Открытое занятие по театральной деятельности с детьми младшего школьного возраста на основе этнорегионального компонента «Путешествие в страну Казачью»


МБУДО «Дом детского творчества» г. Белая Калитва
Педагог дополнительного образования Шевченко О.Г.
Открытое занятие по театральной деятельности с детьми младшего школьного возраста на основе этнорегионального компонента «Путешествие в страну Казачью»
Возраст обучающихся: 8-9 летГод обучения: 1 год обученияТема занятия: «Город творчества»Тип занятия: комбинированное Время занятия: 40 мин.
План занятия:Вступительная беседа – 5 мин.Теоретическая часть – 5 мин.Практическая часть – 20 мин.Подведение итогов – 10 мин.
Цель занятия:  Воспитание интереса к казачьему творчеству, гордости за свой народ.
Задачи: 
Воспитательная. Формировать у детей сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, партнёрские отношения, любознательность, оптимистический взгляд на жизнь и собственную деятельность;
Развивающая. Развить эмоционально-эстетическую сферу , образное мышление, фантазию, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, стремление к самовыражению;  умения взаимодействовать с партнёром, навыки свободного общения, коммуникабельности ;
Образовательная. Расширить знания детей о казачьей культуре, быте и традициях казаков.

Методическое обеспечениеМетоды:Развитие творческого потенциала ребёнка: на основе различных игр. Для построения занятия используются различные игровые варианты развивающих упражнений. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении актеров. Т.е. при построении данного учебного занятия использованы профессиональные методы обучения учащихся навыкам актерского мастерства, сценического движения и сценической речи:Метод физических действий;Этот метод используется в работе над пьесой, сущность которого заключается в том, чтобы найти в пьесе точный событийный ряд, разбив ее на цепь событий, начиная с наиболее крупных и докапываясь до самых мелких. Это процесс познания материала. Этот метод вполне применим в работе над этюдами. Голосо -речевой тренинг — освобождение природного голоса, формирование навыков открытого общения, систематическое совершенствованию речевого аппарата, постановка правильного дыхания, чёткой дикции.Метод ритмического воспитания - «Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом.Актёрский тренинг - это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий. Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.Метод игровой импровизации - применяется на разных этапах обучения актера: в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами, в действенном, этюдном способе анализа пьесы и роли, выявлении характерности и в ряде других моментов обучения. Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Уменьшение напряжения, снятие страхов и зажимов, развитие внимания, формирование способности выражать свои чувства, эмоции, понимать невербальное поведение других людей. Методы мотивации и эмоционального стимулирования: доброжелательность, поощрение, игра, обращение к жизненному опыту детей, поддержка, установка на успех;Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.Метод усложнения заданий - от простого к сложному, обязателен в обучении.
Рефлексия: Анализ данного мероприятия самими учащимися через упражнение: «Свободный микрофон»Формы работы: Групповая , в мини-группах (по индивидуальному заданию)Наглядно-дидактические материалы: фото- и видео-презентация.Музыкальное сопровождение:Подборка музыкальных отрывков: попурри казачьих песенУсловия проведения занятия, оборудование:- театральные костюмы и атрибуты.ТСО: музыкальный центр; usb — накопитель с музыкой, фото, видео — материалом Ноутбукмультимедийное оборудование.
Сценарий проведения открытого занятияI. Вступительная беседа. Организация класса.Педагог:Гости желанные, важные, званые!
Худые и тучные, веселые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Дети приветствуют гостей наклоном головы.
Аутотренинг «Зеркало» Перед ребятами на партах лежат зеркальца - цветочки
Педагог: Перед вами на партах лежат зеркальца. Возьмите их, и посмотритесь… Кого вы там видите? Правильно, себя!. А какие вы? (Ответы детей: красивые, веселые, радостные, любознательные). Поверните зеркальца и покажите их своему соседу по парте. Скажите что- то хорошее друг другу. А теперь поверните зеркала, и пусть в них отразится окружающий мир. Что мы можем пожелать миру? (Добра, мира, счастья всем людям)Сегодня я вас познакомлю с тем, чему обучает детская казачья театральная студия. И я вас приглашаю в путешествие в страну « Казачью» (1 слайд)II. Практическая часть
Педагог: А путешествовать мы будем на лошадях(2 слайд) Итак, давайте разучим скороговорку о лошадях « От топота копыт пыль по полю летит»
Упражнение « Маски эмоций»: проговаривание скороговорки с различной интонацией - весело, грустно, удивленно, равнодушно и рассаживаемся согласно смайликам на 4 группы.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА. Упражнение «Скачки» ( на имитацию движений, дети под музыку выполняют движения)
Педагог. У кого там хмурый вид?
Казачья музыка звучит.
Сядем все мы на коней
По полю помчимся.
И друг другу до земли
Низко поклонимся.
2. Техника речи Дыхательная разминка
Упражнение «Комарик» Длинными, плавными движениями ловите комара, сопровождая движения звуками З! З! З! З!...;
Упражнение «Косари» Покажите, как вы косите траву: С-С-С-С!  С-С-С-С!...;Упражнение «Хозяюшка»  Натрите пол щеткой: Ш-Ш-Ш-Ш!  Ш-Ш-Ш-Ш!  Ш-Ш-Ш-Ш!
- вдох воздух через одну ноздрю, выдох через другую;
- вдох через рот, выдох через нос, постукивая по ноздрям;
- вдох через нос, выдох через рот, постукивая по щекам;
- глубокий вдох (плечи не задираем, выдох со звуком «м», постукивая по груди.Существует три вида дыхания:
Первый вид — спокойная, плавно звучащая речь. Дети выполняют:
-свистит ветер — с-с-с-с-с-с-с-с.
-шумят деревья — щ-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
-летит пчела —ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
-пищит комар —з-з-з-з-з-
Второй вид— волевая, но сдержанная речь:
-работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с!
-метет метель —ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш!
-сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
Третий вид — эмоциональная речь в быстром темпе:
-кошка сердится —Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!
-пилит пила —С! С! С! С! С!
-заводится мотор — Р! Р! Р! Р! Р!
III. Теоретическая часть
1.Ребята, мы живем в казачьем краю. И сегодня мы с вами поговорим о казаках.
Появляется кукла наручная – казак Чига- Чигушка
Эй, здорово, ребятишки,
Мои знакомые девчонки и мальчишки!
К вам Чигушка пришел.
Будем шутки шутить,
Друг друга веселить.
- Ребята, а что вы знаете о нас, казаках?
Ответы. Казак – вольный человек, храбрый воин.
-А какая главная казачья заповедь?
Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»
Педагог- кукла (Слайд)
Из-под кочек, из-под пнейЛезет враг оравой.Гей, казаки, на коней!И айда за славой!Тает, тает сизый дым,Ты прощай, станица!Мы тебя не постыдим –Будем лихо биться!
За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.
Казачество донское,Казачество лихоеОсновой послужилоКазачьим всем войскам.Куда бы ни кидали,Куда б ни выселяли –Границы охранялиНа зависть всем врагам.
Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь
Игра « Собери пословицу» У каждой группы на партах разрозненные пословицы. Задача собрать ее и прочитать.1. Казак без коня – что солдат без ружья.2.Казак сам голодает, а коня накормит.3.Без коня казак сирота. 4. Казак в седле - порядок на селе.
Верно, смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена
2. Упражнение «Говорим и показываем». ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ (Слайд)
 Сейчас будем читать стих, используя пластический рисунок (на каждую строчку стихотворения свое движение). 
Для начала разучим пластический рисунок на примере первого четверостишья стихотворение
Пластический рисунок для второго четверостишья можно предложить для освоения самостоятельной работы
1.Понад Доном плывут облака (рисуем облако в воздухе)
Тополей серебристый пух (потряхиваем кистями рук)
Здесь прижился уже века ( прижимаем ладони поочередно)
Несравненный казачий дух( руки к груди, от себя)
2. Будем петь о славном Доне,
Где лазоревая степь.
Где в полях гуляют кони.
Да ветра колышет хлеб.
3. Игра на внимание « Мешочек чудес»
Педагог. Казаки были не только ловкими. Но и внимательными. Развивать внимательность вы можете сами, играя в эту игру.
4.Театрализованная викторина « Из какой сказки?» (Слайд)
Чигушка. Вот еще одна потеха,
Загадаю вам загадки
Про казачьи сказки…
– Шла я издалека, да со шляха сбилась. Обходить уж нету силы, отвори вороттца, дай пройти мне напрямик к околице . («Казак и Лиса»)
– Я кот Брамус, о двенадцати ус. Как поведу усами, звери падают сами
( « Кот и Лиса»)
– Усни глазок, усни, другой, усни мачехина дочь, усни моя сопротивница ( «Черная Коровушка и Аннушка»)
Педагог. Вот Чигушка удивил. Мы не только сказки сказываем, но еще их и показываеи.
5. Музыкально- ритмическая драматизация «Ванечка»
Педагог. Под березкой за рекой ..
Пашет Ваня молодой,
Пашет черную землицу,
Сеет желтую пшеницу-
Первым он идет играть!
Каждой группе дается задание выбрать из своих групп 1 представителя ( Таблички):Ванечка, Олечка, конь, цветок.
Раздаем реквизит: фуражку, веночек, коня, цветок. Все остальные - подпевают.
«КТО У НАС ХОРОШИЙ?»
Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший, Ванечка пригожий.
На коня садился, конь завеселился,
Плеточкой помашет- конь под ним запляшет.
Мимо сада едет, садик зеленеет.
Цветы расцветают, птички распевают.
К дому подъезжает, со коня слезает,
Со коня слезает, Олечка встречает.
IV. Подведение итогов.
Педагог. Каждое представление мы завершаем аплодисментами.
Упражнение «Жгучие ладошки». (Слайд)
Дети по сигналу начинают хлопать в ладоши со всей силы. По сигналу заканчивают хлопать. Показывают ладошки педагогу, который проверяет насколько они горячие. Владельцы горячих ладошек садятся на свои места. Владельцы прохладных или холодных ладоней выполняют упражнение
« добудь огонь, как пещерный человек»
Рефлексия. Наше путешествие в страну Казачью подходит к завершению.
Сегодня мы с вами поиграли, узнали что-то новое. Что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего занятия?
Как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.
16. Прощание.
Дети встают и выполняют по сигналу движения:
Выпад правой ногой, воздушный поцелуй, руки открываются в объятии, широкая улыбка.
Ну, ребята, молодцы!
Игры играть и шутки шутить вы мастера.
Ну а теперь расходиться пора.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Весело помашем, « До свиданья, скажем»