Рабочая программа по элективному курсу Биология растений, грибов, лишайников

Пояснительная записка к элективному курсу
« Биология растений, грибов, лишайников»
Профильный уровень 10-11 класс,
35 часов ( 1 ч в неделю)
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.
Профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам. Следовательно, образование, особенно на ступени старшей школы, становится более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса.
Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу возможно использование вузовских форм учебной деятельности: лекций, семинаров, коллоквиумов, собеседований, зачетов. Фактически в старших классах в процессе изучения данного курса формируются профессиональные склонности и интересы современного школьника, совершенствуются умения конспектирования, реферирования, публичного выступления.
Знания, приобретенные при изучении углубленного курса «Биология растений, грибов, лишайников» значительно помогут при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии, проведении олимпиад, научных конференций, подготовке к ЕГЭ, ГИА и вступительным экзаменам в вузы.
Программа элективного курса « Биология растений, грибов, лишайников» адресована учащимся 10-11 классов,9 классов углубленного изучения.
Составлена на основе программы и учебного пособия И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазова «Биология растений, грибов, лишайников» 10-11 классы профильного обучения. Агафонова И.Б. Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» [34 часа] / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М. : Дрофа, 2006
:Цель изучения данного курса : формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности, циклах развития растений, грибов, лишайников, понимания роли растительных организмов на нашей планете и их значения в жизни человека
Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни и значении в природе и жизни человека основных групп растительных организмов, грибов, лишайников.
2. Сформировать понимание циклов развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений.
3. Ознакомить с характеристикой различных систематических группрастений, их происхождением и экологической ролью.
4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Основная концепция курса заключается в:
- комплексном подходе при изучении живых организмов на клеточном уровне;
- сравнительно – эволюционное направление курса.
Актуальностью изучения данного курса является то, что вопросы биологии растений, грибов, лишайников рассматриваются в 6-7 классе, когда учащиеся не знакомы с общебиологическими закономерностями, основами генетики, цитологии, гистологии, эволюции, экологии.
Данный курс рассчитан на учащихся, уже имеющих представление о биологии растений, грибов, лишайников, специфике представителей основных систематических групп. Кроме этого, обязательны знания ряда смежных дисциплин: физической географии, экологии.
Курс позволяет углубленное изучение растительных тканей, первичного, вторичного строения корня, стебля, листа, циклов развития мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных растений, т.е. изучение ботаники на старшей ступени обучения.
Элективный курс « Биология растений, грибов, лишайников» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития растительных организмов.
Программа реализуется в условиях профилизации образовательной системы. Предлагаемый элективный курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении научных знаний.
Основные методы работы: теоретические исследования, прикладные, системные.
Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: традиционная урочная: лекции, практические, работа с литературой; работа в малых группах.
Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Семинарские занятия проводятся после изучения каждой темы. Они способствуют развитию у учеников умений самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и конструктивно обсуждать их.
Лекции и семинары сопровождаются демонстрацией таблиц, рисунков, моделей органов растений, видеофильмов, электронных изданий, работой с микропрепаратами, электронными учебниками, справочным материалом.
Для освоения программы элективного курса « Биология растений, грибов, лишайников» могут быть использованы различные источники информации, но основным является одноименное учебное пособие. содержание глав которого полностью соответствует разделам программы элективного курса. Некоторая избыточность информации позволит учителю осуществить модификацию программы и обеспечить индивидуальный подход, удовлетворяя запросы отдельных учащихся в получении дополнительных сведений.
Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии растений, грибов, лишайников, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.
Формы обратной связи:
Промежуточный контроль: педагогическое наблюдение, собеседование, анализ ответов и подготовленных сообщений, выполнение отдельных видов тестовых заданий, анализ вступительного теста.
Итоговый контроль: тестовые задания по каждому изученному блоку с использованием ИКТ, итоговое тестирование.
Использование компьютерных программ по биологии.
Проектные работы
Примерный перечень проектов для самостоятельной деятельности:
1.История систематики растений
2.Особенности обмена веществ в растительных клетках
3.Особенности роста растений разных систематических групп
4.Процессы выделения у растений
5.Ткани наружной секреции
6. Особенности строения водных растений
7.Ткани внутренней секреции
8. Проводящие ткани растений
9.Тропизмы и настии растений
10.Видоизменения корней
11.Видоизменния побегов
12.Формы листовых пластинок

. Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
Классификацию растений, грибов, лишайников;
Особенности строения клеток растений, грибов, лишайников;
Особенности строения тканей растений, грибов, лишайников, их разнообразие;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений, грибов, лишайников и основные процессы их жизнедеятельности;
Морфологическое разнообразие и особенности размножения водорослей, грибов, лишайников, споровых и семенных растений;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, грибов, лишайников;
Характеристики циклов развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменныхи покрытосеменных растений;
Происхождение основных групп растений, грибов, лишайников;
Значение растений, грибов, лишайников в природе и жизни человека.
Основные этапы эволюции растений, грибов, лишайников
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать строение клеток растений, животных, грибов
владеть терминологией;
Сравнивать общие черты организации, строение и циклы развития водорослей, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных;
Распознавать и описывать представителей различных систематических групп растений, грибов, лишайников на гербарном и живом материале, схемах, таблицах;
Схематично изображать строение вегетативных и генеративных органов высших растений
Схематично изображать циклы развития водорослей, мхов, планов, хвощей, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений;
Характеризовать роль растений, грибов, лишайников в биогеоценозах;
Изучать биологические объекты и процессы, проводить лабораторные наблюдения, ставить биологические эксперименты, описывать, объяснять результаты опытов
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
работать с рисунками, таблицами, моделями органов, микропрепаратами;
работать с микроскопом;
работать с учебно-популярной литературой,
использовать ресурсы сети Интернет;
подготавливать рефераты и презентации на электронных носителях;
участвовать в семинарах, составлять краткие рефераты и доклады по интересующим их темам, представлять их на школьной конференции;
выполнять тестовые задания
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Использовать текст для работы с натуральными объектами
Умение объяснять возникновение жизни на Земле, эволюционные процессы с точки зрения материалистических позиций;
Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, объясняя функциональность органоидов клетки;
Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;
Работать с микроскопом и др.увеличительными приборами;
Уметь моделировать опыты для объяснения биологических процессов жизнедеятельности;
Уметь объяснить физиологические процессы, стадии онтогенеза организма с применением теоретических знаний;
Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т.д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Примерный учебно-тематический план,
(35 ч; 1 ч в неделю в течение года или 2ч в неделю в течение полугодия)
Раздел

Всего часов

В том числе

Формы контроля


программы

лекция

практика

семинар



Раздел 1 Растения
30ч





1.1. Ботаника- наука о растениях

1


Тестирование

1.2.Растительная клетка

1


Тестирование, устный зачет

1.3.Ткани и вегетативные органы высших растений
11ч
4
4
3
Тестирование, участие в семинаре, контрольные работы, устный зачет

1.4.Размножение высших растений

1


Тестирование, устный зачет

1.5. Низшие растения. Водоросли


2

Тестирование, устный зачет

1.6.Высшие споровые растения


4

Тестирование, участие в семинаре, устный зачет

1.7.Семенные растения
10ч
3
6
1
Тестирование, участие в семинаре, устный зачет

Раздел 2 Грибы


2

Тестирование, участие в семинаре, устный зачет

Раздел 3 Лишайники

1


Тестирование, участие в семинаре, устный зачет

Раздел 4. Этапы развития растительного мира

1


Тестирование, участие в семинаре, устный зачет

Заключение



1
Тестирование


35ч
12
18
5



Учебно-методическое обеспечение:
Агафонова И.Б. Программа элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» [34 часа] / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов // Программы элективных курсов. Биология. 10-11 класс. Профильное обучение. Сборник 2. – М. : Дрофа, 2006
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Элективные курсы 10-11 кл. Учебное пособие (профильное обучение) «Биология растений, грибов, лишайников». – М.: Дрофа, 2007. – 207с.
Основная литература
Билич Г. Л., Крыжановский В. А. Биология. Полный курс. Т. 2. Ботаника. М.: Оникс 21 век. 2002.
Биология: пособие для поступающих в пузы / под ред. М.В.Гусева, А.А.Каменского. М.: Изд-ио МГУ; Мир, 2002.
ГарибоваЛ. В. и др. Низшие растения. М.: Изд-во МГУ,1975.
КурсановЛ. И. и др. Ботаника: Анатомия и морфология растений. Т. 1. М.: Просвешение, 1966.
Лотова Л. И. Анатомия и морфология высших растений.М.:УРСС,2001.
Мамонтов С. Г. Биология: пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа. 2005.
Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.:Просвещение, 1994.
Тихомиров Ф. К. Ботаника. М.: Высшая школа, 1978.
Дополнительная литература

Васильев А. Е. и др. Ботаника. Анатомия и морфология растений. М.: Просвещение, 1988.
Еленевский А. Г. Ботаника. Систематика высших, или наземных, растений. М.: 2004.
Жизнь растений. Т 16. М.: Просвешение, 19741982.
Курс низших растений / под рел. М. В. Горленко. М.: Высшая школа. 1981.
Петров В. В. и др. Общая ботаника с основами геоботаники. М.: 1994.
Информационные ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Дидактические материалы:
Деркачёва Н.И. ЕГЭ 2008. Биология. Типовые тестовые задания / Н.И.Деркачёва, А.Г. Соловьёв. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Каменский. А.А. Основы биологии. Полный курс общеобразоват.средней школы /А.А.Каменский, Н.А.Соколов, М.А.Валовая. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Тестовые задания по биологии для подготовки к экзаменам/А.Г.Лебедев. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006.
Инструментарий по отслеживанию результатов:
Биология: реальные варианты: Единый государственный экзамен / авт.-сост. Е.А.Никишова, С.П.Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
Единый государственный экзамен: биология: контрол.измерит.материалы: 2005-2006 / под общ.ред. Г. С. Калиновой; М-во образования и науки Рос.Федерации, Федерал.служба по надзору в сфере образования и науки, Федерал.ин-т пед.измерений. – М.: Просвещение, 2006.
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачёты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы. – М.ВАКО, 2006.
Единый государственный экзамен. Учебно-тренировочные материалы для учащихся. Биология. / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007-2008.
Примерное поурочно- тематическое планирование элективного курса «Биология растений, грибов, лишайников» 35 часов
№ урока

Тема урока

Кол-во ча-сов

Вид занятий
Умения и навыки




лекция

практика

семинар




Раздел 1 Растения
29ч





1
1.1. Ботаника-наука о растениях

1


Знать объекты и методы исследования ботаники

2
1.2.Растительная клетка

1


Знать и различать органоиды клетки


1.3.Ткани и вегетативные органы высших растений
11ч





3
Образовательные и покровные ткани растений


1

Знать , различать, описывать строение тканей

4
Основные, механические, выделительные ткани

1


Знать , различать, описывать строение тканей

5
Проводящие ткани



1
Знать , различать, описывать строение тканей

6
Органы высших растений

1


Знать и уметь различать органы и их видоизменения

7
Корень и его видоизмения. Корневые системы.

1


Знать и уметь различать органы и их видоизменения

8
Строение корня


1

Знать и уметь объяснить особенности строения корня

9