связи между его частями. 1 Изучение нового материала. Знать вид связи между частями сложного предложения. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. С. 182-183, упр. 28 (1-5) 38 Сложное предложение с разными видами связи между его частями. 1 Изучение нового материала. Знать вид связи между частями сложного предложения. Уметь применять полученные знания на практике. Работа в парах. С. 183-184, упр. 28 (6-13) 39 Практическая работа по теме «Сложное предложение с разными видами связи». 1 Повторительно-обобщающий урок. Знать вид связи между частями сложного предложения. Уметь применять полученные знания на практике. Тестирование. С. 185-187, упр. 5 (14-25) 40 Обобщение по разделу «Тестовые задания». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. Повторить правила. 41-42 Контрольная работа по разделу «Тестовые задания». 2 Урок контроля. Знать правила. Уметь применять полученные знания на практике. Контрольная работа. Сочинение-рассуждение (13 часов)
43 Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. 1 Изучение нового материала. Знать правила построения сочинения-рассуждения, критерии оценки. Работа с текстом. Ответить на вопросы. 44 Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). 1 Изучение нового материала. Знать правила построения сочинения-рассуждения. Работа с текстом. Написать сочинение по схеме. 45 Тема, идея, проблема текста. 1 Изучение нового материала. Знать тему, идею, проблему текста. Уметь применять полученные знания на практике. Работа с текстом. Определить тему, проблему, идею текста. 46 Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 1 Изучение нового материала. Уметь формулировать позицию автора, определять свою собственную позицию, подбирать аргументы в соответствии с темой. Работа с текстом. Привести аргументы. 47 Классификация речевых и грамматических ошибок. 1 Изучение нового материала. Знать классификацию ошибок. Работа с текстом. Исправить ошибки. 48 Особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. 1 Изучение нового материала. Знать особенности написания сочинения на лингвистическую тему. Уметь применять полученные знания на практике. Написание сочинения. Написать сочинение на лингвистическую тему. 49 Особенности написания сочинения-рассуждения на основе цитаты из текста. 1 Изучение нового материала. Знать особенности написания сочинения на основе цитаты из текста. Уметь применять полученные знания на практике. Написание сочинения. Написать сочинение на основе цитаты из текста. 50-51 Особенности написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 2 Изучение нового материала. Знать особенности написания сочинения на морально-этическую тему. Уметь применять полученные знания на практике. Написание сочинения. Написать сочинение на морально-этическую тему. 52-54 Обобщение по разделу «Сочинение-рассуждение». 3 Повторительно-обобщающий урок. Уметь писать сочинение-рассуждение в соответствии с предложенной темой. Написание сочинения. Выучить теоретический материал. 55 Контрольная работа по разделу «Сочинение-рассуждение». 1 Урок контроля Уметь писать сочинение-рассуждение в соответствии с предложенной темой. Написание сочинения на одну из предложенных тем. Обобщение по русскому языку за курс основной школы (15 часов)
56-57 Повторение по теме «Орфография». 2 Повторительно-обобщающий урок. Знать орфографические правила. Уметь писать слова в соответствии с орфографическими нормами. Комментированное письмо. Проверочная работа. Повторить правила. 58 Повторение по теме «Лексика». 1 Повторительно-обобщающий урок. Знать понятия: лексика, синонимы, контекстуальные синонимы, омонимы, антонимы, стилистически
окрашенные слова. Уметь применять полученные знания на практике. Работа по карточкам. Задание по карточке. 59-60 Повторение по темам «Синтаксис и пунктуация». 2 Повторительно-обобщающий урок. Знать понятия: синтаксис, простое и сложное предложение, пунктуация. Уметь применять полученные знания на практике. Комментированное письмо. Проверочная работа. Задание по карточке. 61 Особенности заполнения экзаменационных бланков. Практическая работа. 1 Урок практикум. Знать правила заполнения бланков, уметь заполнять формы бланков. Практическая работа. Задание по карточке. 62-63 Промежуточная аттестация. Пробный экзамен в форме ОГЭ. 2 Повторительно-обобщающий урок. Уметь выполнять тест в формате ОГЭ. Выполнение теста. Выполнить
тест. 64 Анализ пробного экзамена. 1 Урок практикум. Уметь исправлять допущенные ошибки. Работа в парах. Повторить приёмы сжатия текста. 65 Повторение по теме «Сжатое изложение». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять полученные знания на практике. Выполнение теста. Закончить изложение. 66 Повторение по теме «Сочинение-рассуждение». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять полученные знания на практике. Выполнение теста. Написать сочинение. 67 Повторение по теме «Сочинение-рассуждение». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь применять полученные знания на практике. Выполнение теста. Переписать сочинение. 68-69 Контрольная работа по курсу. 2 Урок контроля знаний. Знать особенности экзаменационной работы. Применять полученные знания на практике. Контрольная работа. Составить кроссворд. 70 Урок-кроссворд по разделу «Обобщение по русскому языку за курс основной школы». 1 Повторительно-обобщающий урок. Уметь отвечать на предложенные вопросы. Решение кроссворда. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Печатные пособия
Для учителя:
Валгина Н.С. Русский язык: Трудности современной пунктуации. 8-11 классы. М.: Дрофа, 2000.
Влодавская Е.А, Изложение по русскому языку: 9 класс. – М.: Экзамен, 2010. - 221с.
Газова Е.Ю. и др. материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 классах (основы культуры речи, развитие связной речи). – Волгоград: Учитель, 2003.
Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 110 с.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С., Новосёлова Л.Л. Сборник текстов для изложенийс лингвистическим анализом: 5-9 кл.: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков. - Волгоград: Учитель, 2009.
Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. – М.: Дрофа, 2006.
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальце А.Д., М.: Народное образование, - 384 с.
Тропкина Л.А. Русский язык. 9 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 185 с.
Фёдорова М.В. Уроки-семинары в системе изучения русского языка в школе. 5-9 классы. Методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2004.
Для учащегося:
Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 9 кл. : пособие для учащихся образоват. учреждений - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 320 с.
Баранов М.Т. и др. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся/М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова, под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение.
Давлеткельдиева А.А. Тесты и задания по русскому языку для самоконтроля с ключами. 5-9 классы. – М.: ЮНВЕС, 2007.
Крючков С.Е. Русский язык в таблицах. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Махонина М.Н., Девятова Н.М, Сборник контрольно-тренировочных и тестовых заданий. Русский язык. 9 класс. – М.: Интеллект- Центр, 2010. – 208 с.
Пахнова Т.М. Русский язык . 9 класс. Сборник текстов для подготовки к государственной итоговой аттестации.- М.: Дрофа, 2011. – 237 с.
Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация/ Л.И. Мальцева, П.И. Нелин, Т.М. Бандоля, Н.М. Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальце А.Д., М.: Народное образование, - 384 с.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации.- Ростов н/Д: Легион, 2008. – 399 с.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2011. – 378 с.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Кобякова Г.Н., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ-2015. Тренировочные вариантыпо новой демоверсии на 2015 год: учебно-методическое пособие.- Ростов н/Д: Легион, 2014. – 375 с.
Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Выразительность русской речи. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008, 94 с.
Штоль А.А. Русский язык для старшеклассников. В таблицах. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Мультимедийные пособия.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. 5 – 11 классы.
Интернет ресурсы
Техническое обеспечение
Компьютер
Интерактивная доска
Проектор
Колонки
Документ-камера
Критерии оценивания
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.2. Оценка диктантов
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).

Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
1 2 3
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов Допускаются: •
2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные +
3 грамматические ошибки.
В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4»
«3» 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов Допускаются: •
0 орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки
«2» 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
«1» Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такиеошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а)Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б)ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
 
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
 
Баллы Степень выполнения заданий
1 Менее чем на балл «2»
2 Выполнено не менее 20 % предложенных заданий
3 Выполнено не менее 30 % предложенных заданий      
4 Выполнено не менее 40 % предложенных заданий
5 Выполнено не менее 50 % предложенных заданий
6 Выполнено не менее 60 % предложенных заданий
7 Выполнено не менее 70 % предложенных заданий
8 Выполнено не менее 80 % предложенных заданий
9 Выполнено не менее 90 % предложенных заданий  
10 Выполнены все предложенные задания