Открытый урок по технологии 8 класс тема: Вышивка шелковыми лентами.

Филиал МБОУ "Славгородская СОШ"- "Архангельская ООШ".









Методическая разработка открытого урока по предмету технология
8 класс


тема: "Вышивка шелковыми лентами".









Учитель технологии: Баленко Любовь Николаевна.









2016-2017 учебный год.
Тема раздела: Художественная обработка материалов
Тема урока: Вышивка шелковыми лентами.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Познакомиться с историей вышивки лентами, сформировать интерес к данному виду рукоделия, научить изготавливать розу.
Задачи урока:
- образовательная: познакомить с историей вышивки, расширить знания об инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с классификацией лент, показать связи с ранее изученными материалами в курсе общеобразовательной школы;
- воспитательная: продолжить формирование дисциплинированности, добросовестности, аккуратности;
- развивающая: развивать координацию движений рук, научить выполнять требования по технике безопасности.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, готовые работы учащихся, карточки по технике безопасности, инструкционные карты.

Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели урока.

1.Знакомство учащихся с новым видом вышивки – вышивки шелковыми лентами.
2.Научиться вышивать лентами .
III. Актуализация опорных знаний.
Скажите, какие декоративно - прикладные виды искусства вы знаете?
А сегодня мы поговорим об одном из видов декоративно – прикладного искусства: вышивке. Вы уже научились делать разные виды вышивки. Давайте вспомним – какие вы знаете вышивки? Однако сейчас получает все большее распространение еще один вид вышивки – вышивка шелковыми лентами. История вышивки шелковыми лентами уходит глубоко в прошлое.
IY. Изучение нового материала.
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски ткани, чтобы « оживить» свой образ. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда. В средние века в Италии лентами декорировали спинки стульев, балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси. Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал одеваться оригинально и с выдумкой. Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие.
Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
Именно в эти времена во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, затем настал черед белья. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Расцвет этого искусства пришелся на 70 – е годы XIX столетия. К этому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.
«Силк риббон» - так называется тип вышивки, которую выполняют, используя вместо обычной пряжи ленточку из шелка или органзы и получая объемный эффект .

С занятным рукоделием жизнь намного краше, лишь надо приложить к нему терпенье, И мастерство становится выше, когда тобой владеет вдохновенье.

Девиз наших уроков: «Не за свое дело – не берись, а за своим – не ленись».
Вспомните, какие инструменты использовали вы при вышивании гладью?
Итак, нам необходимы будут следующие инструменты:
1. пяльцы (любого диаметра);
2. иголки (№ 18 и № 24, а также №8 , иглы должны быть острыми);
3. ножницы (маленькие с острыми концами);
4.карандаш и линейка (чтобы чертить схемы);
5.ластик для ткани (чтобы стирать неверные карандашные линии)
6. портновские булавки;
7. краски (для раскрашивания ленточек, подкрашивания фона);
8. кисточки (для росписи);
9. губки (для создания фона);
10.нитки для вышивания

Нам понадобится и материал для вышивания. Вышивать ленточками можно по любой ткани, через которую легко продеть иголку. Это могут быть и ткани льняные, шелковые, хлопчатобумажные, шерстяные. Назовите, какие вы знаете хлопковые ткани?
Хлопковые ткани: рогожка, батист, муслин, сатин, плис (хлопчатобумажный бархат).
Вспомните и назовите названия льняных тканей? Льняные ткани: суровое полотно, тонкое полотно, грубая холстина.
Назовем названия шелковых тканей? Это – шифон, чесуча, шелковый тюль.
И последнее: «Что можете сказать о названиях шерстяных тканей?». Шерстяные ткани: креп, твид, джерси.

Нам понадобятся и ленточки. Существуют ленты декоративные, которые нельзя стирать, и ленты шелковые. Их стирать можно, но вручную, гладят с изнанки, чтобы вышивка не стала плоской. Шелковые ленты продаются разной ширины и различных цветов. Их можно использовать для вышивки по любому виду ткани.

Итак, мы познакомились с инструментами и материалами, необходимыми для вышивания ленточками.
Давайте вспомним как правильно запяливать ткань в пяльцы?

Как можно переводить рисунок на ткань?

Чтобы начать работу по изучению основных швов при вышивке лентами, давайте вспомним правила безопасной работы .

На столах у вас имеются карточки по техники безопасности.
Изучим их и отгадаем загадки.
Труд – дело очень важное, Правила должны вы знать,
Порой небезопасное. Безопасность соблюдать.

Карточка 1.

1.Булавки и иглы хранить в игольнице. Тонконогая Ненила
Всех одела – нарядила.
На самой бедняжке
Даже нет рубашки.
(игла)
2. Шить с наперстком. На одной яме - сто ям с
ямой, (наперсток).


3.Не шить ржавой иглой. Железная рыбка ныряет,
а хвост на волне -
оставляет (игла).
4.Количество игл до работы должно равняться количеству игл после работы.
5.Передавать иглу ушком вперед. У вострушки – хвостик
в ушке (игла с ниткой).
6.Передавать ножницы кольцами
вперед.
Инструмент бывалый –
не большой, не малый
( ножницы).
Так делают узелок на конце ленты и закрепляют шов.
Вот как выполняют ленточный шов: закрепить конец ленты. Ровно, придерживая ленту второй иглой, вывести иглу с лентой на изнаночную сторону, проткнув ее посередине .








Шов «цветочек» выполняют так: сделав плоский, вывести иглу на лицевую сторону работы и снова вернитесь к изнанке рядом с местом прокола, образуя петлю, размеры которой зависят от типа цветка. Вернитесь на лицевую сторону, выведя иглу внутрь верхней части петли, и потяните слегка ленточку.

Вспомним, как выполняются стебельчатый и тамбурный швы .

И последний шов - шов «пестик». Выполняется он так: выведите иглу на лицевую сторону работы и, помогая себе другой рукой, протяните ленточку, хорошо прижав к материалу, чтобы она не перекрутилась; затем сделайте один виток вокруг иглы .


Практическая работа. Изготовление розы .
Инструкционная карта.
1.Вышейте нитками в тон ленты звезду с пятью лучами. Поверните работу и хорошо закрепите нитку на изнанке.
2.Возьмите ленту, сделайте плоский узел и протяните ее на лицевую сторону в центре звезды.
3.Протащите иголку под первым стежком и пропустите второй.
Продолжайте, поочередно пропуская иглу под или над лучами звезды.

V.Подведение итогов.
1.Выставление оценок.
Все виды декоративно – прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
Навыков и способов его овладения:
Как место рабочее организовать,
Рисунок как правильно копировать,
Как эстетично цвет ниток подобрать,
Как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
Мы помним: в нашей жизни все пригодится.

VI. Домашнее задание
1.Подобрать материал для написания реферата на тему «Вышивка лентами».




Рекомендуемая литература для учителя

Технология: 8 класс. / Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана граф, 2007.
Вышивка шелковыми лентами: Техника. Приемы. Изделия / Пер. с ит. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2003.
Дафтер. Х. Фантазии из шелковых ленточек. /Пер. с англ. – Ч.: Контэнт, 2007.

 @`Ђ Аа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· @`Ђ Аа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· @`Ђ Аа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· @`Ђ Аа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· 0@P`Ђ Аа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 715