Разработка урока на тему Указательные местоимения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ДАЛЬНЕГО»
ТЕМА: « Указательные местоимения»
ВИД КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ: Разработка урока по русскому языку в 6 классе
Ф.И.О. АВТОРА: Кумукова Фатимат Магомедовна
 
2017г, с. Дальнее
Тип урока:   объяснение нового материала, открытие  новых знаний  
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Реализуемая программа:  учебник по русскому языку для 6 класса. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, и др./ М.: Просвещение, 2014г
Цель урока:  
1.Образовательные:
– повторение и систематизация полученных ранее знаний о местоимении;
– знакомство со значением указательных местоимений их признаками и синтаксической ролью;
2. Развивающие:
–  вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
–  развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);
–  формировать умение правильно пользоваться местоимениями в устной и письменной речи;
3.Воспитательные:
–  создание на уроке положительной культурно - речевой среды и атмосферы комфортного доверительного общения.
–  воспитывать активное и сознательное, отношение к изучению русского языка;
Планируемые результаты: знание морфологических особенностей указательных местоимений; обнаруживать и устранять речевые ошибки; развитие мотивации к аналитической деятельности.
Оборудование: презентация, сигнальные карты, раздаточный материал для индивидуальной работы.
Структура урока:
Организационный этап.
Проверка домашнего задания
Самоопределение к деятельности
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Физкультминутка.
Практическая работа. Взаимопроверка.
Рефлексия деятельности (подведение итогов).
Домашнее задание, выставление оценок за урок.HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku-v-5-kl-fgos" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/06/24/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-russkomu-yazyku-v-5-kl-fgos" №
п/п Этап урока         Деятельность
             учителя       Деятельность
           учащихся            Цель
(формируемые УУД)           Оценка
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности  Включение в деловой ритм
Приветственное слово учителя:
Добрый день, ребята! У нас с вами сегодня очень интересная тема. Надеюсь, что в работе примут участие весь класс.
Работать будем индивидуально и в парах. Сигналом  о выполнении вами задания будет смайлик желтого цвета. Приветствие учащихся. Настроить учащихся  на учебную деятельность, на наличие позитивной самооценки, целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами. Поощрение учителя (словесное)
2. Проверка домашнего задания. Ребята, давайте вспомним наши изученные вопросы по теме «Местоимение» Вспоминают сведения о местоимении, как части речи
- Что такое местоимение?
- на какие вопросы отвечают местоимения?
- как изменяются местоимения?
- в чем необычность значения местоимений ты и вы?
- каковы морфологические особенности возвратного местоимения себя?
- какие части речи заменяют вопросительные местоимения?
- какие местоимения называются относительными?
- что обозначают неопределенные местоимения?
- какие орфограммы связаны с отрицательными местоимениями?
- как отличить одинаковые формы притяжательных и личных местоимений? - умение работать в парах; развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение Словесная оценка учителем.
3. 1.Самоопределение к деятельности
 
Предлагается ученикам выполнить задание.
Какие местоимения указывают на более близкий предмет, а какие – отдаленный? Укажите род, число.(Карточка №1)
1) Тот апельсин мне не нужен, я лучше возьму этот мандарин. 2) Этот учебник мне подходит, а тот – не нравится. 3) Эту девочку я знаю, а той – нет. 4) В этих местах мы были, поедем к тем холмам. (СЛАЙД2)
В данных предложениях нужно найти местоимения, которые указывают на что-либо или на кого-либо.  Учащиеся работают самостоятельно, затем проверяется.
- опираясь на ранее изученный материал поиск и выделение необходимой информации; сбор новой информации. Словесная оценка учителем  работы учащихся.
4. Постановка учебной задачи Активизация знаний учащихся.  Создание проблемной ситуации для формулирования темы и цели урока:
С какими местоимениями мы сейчас работали? Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока и цели.
Запишите, пожалуйста, число и тему урока. (СЛАЙД 3) Формулируют тему и цель урока формулирование познавательной цели, проблемы, определение способов ее решения; умение ставить вопросы и решать их в результате совместной работы. Словесная оценка учителя
5.  Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Организация работы по исследованию проблемной ситуации.
Чтение теории на станице 88 учебника. Читают теорию на стр.88, перерабатывают информацию.
Находят указательные местоимения, определяют их падеж и число из упражнения № 482 на доске.  Открытие новых знаний:
- работа с информацией в учебнике; планирование действий, способных привести к решению проблемы;
 умение извлекать информацию из текста. Словесная оценка учителя работы уч-ся.
6 Закрепление изученного материала Первичное обобщение. Работа индивидуальная.
- Найдите указательные местоимения, подчеркните как член предложения.(Карточка №2)
Тот поворот оказался роковым. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится.
Те говорят: очень ржавое это ваше оружие. Каков привет – таков ответ.(СЛАЙД 4) Работают на раздаточных листах, находят указательные местоимения, подчеркивают как член предложения, объясняют свой выбор, оценивают друг друга.
Выполняют задания самостоятельно, при проверке оценивают друг друга. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого материала; контроль, оценка, коррекция.
контроль, оценка, Словесная оценка учителем работы учащихся.
7 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (СЛАЙД 5)
Если  в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:
 
 Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.
Март морозом на нос садится.
Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
Одна ласточка весны не делает.
Весна красна цветами, а осень снопами.
8 Практическая работа. Взаимопроверка. Практическая работа. Запись под диктовку.
- объяснить знаки препинания и орфограммы. Подчеркнуть местоимения как члены предложения и определить их разряд.
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Ю.Энтин.(СЛАЙД 6)
- какова синтаксическая роль указательных местоимений? Определяют разряды местоимений.
Взаимопроверка. самостоятельное создание алгоритма рассуждения; умение точно и логично выражать свои мысли. Словесная оценка учителя работы уч-ся.
9. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов занятия Организация рефлексии.
- достигли ли цели?
- какое правило использовали?
 - что было интересно на уроке?
- что  было трудно?
У каждого на парте есть смайлики. Оцените свою работу, подняв один из них.(СЛАЙД 7) Отвечают на вопросы.
Дают оценку своей работе на уроке. (зеленый смайлик- нет вопросов по теме, желтый- остались вопросы, красный- ничего не понял) самоопределение, обобщение   контроль, коррекция знаний; владение монологической и диалогической формами речи; рефлексия, умение осознанно строить речевое высказывание. 10. Домашнее задание (комментирование), выставление оценок за урок Комментирование домашнего задания:
Параграф № 84, упражнения 484. Рабочая тетрадь: стр.57, упр.95.
  Спасибо всем, кто сегодня помог сделать успешным наш урок!(СЛАЙД 8) Самостоятельная домашняя работа закрепить полученные знания об указательных местоимениях;
Оценка учителя

Список использованных источников
https://otvet.mail.ruhttp://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/07/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-ukazatelnye
Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс.- 2-е изд., перераб.- М.:ВАКО,2016.- 416с.-(в помощь школьному учителю)
Программы для общеобразовательных учреждений:
1. Русский язык. 6 класс. Учеб. для.общеобразоват.организаций. в 2ч. Ч. 2\М.Т. баранов, Т.А. Ладыженская -2-е изд.-М.: посвещение,2013.- 175с.
ПРИЛОЖЕНИЕ


КАРТОЧКА № 1
1) Тот апельсин мне не нужен, я лучше возьму этот мандарин.
2) Этот учебник мне подходит, а тот – не нравится.
3) Эту девочку я знаю, а той – нет.
4) В этих местах мы были, поедем к тем холмам.

КАРТОЧКА №2
Тот поворот оказался роковым. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Те говорят: очень ржавое это ваше оружие. Каков привет – таков ответ.
Упражнение 482
Книга- великан
Книга высотой в два этажа. Скажете: таких( Р.п., мн.ч.) книг не бывает. И ошибетесь! Такие (И.п., мн.ч.) книги есть! Некоторые из этих (Р.п., мн.ч.) книг находятся в Монголии. В одной из таких (Р.п., мн.ч.) книг насчитывается двести тридцать шесть томов. Книги эти (И.п., мн.ч.) созданы в древности. В те (В.п., мн.ч.) времена мастерам- искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске. Сколько (И.п., ед.ч.) же труда вкладывалось в иллюстрации, который до сих (Р.п., мн.ч.) пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.
I (В) два- числит. Высотой (какой?) в два этажа. Н.ф. - два
II Пост.- простое, колич., целое; непост.,- в В.п.
III Высотой (какой?) в два этажа (опред)
Древности- Древн(корень)- ост(суффикс)- и(окончание)