Конспект образовательной деятельности по ФЦКМ «Весеннее путешествие» средняя группа


Задачи:
Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы (И. Тютчев «Зима недаром злится»,
С. Маршак «Круглый год», М. Пришвин «Весна в лесу»), рассматривание репродукций с картин о весне известных художников (А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март», А. И. Куинджи «Ранняя весна»), наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне (А. А. Фет «Уж верба вся пушистая», А. Плещеев «Травка зеленеет…»).
Материалы: макет «Солнышко», зеркало, ноутбук, интерактивная доска, аудиозапись «Звуки леса», презентация к занятию, бумажные цветы, тазик с водой, картинки с иллюстрациями «Правила поведения в природе», рамки, клей, кисти клеевые, салфетки, клееночки, смайлики, коробочка с
подарками (мыльными пузырями).
Содержание образовательной деятельности:
1.Вводная часть.
Психогимнастика.
Воспитатель незаметно пускает зеркалом солнечного зайчика. Дети замечают его и начинают с ним играть. Воспитатель подзывает детей к себе.
Воспитатель: Ребята, послушайте, как бьется ваше сердце, тук-тук-тук. А представьте, что ваше сердце это теплое, яркое солнце, оно такое большое, что не помещается у вас в груди, давайте каждый поделится друг с другом своим солнышком и нам сразу станет еще теплее и радостнее (дети берутся за руки и делают большой круг)
Воспитатель: Вот какое большое солнце у нас получилось, а сейчас давайте мы протянем свои лучики вперед и согреем друг друга.
Игра «Солнечные лучики»
Солнца лучик золотой
Ярко светит над рекой.
И всему он шлёт привет.
Улыбнёмся мы в ответ:
«Здравствуй, лучик золотой!
Дружим мы всегда с тобой.» (достаю макет солнышка с лучиками, дети держатся за эти лучики)
Хорошо стало вам? Я вижу, что вы согрелись от тепла нашего солнышка, а теперь давайте это тепло мы подарим и нашим гостям, посмотрите, сколько их у нас (дети протягивают ладошки гостям).
Воспитатель:
Давайте вместе посмотрим в окно,
Такую красоту мы ждали давно:
И небо, и солнце и даже капель,
Синички на ветке звонкая трель!
Все радостью наполнено, светом,
Весны-красавицы приветом!
2.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, какой сегодня замечательный денек! В такой денек не хочется сидеть дома или в группе, а хочется отправиться куда-нибудь в путешествие. А куда бы мы могли отправиться с вами путешествовать? (выслушиваются ответы детей). Хорошо, вы правильно все сказали, а я
вам предлагаю отправиться на прогулку в весенний лес. Но сначала я хочу проверить, готовы ли вы к путешествию.
Мы пойдем не за грибами,
Не за цветами,
А за лесными чудесами!
Лес – это дом животных, мы с вами – его гости.
А вы знаете, как надо себя вести в лесу? Расскажите. (В лесу нельзя шуметь, цветы рвать, ветки ломать, мусор бросать.)
А попасть в лес нам поможет цветок, который растет у нас на окошке, скажу вам по секрету: он волшебный и если мы оторвем у него лепесток и произнесем волшебные слова, то очутимся там, где захотим. Итак, приготовились. (беру цветок, отрываю лепесток) Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели, хочу, чтобы мы с ребятами очутились на лесной полянке. Звучит звукозапись «Голоса леса»
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу! Не забывайте, что в лесу нужно вести себя тихо, чтобы не напугать лесных обитателей. Давайте пройдем с вами по дорожке вот на ту полянку. (Дети с воспитателем идут по «дорожке» к
ковру и садятся на стульчики.)
(Открывается 1-й слайд. На полянке беседуют ворона и зайчик).
Воспитатель: -Ребята, оказывается в лесу не все в порядке. Зима спрятала весну и не хочет ее выпускать из плена. Как же нам быть в этой ситуации? (нужно помочь лесным жителям встретить весну).
Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте мы его прочтем.
«Обрадовались они какой-то девчонке Весне, а про меня-тетушку Зиму уже
и слышать не хотят! Не выпущу я Весну из плена, пока не выполните мои задания.
Задание первое.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
Ваша тетушка Зима»
Воспитатель: -Ребята, правильно это. Объясните, пожалуйста, как надо правильно вести себя в лесу.(ответы детей). Молодцы, вы еще раз рассказали о том, как нужно вести себя в лесу. (Один из детей задает
вопрос воспитателю: «Мой брат вчера принес из леса целую корзину подснежников и подарил их маме. Правильно ли он поступил, ведь он
хотел порадовать маму? Воспитатель вместе с детьми отвечают на поставленный ребенком вопрос.) Устали? Давайте с вами отдохнем.
ФизминуткаМы шагаем друг за другом,
Лесом и весенним лугом,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Покружились, полетели,
На цветы тихонько сели.
Воспитатель: Ребята, здесь есть еще одно задание, тетушка Зима говорит, что вы не знаете примет весны. Я вам предлагаю вспомнить приметы весны.
Показ 2-го слайда «Медведь в берлоге»
Смотрите, ребята, медвежья берлога!
Спал медведь в ней зиму долго.
Его уже разбудил ручеек,
Берлогу покинул - он сильно промок.
Весна ручеек тот медведю послала.
Что любит он спать, об этом узнала.
3-й слайд «Весна в лесу»
Снег и лед на речке все тает и тает,Вот с грачихой грач летает,Гнездо строить начинают.
На проталинке раскрылся подснежник-Весны и солнышка привет.Ну, что, ребята, пришла в лес весна или нет?(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли прийти весне в лес! Я вам хочу предложить погулять по весенней полянке. Ой, ребята, посмотрите, Зима не хочет нас пускать на весеннюю полянку, заморозила все цветы, давайте постараемся оживить их. Помогите мне. Возьмите по одному цветочку, опустите его в воду, чтобы он «ожил» и отнесите его на полянку. (дети берут бумажные цветочки со свернутыми лепестками, опускают их в таз с водой. От воды лепестки у цветов начинают раскрываться). Молодцы! Какая чудесная полянка у нас получилась! Ребята, нам, наверное, пора возвращаться назад в детский сад. Готовы?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
– Быть по-моему вели, хочу, чтобы мы с ребятами очутились в нашем детском саду.
3.Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все очень старались. Как вы думаете, помогли мы зайчику встретить Весну? А что мы для этого сделали? (ответы детей). Ребята, а давайте мы свами закрепим наши знания о правилах поведения в лесу. Для этого вам нужно пройти за столы. Посмотрите внимательно, у вас на столах лежат картинки, на которых изображено то, что нельзя делать в лесу, а также рядом с ними лежат рамки, в которые вы должны вклеить картинки. Из полученных работ мы с вами сделаем альбом «Правила поведения в лесу». Но сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик - самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!
(под мелодичную музыку дети приступают к работе).
После работы воспитатель обращается к детям: Ребята, мы же с вами сегодня солнечные лучики, которые дарят окружающим тепло и радость. Давайте подарим нашим гостям небольшие сувениры в память о нашей встрече (дети дарят гостям смайлики).
Список литературы:
1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: Вако, 2005.
2. Лобанова А. С. Путешествие в весну // Ребенок в детском саду. -2012.-№2.- С. 11-13.
3. Кладова Л. С. В гости к Весне // Справочник старшего воспитателя. -2014.- №3.-С. 70-75.
4. Климинова Ю. В. Здравствуй, весна // Воспитатель. -2014.-№3.-С. 75-79.
5. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2003.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.