Технологическая карта организованной учебной деятельности Средняя группа Ознакомление с окружающим «Играем с водой»


Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Образовательная область : «Познание»
Раздел: Ознакомление с окружающим.
Тема: «Играем с водой» (игровая поисковая деятельность)
Цель: Познакомить со свойствами воды. Предложить детям поэкспериментировать с водой: вода переливается, принимает форму сосуда, подкрашивается, ей можно придать вкус: сделать, сладкой, кислой, соленой. Развивать умение устанавливать простые причинно-следственные связи.
Игровое упражнение «волшебная губка». Побуждать детей действовать самостоятельно, чтобы увидеть результаты экспериментирования
Билингвальный компонент: вода-су, сладкая- дәмді
Этапы деятельности Дейсвия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-побудительный Воспитатель моделирует игровую ситуацию:
– Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косичку да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят? Дети проявляют интерес к занятию.
Внимательно слушают письмо от сестричек капелек.
Дети проявляют интерес к решению проблемы.
Организационно- поисковый Воспитатель предлагает ребятам стать научными работниками.
- Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1: “Вода не имеет формы”
Воспитатель приглашает детей к столу с предметами разной формы: конус, шар, цилиндр, пакет полиэтиленовый.
Предлагает налить в них воду, сравните форму воды в своем стакане с водой у соседа.(воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.
Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”
Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (Воспитатель наливает в ладошки воду из чайничка).
- Воду трудно удержать, она стремится убежать.
-А теперь возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро).
-Теперь слегка наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то вода потечет быстро.
-Так и в природе: Если река течет по ровному месту, т.е. по равнине – медленно, если с гор, то течет быстро. Кто знает, как это называется? (водопад)
Показ картин: река, водопад, море
Опыт №3: “Вода прозрачная”
- Какого цвета вода?
- На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. - Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет).
- Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная).
-Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт №4: “У воды нет вкуса”
Воспитатель предлагает вспомнить вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт № 5 «Умение растворять в себе некоторые вещества»
Воспитатель обращает внимание на стол, на котором находятся стаканы с водой и тарелки с сыпучим веществом белого цвета
- У вас на столе стаканы с водой и сыпучее белое вещество.
Как вы думаете, что это?
Добавьте его в воду и скажите, что произошло?
Изменился цвет воды?
А теперь понюхайте воду (дети нюхают воду)
Появился ли запах?
Попробуйте воду (дети пробуют воду)
Изменился вкус воды?
В. - Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной.
Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества.
Почему это свойство полезное? (ответы детей)
Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок. Краски разбавить, мыло намылить и т.д.
Это полезное свойство воды.
Опыт №5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: “Лед – твердая вода”
Воспитатель показывает: снег, лед, сосульки, разных размеров.
И предлагает проследить, как быстро все растает в тепле растает..Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7: “Пар – это тоже вода”
Воспитатель берет термос с кипятком. Открывает его и показывает детям пар.
Над ним ставит зеркало.
Показать, что пар – это тоже вода.
2-3 ребятам воспитатель капает на ладошки.
- Ребята проведя опыты, можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? Почему?
Д/игра: “Где спряталась вода”
Воспитатель предлагает ребятам посмотреть картинки и отыскать где спряталась вода. Дети включаются в игровой замысел, надевают белые халаты.
Дети разливают воду в сосуды разной формы.
Дети перечисляют формы предметов, которые заполнила вода.
Дети делают вывод: вода не имеет формы.
Дети стараются удержать воду в ладошках, но как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.
Дети наблюдают, как с зеркал стекает вода.
Ребята делают вывод: вода жидкая и льется
Дети называют где и с какой силой течет вода в природе рассматривают картин вода в природе.
Дети определяют цвет воды по полоскам бумаги, делая вывод что вода не имеет цвета.
Дети смотрят через стакан на предметы.
Дети пробуют воду в стакане.
Делают вывод вода не имеет вкуса.
Дети говорят свои догадки что за сыпучее вещество на столе.
Добавляют в воду, пробуют на вкус, нюхают.
Делают вывод.
Дети нюхают воду и делают заключение вода не имеет запаха.
Дети наблюдают за таяньем снега, сосульки.
Наблюдают за действиями воспитателя.
Дети доказывают, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры
Дети рассматривают картинки. Отвечают на вопрос.
Рефлексивно- корригирующий Воспитатель подводит итог занятия.
Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Без воды мы не можем прожить на земле, воду надо беречь и охранять. Дети радуются поощрению.
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: навыки проведения лабораторных опытов.
Понимают: о свойствах воды.
Применяют: умение устанавливать простые причинно-следственные связи.